Расхождение с рыболовными судами

Расхождение с кораблями (судами), лишенными возможности управляться

В морской практике судами, лишенными возможности управляться, принято считать суда, имеющие поврежде­ния в средствах движения, рулевом устройстве, суда, прибегнувшие к штормованию, а также суда, которые в результате тяжелых повреждений корпуса в значитель­ной степени утратили свою управляемость. Судно, лишен­ное возможности управляться, при встрече с другим суд­ном должно по возможности сохранять неизменными курс и скорость. При возникновении непосредственной опасности столкновения оно также должно предпринять все необходимые меры, чтобы предотвратить его.

 

Расхождение с кораблями (судами), ограниченными в возможности маневрировать

К категории этих судов в морской практике отно­сятся корабли и суда, занятые кабельными, дноуглуби­тельными, гидрографическими и другими подводными работами, а также корабли и суда, занятые доснабжением и передачей людей в море, обеспечением приема или взлета различных летательных аппаратов, тралением мин и проведением таких буксирных операций, при вы­полнении которых они не в состоянии уступить дорогу приближающимся судам. При встрече с другими кораб­лями и судами они должны сохранять неизменными курс и скорость и прибегать к их изменению лишь для пре­дотвращения непосредственной опасности столкновения.

При расхождении с тральщиком, занятым тралением мин, не следует приближаться к его корме на расстояние менее 1000 м и к бортам на расстояние менее 500 м. Предписанные ППСС дистанции являются минималь­ными. Поэтому, если имеется возможность, расхождение с тральщиком (отрядом тральщиков) необходимо произ­водить на значительно больших дистанциях. Наличие в районе тралящих кораблей указывает на минную опас­ность. Поэтому рекомендуется усилить все виды наблю­дения за водной поверхностью на носовых курсовых уг­лах и уменьшить скорость движения.

Расхождение с судном, ограниченным своей осадкой

К этой категории судов относятся суда, у которых соотношение между осадкой и глубинами в данном районе исключает возможность их уклонения с курса. При встрече с другими судами они должны по возможности следовать неизменными курсом и скоростью, а для предотвращения столкновения уменьшить ход, застопо­рить машины, дать задний ход. При расхождении с та­ким судном необходимо, насколько это возможно, предо­ставить ему свободный проход.

Преимуществом при расхождении с судами с механи­ческим двигателем пользуются рыболовные суда, произ­водящие лов рыбы сетями, ярусными крючковыми сна­стями, тралами или с помощью других рыболовных при­способлений, которые ограничивают маневренность.

Суда, производящие лов рыбы буксируемыми крюч­ковыми снастями или другими приспособлениями, не влияющими на управляемость, к категории рыболовных судов не относятся. Эти суда выполняют расхождение, как обычные суда с механическими двигателями. В свою очередь рыболовные суда не должны затруднять движе­ние судов, следующих в пределах узкого прохода или фарватера, а также по полосе движения в системе раз­деления движения.

Расхождение с судном, занятым ловом рыбы, следует производить на достаточном удалении, имея в виду зна­чительные размеры выметанных им снастей.

Расхождение с гидросамолетами, маневрирующими на воде,— явление чрезвычайно редкое. Как правило, гидро­самолетам для посадки и взлета отводятся специальные участки водной акватории (полигоны), куда без особой необходимости суда не должны заходить.

При встрече с гидросамолетом, маневрирующим на воде, расхождение с ним осуществляется по правилам для судов с механическими двигателями. При этом сле­дует иметь в виду, что маневрирование гидросамолета в момент его взлета и посадки крайне затруднительно.

Судно с механическим двигателем при встрече с па­русным судном должно уступить ему дорогу независимо от взаимного положения судов, кроме случая, когда па­русное судно является обгоняющим. Движение парус­ного судна осуществляется за счет воздействия внешнего фактора — ветра, поэтому оно имеет значительно худшие возможности для маневра. Производя расхождение с парусным судном, необходимо быть особенно предусмотри­тельным и выполнять расхождение на достаточном уда­лении.

Парусное судно, следующее под парусами и одновре­менно приводимое в движение механической установкой, считается судном с механическим двигателем.

Расхождение гражданских судов с одиночными воен­ными кораблями, не занятыми выполнением специальных упражнений, производится в соответствии с МППСС.