Ошибка № 49. КРИТИКОВАТЬ КОЛЛЕГ
Всех нас объединяет цель: мы призваны просвещать Землю.
Новалис
Что может подвигнуть нас критиковать коллег?1 Я вижу как минимум две причины для этого: концептуальные противоречия и критика тех участников группы, которые остались недовольными посещенными в прошлом тренингами.
Концептуальные противоречия — это те противоположности, которые в своем единстве и борьбе двигают науку вперед. На гору можно подняться разными способами — пешком по тропе, на машине по дороге, по отвесному склону в команде альпинистов, на воздушном шаре или на вертолетике. В итоге мы все окажемся на вершине. Какой-то способ окажется более быстрым, но при этом более затратным. Другой при минимуме затрат будет нести большие риски. Третий окажется извилистым и неспешным, но те, кто предпочтут его, увидят много интересного и необычного рядом со своей дорогой. Каждому свое.
Каждая школа имеет свои постулаты, приоритеты и подходы, которые могут различаться диаметрально. Фанаты от науки находят особый вкус в том, чтобы с пеной у рта отстаивать свои теории на диспутах и конференциях, выискивая слабые места в выступлениях представителей других школ.
Я не просто так употребила слово «фанаты»: нетерпимость — качество, свойственное фанатам и неофитам. Новичок загорается идеей, пестует ее, лелеет и обожает и искренне считает, что именно эта идея осчастливит весь мир и каждого в нем. Он наивно удивляется, почему далеко не каждый хочет быть счастливым под его знаменами, и болезненно относится ко всему, что ставит под сомнение, чернит, противоречит его идее. А лучшая защита, как известно, нападение.
С продвижением в своей теме, после вдумчивого анализа других теорий, ученик начинает видеть, что их объединяет, что является разным, за счет чего они обогащают друг друга, выделяет преимущества и ограничения каждой теории. Он становится уверенным в том, что он делает, понимает ценность этого, перестает воспринимать вопросы, сомнения и замечания как нападки, с удовольствием участвует в дискуссиях, способствующих его профессиональному росту, — становится мастером. Настоящий
] См. также: Ошибка № 59. Не строить отношения с коллегами и Ошибка № 60. Не ходить на тренинги других тренеров.
мастер терпимо относится к тому, что противоречит избранному им пути или заметно отличается от него. Фанатизм мастера — следствие обид и разочарований как периода становления, так и ограничений, существующих в его настоящем.
Как будет группа реагировать на фанатизм тренера? Возможно, с уважением к специалисту, хорошо знающему свое дело. Возможно, со скрытой улыбкой, поскольку сотворение кумира зашоривает глаза, провоцирует не замечать его недостатков, которые со стороны хорошо видны. Возможно, с негодованием, если часть участников группы являются приверженцами другой теории. Возможно, со скукой — время-то идет. В любом случае сравнение и анализ всегда выигрывают перед огульным разносом в пух и прах другой теории.
Можно возразить, что если тренер ставит под сомнение какую-то теорию, то он делает это не огульно, а имея для этого твердое основание. На тренинге вряд ли у нас будет время и возможность углубиться в детали, показать динамику данной теории и привести примеры. А группа, согласитесь, гораздо менее нас подкована в наших делах и сильно настроена на практический прогресс.
С другой стороны, если мы фанатично что-то защищаем, по крайней мере, группа точно знает, на какой платформе стоит ее тренер.
После мастер-класса Ирины Барановой, ведущего тренера Центра обучения персонала «КЛАСС» Л. Кроля, я вернулась домой несколько «загруженная» и встревоженная. В начале мастер-класса она задала группе вопрос о том, кто как представляет себе роль тренера в группе. Чего там только не наговорили — он и швец, и жнец, и на дуде игрец: и шоу-мастер, и лидер-вдохновитель, и фильтр, и мамка, и нянька. Причем последние роли были названы именно так: «Тренер для своей группы и мамка, и нянька, при необходимости должен и сопли вытирать, и по головке гладить».
Меня сильно зацепила эта фраза, поскольку я четко развожу, что сопли должна вытирать сыну, а каждый участник группы — свободный взрослый человек, который сам несет за себя ответственность.
После этого мастер-класса на каждой группе тренинга тренеров я особо подчеркивала, что тренер — фасилитатор личностно-профессионального роста участников, и если мы будем принимать на себя личную ответственность за жизнь и карьеру каждого участника группы, то сгорим в два счета. Мы должны запустить изменения, но воплощает их он сам.
Где-то через полгода я проснулась с вопросом, почему я так настойчиво продвигаю именно эту точку зрения. Для тренера, который озвучил такую позицию на мастер-классе, на том этапе ее развития именно эта роль являлась комфортной и ресурсной. Имеет право, она тоже взрослый человек, который строит свою жизнь в соответствии со своими внутренними установками, мыслями и желаниями.
Я сама была такою... еще десять лет тому назад. Сейчас позиция изменилась.
Совершенно другая история начинается, если участники группы начинают ругать тренера, который работал с ними раньше, а мы их в этом поддерживаем.
