Безопасная скорость с учетом использования радиолокатора

Величина безопасной скорости при условии надежного радиолокационного наблюдения назначается с учетом опасной зоны. Расстояние до встречного судна, именуе­мое радиусом опасной зоны:

 


где а — поправка, зависящая от системы радиолокатора, обычно принимается равной 0,1 шкалы дальности, на ко­торой ведется наблюдение, мили.

Тогда

т. е величина безопасной скорости в условиях надежного радиолокационного наблюдения должна быть такой, при которой длина тормозного пути не превышает половины разности радиуса опасной зоны и поправки а.

За величину радиуса опасной зоны в пашем ВМФ ре­комендуется принимать гарантированную радиолокацион­ную дальность обнаружения малых судов, составляющую 50% нормальной, а именно:

— в открытом море — 2 мили;

— в прибрежных районах — 0,7 мили;

— на каналах и фарватерах — половину ширины судо­ходной части.

 

На больших удалениях от берега (в океане), где встре­ча с малыми судами практически исключается, величина радиуса опасной зоны может быть увеличена до 3— 5 миль (табл. 18.1).

Аналитическое выражение величины безопасной скоро­сти: V6e3 = f(Sv). С учетом инерционных качеств своего корабля составляют график функции Vбе3 = f(Sv) или Sv = φ(Vбез), с которого в зависимости от величины Sv снимаются значения безопасной скорости.

Для быстроходных военных кораблей с мощными энергетическими установками ориентировочная величина безопасной скорости может быть рассчитана по формуле

 


где V0 и S0 — скорость хода и известная для этой скоро­сти величина тормозного пути при даче полного хода на­зад, уз и мили.

Пример. Рассчитать величину тормозного пути и без­опасной скорости для следования в тумане в открытом море. Радиолокационное наблюдение ведется на шкале 15 миль. Тормозной путь при скорости 18 уз составляет S0=0,9 мили.

По формуле (18.3)


По формуле (18.4)

 


Таким образом, при условии надежного радиолока­ционного наблюдения величина безопасной скорости мо­жет быть назначена больше, чем без радиолокатора, но этой скоростью можно идти до сближения со встречны­ми судами на величину опасной зоны.