Расхождение с рыболовными судами
Расхождение с кораблями (судами), лишенными возможности управляться
В морской практике судами, лишенными возможности управляться, принято считать суда, имеющие повреждения в средствах движения, рулевом устройстве, суда, прибегнувшие к штормованию, а также суда, которые в результате тяжелых повреждений корпуса в значительной степени утратили свою управляемость. Судно, лишенное возможности управляться, при встрече с другим судном должно по возможности сохранять неизменными курс и скорость. При возникновении непосредственной опасности столкновения оно также должно предпринять все необходимые меры, чтобы предотвратить его.
Расхождение с кораблями (судами), ограниченными в возможности маневрировать
К категории этих судов в морской практике относятся корабли и суда, занятые кабельными, дноуглубительными, гидрографическими и другими подводными работами, а также корабли и суда, занятые доснабжением и передачей людей в море, обеспечением приема или взлета различных летательных аппаратов, тралением мин и проведением таких буксирных операций, при выполнении которых они не в состоянии уступить дорогу приближающимся судам. При встрече с другими кораблями и судами они должны сохранять неизменными курс и скорость и прибегать к их изменению лишь для предотвращения непосредственной опасности столкновения.
При расхождении с тральщиком, занятым тралением мин, не следует приближаться к его корме на расстояние менее 1000 м и к бортам на расстояние менее 500 м. Предписанные ППСС дистанции являются минимальными. Поэтому, если имеется возможность, расхождение с тральщиком (отрядом тральщиков) необходимо производить на значительно больших дистанциях. Наличие в районе тралящих кораблей указывает на минную опасность. Поэтому рекомендуется усилить все виды наблюдения за водной поверхностью на носовых курсовых углах и уменьшить скорость движения.
Расхождение с судном, ограниченным своей осадкой
К этой категории судов относятся суда, у которых соотношение между осадкой и глубинами в данном районе исключает возможность их уклонения с курса. При встрече с другими судами они должны по возможности следовать неизменными курсом и скоростью, а для предотвращения столкновения уменьшить ход, застопорить машины, дать задний ход. При расхождении с таким судном необходимо, насколько это возможно, предоставить ему свободный проход.
Преимуществом при расхождении с судами с механическим двигателем пользуются рыболовные суда, производящие лов рыбы сетями, ярусными крючковыми снастями, тралами или с помощью других рыболовных приспособлений, которые ограничивают маневренность.
Суда, производящие лов рыбы буксируемыми крючковыми снастями или другими приспособлениями, не влияющими на управляемость, к категории рыболовных судов не относятся. Эти суда выполняют расхождение, как обычные суда с механическими двигателями. В свою очередь рыболовные суда не должны затруднять движение судов, следующих в пределах узкого прохода или фарватера, а также по полосе движения в системе разделения движения.
Расхождение с судном, занятым ловом рыбы, следует производить на достаточном удалении, имея в виду значительные размеры выметанных им снастей.
Расхождение с гидросамолетами, маневрирующими на воде,— явление чрезвычайно редкое. Как правило, гидросамолетам для посадки и взлета отводятся специальные участки водной акватории (полигоны), куда без особой необходимости суда не должны заходить.
При встрече с гидросамолетом, маневрирующим на воде, расхождение с ним осуществляется по правилам для судов с механическими двигателями. При этом следует иметь в виду, что маневрирование гидросамолета в момент его взлета и посадки крайне затруднительно.
Судно с механическим двигателем при встрече с парусным судном должно уступить ему дорогу независимо от взаимного положения судов, кроме случая, когда парусное судно является обгоняющим. Движение парусного судна осуществляется за счет воздействия внешнего фактора — ветра, поэтому оно имеет значительно худшие возможности для маневра. Производя расхождение с парусным судном, необходимо быть особенно предусмотрительным и выполнять расхождение на достаточном удалении.
Парусное судно, следующее под парусами и одновременно приводимое в движение механической установкой, считается судном с механическим двигателем.
Расхождение гражданских судов с одиночными военными кораблями, не занятыми выполнением специальных упражнений, производится в соответствии с МППСС.