Правило этикета «При младших о старших либо хорошо, либо ничего» возникло не просто так. Да, мы можем пройти разные школы, да, у нас могут быть разные концепции, да, у нас непохожие стили ведения тренингов, но мы — птицы одного гнезда. А ворон ворону глаз не выклюет. Хотим, чтобы к нам и нашей профессии относились с уважением, относимся с уважением к профессии и друг другу.
То, что я скажу сейчас, подводит практическую основу под то, как проявлять уважение к коллеге, даже если мы «точно знаем», что и методы у него прошлого века, и принципы моральные явно не очень, и ведет он себя на тренингах не так чтобы, да и вообще, лучше бы ушел и не позорил честное племя бизнес-тренеров.
Мы не знаем, что было на том тренинге, который с таким неудовольствием вспоминает группа или ее участник, не знаем причин его недовольства. Не знаем, как развивались события и вокруг чего возникла
напряженность. Но мы точно знаем, что у каждого — своя реальность. Послушаем участников — тренера надо гнать в три шеи с лишением всех прав, в том числе водительских, потому что маньяки на дороге опасны. Послушаем тренера — такую группу можно держать только в палате номер шесть и в смирительных рубашках. И обе стороны будут настолько проникновенны и убедительны, что поневоле посочувствуешь Соломону.
Конечно, мы можем поставить под сомнение правоту участников группы, но это будет противоречить их реальности, не поверят. Лучше попробовать прояснить ситуацию, точно так, как мы работам с критикой, постепенно, задавая вопросы, ответы на которые заставят участника задуматься. Мы никогда не восстановим прошлое в деталях и объективно, да это и не наша цель. Но как только у критикана затеплится мысль, что, может, он что-то не так понял, он сможет услышать идею о том, что, возможно, именно та форма или именно та теория на тот момент представляла ценность для той группы. Или что он был в чем-то не прав.
У меня был подобный эпизод, очень красочный, во время работы в коллективе тренеров для торгового дома с широкой дилерской сетью.
Мы обучали персонал дилерских центров, причем параллельно шли две линейки. Четыре тренера проводили двухдневный тренинг «Активные продажи», выезжая в разные регионы. На этот тренинг приглашались менеджеры-консультанты. Я занималась проектом «Постановка системы обучения в дилерских центрах по России и странам СНГ», и ко мне приезжали начальники отделов продаж, старшие менеджеры, хотя было много и менеджеров-консультантов, в задачу которых входило обеспечение исполнения персоналом стандарта обслуживания клиентов на местах.
Наш тренинг назывался «Тренинг внутренних тренеров», был многоступенчатым, на первой ступени мы осваивали науку торговли в рамках тех требований, которые выдвигала компания по отношению к менеджерам, плюс развивали навыки наблюдения и учились грамотно давать обратную связь.
И вот на одну из моих групп попадает менеджер-консультант, который уже в конце первого дня подходит и взахлеб начинает хвалить мой тренинг, сравнивая его с только что посещенным у себя в регионе.
— У Вас намного лучше, — говорит он. — Там тренинг был очень сложный, ничего не понятно, все время группы какие-то, здесь совсем по-другому.
Конечно, приятно, что здесь хорошо, но у меня возникают подозрения. Во-первых, я знаю программу, по которой работают мои коллеги, и наша программа гораздо сложнее. Во-вторых, я знаю тренера, который выезжал в этот регион, высоко ценю ее профессиональные и личностные качества, а он даже не помнит ее имени. В-третьих, парень явно не дурак, и непонятно, почему ему было сложно. Я начинаю задавать вопросы.
Выясняется, что на том тренинге у него получилось присутствовать не то четыре, не то шесть часов, причем во второй день. Так сложилось, что он был в этом городе по делам центра и ему предложили немного задержаться и «зайти посмотреть, что это за нововведение такое». С такой примерно установкой — посмотреть — он и зашел, когда смог. Теорию не слышал, принципы участия в тренинге не понял, все время решал по телефону свои вопросы, боялся опоздать на поезд. Кто бы сомневался, что «здесь» ему лучше.
Порадовались, конечно, что ему нравится этот тренинг. А вместе с группой сделали вывод о том, насколько важно участие в тренинге с первой минуты до последней при отключенном телефоне. И то хлеб.
Очень важно таким же образом вести себя в переговорах с клиентами, которые начинают ругать тех, кто были до нас. И тем плохи, и этим. Как правило, это значит лишь то, что неправильно потребности клиента определили и решать нужно было другую проблему другими средствами. Либо не дали закончить проект. Либо были внешние обстоятельства, изменения, ограничения, над которыми тренер не был властен. Интересно, что скажут про нас, когда мы уйдем?
![]() |
Вспомните ситуацию из Вашей практики, когда группа или ее отдельный участник противопоставлял Ваш тренинг ранее пройденному. Подумайте, как бы Вы повели себя сейчас в подобной ситуации. Какие вопросы помогут Вам прояснить ситуацию? Какие другие средства Вы могли бы использовать?
![]() |
Проанализируйте концептуальную основу того тренинга, который готовите сейчас: на каком теоретическом материале Вы основываетесь, а от какого предпочли отказаться? Подумайте, как материал, противоречащий Вашему, мог бы обогатить данный тренинг.