ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ МППСС
ТЕМА 12. УПРАВЛЕНИЕ КОРАБЛЕМ ПРИ РАСХОЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВИЗУАЛЬНОЙ ВИДИМОСТИ
Расхождение кораблей и судов в открытых морях и соединенных с ними водах выполняется в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72) — важнейшим международно-правовым актом, обеспечивающим безопасность мореплавания.
На акваториях портов, рейдов, на реках и озерах, на внутренних водных путях, соединенных с открытым морем и доступных для плавания морских судов, международные правила в ряде случаев дополняются особыми правилами, которые издаются местными властями и публикуются в лоциях и извещениях мореплавателям (гл. 19).
Международные правила применяются в случаях, когда суда находятся в пределах видимости друг друга (в том числе и радиолокационной) или звуковом контакте и сближаются так, что возникает опасность столкновения. В этом случае правила не рекомендуют, а предписывают принять заблаговременные и уверенные действия для предупреждения столкновения.
Правила не применяются, когда суда, следуя постоянными курсом и скоростью, расходятся «чисто», в достаточном удалении друг от друга, и опасности столкновения не возникает.
Международной практикой судебно-арбитражных рутений по столкновениям выработано следующее толкование основных определений и терминологии правил применительно к части А (Общие положения) и части В (Правила плавания и маневрирования), разделы I и II.
«Опасность столкновения». Опасность столкновения между судами возникает, когда они, следуя первоначальным курсом и скоростью, одновременно придут в точку пересечения их курсов. Признаком наличия опасности столкновения считается постоянство или малое изменение пеленга при сокращении дистанции между судами. Сомнения в отношении наличия опасности столкновения свидетельствуют о том, что она существует. В определенных условиях опасность столкновения может существовать и при значительном изменении пеленга при встрече с большими судами, буксирами, а также при сближении судов на близкие расстояния.
«Надлежащее наблюдение». Организация надлежащего наблюдения предусматривает сочетание зрительно-слухового и всех видов технического наблюдения независимо от условий плавания. Данные радиолокационного наблюдения, не подкрепленные расчетом, особенно опасны.
«Безопасная скорость». Следование безопасной скоростью предусматривает своевременную применительно к данным условиям остановку судна на достаточном расстоянии от возможного объекта столкновения. В условиях хорошей видимости на ее величину влияют интенсивность судоходства в данном районе, инерционные свойства и поворотливость судна, ночью — характер фона освещения, гидрометеорологические и навигационные условия плавания, соотношение глубины и осадки(1).
«На ходу». Помимо определения Правила 3 п. «i», на ходу считается судно, применяющее для разворота якорь, дрейфующее на якорной цепи без якоря, занятое протаскиванием якоря по грунту. Термин «на ходу» примевителен и к судам, лежащим в дрейфе.
«Судно, лишенное возможности управляться». По смыслу Правила 3 п.«f» к таким судам относятся суда, которые в силу технических неисправностей или аварийных повреждений не могут уступить дорогу другому судну, а также суда, прибегнувшие к штормованию и не могущие изменить свой курс, чтобы не ставить себя в опасное положение.
«Суда на виду друг у друга». Суда считаются на виду друг у друга, когда одно из них может визуально наблюдаться с другого. Взаимное наблюдение судов или одного из них с помощью радиолокации не означает, что они находятся на виду друг у друга.
«Ограниченная (малая) видимость». Под этим термином понимается видимость, которая в связи с различными метеорологическими явлениями уменьшилась до 20 и менее кабельтовых.
«Заблаговременное и решительное действие» предусматривает расхождение судов в открытом море на дистанциях 20 и более кабельтовых. Сближение судов на меньшую дистанцию следует считать чрезмерным сближением (опасным маневрированием).
«Особые обстоятельства». Правило 2 п. «6» вменяет в обязанности судоводителю отступить от пунктуального выполнения Правил, если это приводит к возникновению непосредственной опасности столкновения, Отступление от Правил производится на основе своевременного учета сложившейся обстановки, когда одно из судов не выполняет пли не в состоянии выполнить предписанные ему действия, что приводит к опасному сближению.
Отступление от Правил, произведенное на основе предположения, что встречное судно не выполнит предписанные ему действия, следует считать грубым нарушением МППСС.
«Обычная (хорошая) морская практика». Хорошая морская практика подразумевает организацию всех имеющихся средств, наблюдения за окружающей обстановкой, применительно к обстоятельствам плавания, правильный ее анализ и принятие своевременных и наилучших в данном случае мер для предотвращения столкновения.
Расхождение со встречным судном, выполненное с таким расчетом, чтобы не ставить его в опасное положение, также свидетельствует о хорошей морской практике.
«Система разделения движения» — установление морских путей методом разделения движения в районах интенсивного судоходства.
«Район кругового движения» — район схождения нескольких путей, в котором движение осуществляется против часовой стрелки вокруг определенной зоны или точки.
«Зона или линия разделения движения» — полоса или линия, разделяющая движение судов, следующих в противоположных направлениях.
«Полоса движения» — зона, в границах которой всем судам рекомендуется следовать в одном направлении.
«Зона прибрежного плавания» — зона между береговой линией и прибрежной границей полосы движения, предназначенная для прибрежного плавания.