Разностно-дальномерный метод определения места корабля

Разностно-дальномерный метод основан на измерении разности расстояний между объектом навигации и двумя навигационными точками. Иногда этот метод еще называют доплеровский интегральный. Разностно-дальномерные базы можно образовать при одновременном использовании двух ИСЗ с нетождественными элементами орбиты. Возможно также последовательные во времени положения одного ИСЗ рассматривать как навигационные точки, образующие соответствующие базы, учитывая при этом перемещение объекта навигации по поверхности Земли в интервале между моментами навигационных измерений. Найдем навигационную функцию и установим вид навигационной изоповерхности, соответствующей измеренной разности расстояний до двух ИСЗ.

Интегральный доплеровский метод заключается в измерении РНП – интеграла fдоп.

. (1.3)

 

Вычислив интеграл, можно получить разность фаз или набег фазы fдоп в фазовых циклах, а затем и разность расстояний в длинах волн fизл. Поверхностью равных значений D2-D1 является гиперболоид вращения. Фокусы гиперболоида находятся в точках 1 и 2 (положение КА в моменты времени t1 и t2) (рис.1.).

Рисунок 1 Поверхности и линии положения при разностно-дальномерном методе определения навигационных параметров

 


Линией положения на Земле является пересечение гиперболоида вращения с геоидом – интегральная изотопа (сфероидическая гипербола) – линия одинаковых разностей расстояния на поверхности Земли.

При небольших временных интервалах t2-t1 поверхность гиперболоида асимметрически приближается к конусу, а интегральная изотопа очень близка к изотопе. Вершину конуса при условии fдоп. на небольшом интервале времени можно считать линейно изменяющейся величиной.