ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ МППСС

ТЕМА 12. УПРАВЛЕНИЕ КОРАБЛЕМ ПРИ РАСХОЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВИЗУАЛЬНОЙ ВИДИМОСТИ

Расхождение кораблей и судов в открытых морях и соединенных с ними водах выполняется в соответствии с Международными правилами предупреждения столк­новений судов в море (МППСС-72) — важнейшим меж­дународно-правовым актом, обеспечивающим безопас­ность мореплавания.

На акваториях портов, рейдов, на реках и озерах, на внутренних водных путях, соединенных с открытым мо­рем и доступных для плавания морских судов, между­народные правила в ряде случаев дополняются особыми правилами, которые издаются местными властями и пуб­ликуются в лоциях и извещениях мореплавателям (гл. 19).

Международные правила применяются в случаях, когда суда находятся в пределах видимости друг друга (в том числе и радиолокационной) или звуковом кон­такте и сближаются так, что возникает опасность столк­новения. В этом случае правила не рекомендуют, а пред­писывают принять заблаговременные и уверенные дей­ствия для предупреждения столкновения.

Правила не применяются, когда суда, следуя посто­янными курсом и скоростью, расходятся «чисто», в до­статочном удалении друг от друга, и опасности столкно­вения не возникает.

Международной практикой судебно-арбитражных рутений по столкновениям выработано следующее толко­вание основных определений и терминологии правил применительно к части А (Общие положения) и части В (Правила плавания и маневрирования), разделы I и II.

«Опасность столкновения». Опасность столкновения между судами возникает, когда они, следуя первона­чальным курсом и скоростью, одновременно придут в точку пересечения их курсов. Признаком наличия опас­ности столкновения считается постоянство или малое из­менение пеленга при сокращении дистанции между су­дами. Сомнения в отношении наличия опасности столкно­вения свидетельствуют о том, что она существует. В оп­ределенных условиях опасность столкновения может су­ществовать и при значительном изменении пеленга при встрече с большими судами, буксирами, а также при сближении судов на близкие расстояния.

«Надлежащее наблюдение». Организация надлежащего наблюдения предусматривает сочетание зрительно-слухо­вого и всех видов технического наблюдения независимо от условий плавания. Данные радиолокационного наблю­дения, не подкрепленные расчетом, особенно опасны.

«Безопасная скорость». Следование безопасной ско­ростью предусматривает своевременную применительно к данным условиям остановку судна на достаточном рас­стоянии от возможного объекта столкновения. В усло­виях хорошей видимости на ее величину влияют интен­сивность судоходства в данном районе, инерционные свойства и поворотливость судна, ночью — характер фона освещения, гидрометеорологические и навигационные ус­ловия плавания, соотношение глубины и осадки(1).

«На ходу». Помимо определения Правила 3 п. «i», на ходу считается судно, применяющее для разворота якорь, дрейфующее на якорной цепи без якоря, занятое про­таскиванием якоря по грунту. Термин «на ходу» примевителен и к судам, лежащим в дрейфе.

«Судно, лишенное возможности управляться». По смы­слу Правила 3 п.«f» к таким судам относятся суда, которые в силу технических неисправностей или аварий­ных повреждений не могут уступить дорогу другому судну, а также суда, прибегнувшие к штормованию и не мо­гущие изменить свой курс, чтобы не ставить себя в опас­ное положение.

«Суда на виду друг у друга». Суда считаются на виду друг у друга, когда одно из них может визуально наблюдаться с другого. Взаимное наблюдение судов или одного из них с помощью радиолокации не означает, что они находятся на виду друг у друга.

«Ограниченная (малая) видимость». Под этим терми­ном понимается видимость, которая в связи с различ­ными метеорологическими явлениями уменьшилась до 20 и менее кабельтовых.

«Заблаговременное и решительное действие» преду­сматривает расхождение судов в открытом море на ди­станциях 20 и более кабельтовых. Сближение судов на меньшую дистанцию следует считать чрезмерным сбли­жением (опасным маневрированием).

«Особые обстоятельства». Правило 2 п. «6» вменяет в обязанности судоводителю отступить от пунктуального выполнения Правил, если это приводит к возникновению непосредственной опасности столкновения, Отступление от Правил производится на основе своевременного учета сложившейся обстановки, когда одно из судов не выпол­няет пли не в состоянии выполнить предписанные ему действия, что приводит к опасному сближению.

Отступление от Правил, произведенное на основе предположения, что встречное судно не выполнит пред­писанные ему действия, следует считать грубым нару­шением МППСС.

«Обычная (хорошая) морская практика». Хорошая морская практика подразумевает организацию всех имею­щихся средств, наблюдения за окружающей обстановкой, применительно к обстоятельствам плавания, правильный ее анализ и принятие своевременных и наилучших в дан­ном случае мер для предотвращения столкновения.

Расхождение со встречным судном, выполненное с та­ким расчетом, чтобы не ставить его в опасное положе­ние, также свидетельствует о хорошей морской практике.

«Система разделения движения» — установление мор­ских путей методом разделения движения в районах ин­тенсивного судоходства.

«Район кругового движения» — район схождения не­скольких путей, в котором движение осуществляется против часовой стрелки вокруг определенной зоны или точки.

«Зона или линия разделения движения» — полоса или линия, разделяющая движение судов, следующих в про­тивоположных направлениях.

«Полоса движения» — зона, в границах которой всем судам рекомендуется следовать в одном направлении.

«Зона прибрежного плавания» — зона между берего­вой линией и прибрежной границей полосы движения, предназначенная для прибрежного плавания.