Процедуры подготовки к аварийным ситуациям и правил действий при авариях.

Считается, что краеугольным камнем эффективного управления безопасностью является безукоснительное выполнение требований кодекса и компетентность всех лиц и организаций, связанных с мореплаванием.

В кодексе изложены общие принципиальные требования к организации управления безопасностью, на основе которых должны разрабатываться национальные требования.

МКУБ.

Международные требования по управлению безопасность на море.

ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА МОРЕ

Резолюцией ИМО А.741 (18) в 1994 году введен Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения водной среды. Приложение к этой Резолюции называется "Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)".

Цель этого документа состоит в создании международного стандарта по управлению безопасностью мореплавания, направленного на обеспечение безопасности на море и на предотвращение несчастных случаев или гибели людей.

Каждая судоходная компания должна разработать и задействовать систему управления безопасностью, которая включает функциональные требования по следующим направлениям:

- политика в области безопасности,

- инструкции и процедуры для обеспечения безопасности мореплавания, соответствующие международному праву и национальному законодательству,

- установленный объем полномочий и линий связи между персоналом на берегу и на судне, а также внутри их,

- процедуры передачи сообщений об авариях и случаях несоблюдения положений данного Кодекса,

Компания должна определить лиц, ответственных за руководство безопасностью мореплавания, и четко сформулировать (в виде документа) ответственность капитана судна в отношении создания на судне функциональной системы по управлению безопасностью.

МКУБ предусматривает необходимость комплектования судна квалифицированными и дипломированными моряками, соответствующими международным и национальным требованиям.

На каждом судне должно быть "Наставление по управлению безопасностью" и комплект программ учений экипажа по отработке действий в аварийных ситуациях, а также по проверке технических средств и устранению их повреждений.

Каждому невоенному судну после проверки системы управления безопасностью выдается соответствующий документ - свидетельство, подтверждающее эффективность судовой системы управления безопасностью. При этом отдельно удостоверяется безопасность судна по конструкции, по надежности оборудования, радиооборудования и по комплектности снабжения.

При нарушении судном системы обеспечения безопасности администрация порта принимает меры, чтобы судно не вышло в море до тех пор, пока не будет исправлено положение дел.

В приказе Министра транспорта Российской Федерации (1994 г.) "О мерах повышения безопасности плавания" предусматриваются организационные меры, связанные с введением в действие Кодекса по управлению безопасностью. К ним относятся:

- разработка руководящих указаний и инструкций для капитанов судов, командного состава и экипажей судов по обеспечению безопасности мореплавания,

- установление системы, обеспечивающей получение от капитанов судов немедленной информации о всех аварийных случаях с целью принятия своевременных мер по оказанию необходимой помощи судну и людям, а также предоставление материалов для расследования аварийных случаев капитанами морских портов,

- контроль за проведением учений и тренировок по обеспечению живучести судна и выживаемости людей на море, проведение тренажерной подготовки экипажей в береговых тренажерных центрах,

- обеспечение судов современными спасательными средствами и средствами борьбы за живучесть,

- изучение требований и рекомендаций международных конвенций, национальных руководящих правил и нормативно-технических документов,

- внедрение на судах современных технических средств судовождения и связи, автоматизации и компьютеризации,