Определение места по расстояниям до 3-х ориентиров.

Если в видимости корабля имеются три ориентира, нанесенные на карту и до которых можно измерить по расстояниям до этих ориентиров.

Для определения места одновременно измеряются расстояния до этих ориентиров DА, Dв и Dс. Изолинией при измерении расстояния является окружность, радиус которой равен измеренному расстоянию, а центром окружности является место ориентира.

Следовательно расстоянию будет соответствовать окружность, радиус которой равен DА,а центром ее будет место ориентира А. В момент измерения расстояния корабль находится в одной из точек этой окружности (Рис.6). расстоянию соответствует окружность радиуса с центром в месте ориентира В. Расстоянию Dc соответствует окружность радиуса Dc c центром в месте ориентира С. Так как расстояния измерялись одновременно, то корабль одновременно находился на всех окружностях в общей их точке – в точке пересечения.

Точка К пересечения окружностей будет обсервованным местом корабля.

 

Рис.6

Определение места корабля по расстояниям методом крюйс – способом.

Эти способы определения корабля применяются в тех случаях, когда в видимости корабля имеется только один ориентир, а на корабле имеется возможность измерить только один навигационный параметр. С помощью одного навигационного параметра можно получить только одну изолинию, но одна изолиния места корабля не определяется.

В этих случаях измеряются два навигационных параметра на один и тот же ориентир через некоторый промежуток времени t.

Навигационная изолиния U1 (Рис.7), соответствующая моменту первого измерения Т1, переносится по направлению пути корабля на величину, равную пройденному расстоянию между моментами первого Т1 и второго Т2 измерений параметра (в положении U1)

S = Ut = V(T2 – T1) (4)

Рис.7

Для получения места на карте изолиния, соответствующая первому измеренному навигационному параметру U1 переносится по направлению пути корабля на расстояние, пройденное кораблем за время между моментами измерения параметров S = Vt = V(T2 – T1).

Пересечение приведенной к моменту Т2 навигационной изолинии U'1 c изолинией U2, соответствующей второму измеренному параметру относительно того же ориентира, определит место корабля на момент Т2.

Таким образом, в определении места участвует пройденное расстояние S т.е. элемент счисления. Место корабля, полученное крюйс-способом, называется счислимо-обсервованным и обозначается небольшим треугольником.

 

Определение места корабля по компасным пеленгом.

Является одним из наиболее распространенных способов обсервации при плавании в прибрежных районах.

За наблюдаемые ориентиры принимаются такие, которые усматриваются с корабля визуально или с помощью радиолокатора.

Сущность способа состоит в том, что одновременно измеренные с помощью пеленгатора компаса пеленги после исправления их поправкой компаса прокладывается на карте. В точке их пересечения определится обсервованное место корабля (Рис.1).

Рис.1

В качестве ориентиров используются маяки, знаки, огни и естественные ориентиры, нанесенные на карту (мысы, вершины гор, мачты, трубы заводов и т.п.).

Наиболее надежными береговыми ориентирами являются маяки, огни, знаки. Они легко опознаются и поэтому их использование для определения места предпочтительнее по сравнению с другими искусственными ориентирами.

Ориентиры опознаются сличением их вида или характеристик с данными, помещенными в лоции, пособии «Огни и знаки» или на картах.

Опознанию ориентиров могут помочь также пеленги на них, снятые с карты от с числимого места корабля. Ночью навигационные огни следует опознать по цвету, характеру изучения с обязательной проверкой периода излучения с помощью секундомера.

При прочих равных условиях следует стремиться к тому, чтобы угол между пеленгами на два ориентира был близок к 90°, но не меньше 30° и не больше 150°.

Порядок действий при определении места корабля по компасным пеленгам:

· Убедиться в правильном опознании ориентиров, в правильном подборе их наличии ориентиров на карте;

· В быстрой последовательности произвести измерения компасных пеленгов, записывать время и отсчет лога. Первым следует пеленговать ориентир, пеленг на который меняется медленнее, т.е. курсовой угол на который ближе к 0° или 180°. Ночью первым следует пеленговать ориентир, при измерении пеленга на который надо затратить больше времени (например, проблесковый огонь с большим периодом);

· Исправить измеренные пеленги поправкой компаса и приложить на карте от мест ориентиров обратные истинные пеленги до их взаимного пересечения;

· Измерить направление и величину невязки счисления и произвести запись на правой странице навигационного журнала.