Николай и Александра

Января 1905 – Кровавое воскресенье

Начало революционных событий относят к 9 января 1905 г., когда забастовавшие рабочие пошли с петицией к царю. В ней было сказано: «Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества… а не повелишь – мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом». Так и произошло: петицию не приняли, войска открыли огонь по манифестантам, несколько сот человек погибли на снегу от пуль. Кровавое воскресенье вызвало массовые забастовки, восстания и мятежи в армии и флоте, вынудило царя вернуть к власти Витте. Тот подготовил Октябрьский манифест, даровавший народу свободы и провозгласивший выборы в Государственную думу. 17 октября 1905 г. стало переломной датой в истории России. В тот день Николай записал в дневнике: «17-го октября. Понедельник. Годовщина крушения (в Борках. – Е. А.). Подписал манифест в 5 ч. После такого дня голова стала тяжелой и мысли стали путаться. Господи, помоги нам, усмири Россию». Примечательно, что старший из членов династии, великий князь Николай Николаевич, в напряженные дни 1905 г. вопреки присяге принял невероятно смелое и ответственное решение: он запретил всем членам семьи Романовых – офицерам участвовать в подавлении восстания собственного народа.

По сравнению с отцом Александром III Николай II был более образованным, приятным в общении человеком, любил искусство и литературу. Но у него не было воли и решимости его отца. Многие современники считали Николая II человеком лживым, скрытным, равнодушным к людям. Он не обладал умом выдающегося политика и казался посредственностью. К тому же он был не только неподготовлен к правлению, но и не любил государственные дела, которые казались ему мукой, тяжкой ношей: «День отдыха для меня – ни докладов, ни приемов никаких… Много читал – опять наслали ворохи бумаг…» (из дневника Николая). В нем не было отцовской страстности, увлеченности делом. Николай говорил о себе: «Я… стараюсь ни над чем не задумываться и нахожу, что только так и можно править Россией». При этом иметь с ним дело было чрезвычайно трудно. Николай был не только скрытен, но злопамятен. Витте называл его «византийцем», умевшим привлечь человека своей доверительностью, а потом обмануть. Как писал один острослов о царе: «Не лжет, но и правды не говорит».

Впрочем, вся его душевная энергия уходила в другом направлении: «Жаль, что занятия отнимают столько времени, которое хотелось бы проводить исключительно с ней!» Она – это Аликс, его возлюбленная супруга, окруженная любимыми детьми.

Женившись по любви на Александре Федоровне (до принятия православия – Виктория-Алиса-Хелена-Луиза-Беатриса, принцесса Гессен-Дармштадтская, в домашнем обиходе – Алике), Николай II составил с ней удивительно гармоничную пару, жившую в согласии и любви. У них родилось пятеро детей: четыре девочки (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия) и в 1904 г. – сын и наследник Алексей. Императрица же была нелюдима, застенчива, не любила общество, дичилась окружающих. Гордая, замкнутая, она не стала ни любимицей света, ни народа, и это сильно вредило режиму в глазах людей. Мир Александры Федоровны замыкался семьей, причем царица имела сильное влияние на Николая II и государственные дела. Как многие неофиты, Александра Федоровна стала глубоко верующей православной, оказалась склонной к мистическим увлечениям, пропиталась верой в чудеса. Это вполне объяснимо ее страстным желанием избавить сына Алексея от его страшной болезни, гемофилии, которая проявилась у мальчика почти сразу после его рождения в 1904 г.

Николай II во всем слепо следовал тем идеям, которые в юности внушили ему отец Александр III и учитель К. П. Победоносцев. Он пребывал в убеждении, что России не нужны никакие парламентские формы правления, что нужно сохранить общественные отношения патриархальными: «царь-отец» непосредственно общается со своим народом-«детьми» и мирно правит ими.

В учетной карточке всеобщей переписи 1897 г. он назвал себя «землевладельцем» и «хозяином земли Русской» (императрица же Александра Федоровна написала в своей карточке: «хозяйка земли Русской»), а фраза «Такова моя воля» казалась Николаю II способной решить самые сложные проблемы. Несоответствие таких архаичных взглядов реальной политической обстановке в стране и привело Николая II, а вместе с ним и Россию, к катастрофе 1917 г.