Ошибка № 34. ПОЗВОЛЯТЬ ГРУППЕ УВОДИТЬ СЕБЯ ОТ ТЕМЫ
Мало что так волнует людей, как те вещи, которые их совершенно не касаются.
Альберт Швейцер
Сопротивление критике или, что более точно, страх потерять лицо, провоцирует группу на еще более интересный вариант поведения: разглагольствования о жестоком мире, в котором мы живем. Очевидно, что высказывания о том, что «нас никогда ничему не учили», — это уже «давленье на жалость» из разряда «сами мы не местные», но рядом звучит «б жизни все не так», что дает группе очень хорошую подводку к рассказу о том, что у них происходит в жизни на самом деле.
Человеку всегда есть на что пожаловаться. Так сложилось, что в материальном мире есть три источника человеческих страданий: человеческое тело (его несовершенство, те изменения, которые в нем происходят всегда в худшую сторону, плюс болезни), другие люди и природа. Обратите внимание: на тренинге, как и в любом другом пространстве, где собирается больше одного человека, могут звучать жалобы по всем трем направлениям. Голова раскалывается, в пояснице стреляет, остеохондроз у всех, зубы лучше не вспоминать, глаза перед компьютером устают, пальцы периодически режем. В открытой группе с приезжими участниками наверняка поднимается тема, как доехали, после чего выясняется, что «спали плохо, соседи храпели, из окна дуло (вот они, все три причины), в поезде было жарко, холодно, грязно, неуютно, а гостиница-то... Ужас один, в ней из окон дует, холодно, неуютно, а денег берут, а вы бы видели, что на завтрак дали! Это что, у вас в городе всегда так?» Ежику понятно, что вместо обучения поспать бы. Как только уровень тревожности повышается, тут же вспоминается эта выматывающая дорога, и реакции тела раскрываются во всей красе, голова обязательно, а еще могут зубы, поясница... На этот случай всегда хорошо таблетки иметь, меня этому один московский тренер научил, молодой совсем парень, кстати.
На тренинге для менеджеров по оптовым продажам в преимущественно женской группе он давал продажу на цифрах и учил блондинок пользоваться калькулятором при переговорах. Ступор начался очень быстро, практически сразу после знакомства, головы дали себя знать к обеду. Девушки одна за другой пошли к нему отпрашиваться. Он с совершенно серьезным видом открыл свой чемоданчик
и предложил таблетки на выбор, из самых популярных — анальгин, аспирин, спазган, кажется. «А что вы удивляетесь, — объяснил он, заметив мое удивление, — на тренинге очень часто головы болят, я и сам не исключение. Поэтому всегда вожу полный набор».
А это ведь действительно так — тренинг, при всей своей безопасности, является стрессовым событием, отличаясь высокой степенью включенности участников в деятельность и огромной интенсивностью. Поэтому небольшая аптечка тренеру не помешает. А также пара сборников анекдотов, «батареек», отличное настроение, заряжающее всех оптимизмом, и повышенная внимательность к самочувствию участников.
Болезни и болячки дают возможность легально выскочить из процесса обучения одному человеку, что до определенной степени нормально, у каждого свой уровень усвоения материала, свои особенности восприятия, если пауза необходима, то ее нужно взять. Но помимо этого есть еще окружающий мир, где есть люди и условия, которые они создают. И это то, о чем с удовольствием может начать говорить группа. Основные темы, к которым мы, как пионеры, всегда готовы:
1. Кунсткамера клиентов — у каждого есть не один клиент, который значительно отличается от остальных, становится навязчивым кошмаром, и просто невозможно удержаться и не поделиться с группой, какие козлы бывают на свете1.
2. Террариум начальства — исключительно изверги и мучители собрались «наверху», и если бы вы только знали, как они портят жизнь простым смертным и не дают спокойно работать. Если бы не их неправомерные указы и требования, мы бы уже давно были впереди планеты всей, но с таким ярмом на щее это же не-воз-мож-но!2
3. Кандалы мотивации — чего только не придумают, чтобы семь шкур снять! Красивыми лозунгами прикрываются, сказки о светлом будущем рассказывают, доску почета вернули, а денег не плотють! Штрафами обложили, на пять минут не опоздай, соревнование вчинили, рабочий день 12 часов, и не важно, что через два на третий, денег-то все равно не плотють!3
4. Гадюшник города и региона — знали бы вы, где мы вообще живем! Как нам трудно приходится! Развернуться не дают, санэпид, пожарная и налоговая всегда на стреме, а у нас лужа перед входом, на то города нет засыпать! К каждому празднику украшай, а они опять цены на транспорт в три раза повысили, посетители знаете, в каком настроении приходят!
5. Садизм в общении — вы вообще-то догадываетесь, что клиенты теперь к нам не просто так ходят, а злость срывать! У них денег нету, ничего им не надо, вот они приходят, смотрят и смотрят, пялятся и пялятся, только спросишь, чего изволите, а тебе тут же трехэтажным!
1 См. также: Ошибка № 35. Не давать ходу групповым дискуссиям.
2 См. также: Ошибка № 36. Демонстрировать неуважение к руководству компании.
3 См. также: Ошибка № 38. Увеличивать дисбаланс в организации.
6. Комплименты государству — конечно, такую нам жизнь устроили, вот кризис придумали на нашу голову, скоро вообще все медным тазом накроется! Образование с лестницы, кредиты не дают, цены вверх лезут, а они все заседают, как бы еще с нас лишнюю копейку выдавить, вот нам и не плотють!
7. Изверги-конкуренты — ведут себя как незнамо что, никаких законов на них нет, демпингуют, акции придумывают, форму вон поменяли, чтоб им пусто было, расплодилось на нашу голову, из ничего пять выросло!
8. Сборище рвачей и хапуг — куда ни ткнись, везде рвачи и хапуги, что поставщики цены дерут, что логисты только бы наживаться, что обувной мастер опять цены на набойки повысил — хапуги все, никто навстречу не идет!
9. СМИ еще нагнетает... Про такую «утку» слышали? А про такую? Как не слышали, сейчас расскажем! Преступность растет, на улицы лучше не выходить, СПИД распространяется, проституция не пропадает — жуть!
10. Жизнь вообще неправильно устроена!
Чуть дальше будет разобрана ошибка «Не давать ходу групповым дискуссиям», и нужно прочувствовать, что групповой дискуссией является, а что нет. Потому что по форме, будьте уверены, вся группа тут же подключится к обсуждению несправедливости бытия и каждый вынет из кармана столько примеров и аргументов, что мало не покажется. А что же это, как не групповая дискуссия?
Групповая дискуссия направлена на исследование некоторой темы. Она отличается наличием ключевого вопроса, носит достаточно формальный характер и, что является самым главным, способствует достижению цели тренинга. Поэтому, как только возникает тема, никак не способствующая поставленной перед нами задаче, группу необходимо завернуть в правильное русло.
Это трудно. Если участники группы садятся на «жалобную клячу», их становится очень жалко, они очень искренне и сильно переживают. Трудно не начать сопереживать — ведь наше сердце не каменное. В памяти всплывают события из собственной жизни, которые очень поддерживают точку зрения участников — мы тоже люди и живем в том же городе, в том же государстве, ездим на том же транспорте, ходим по тем же улицам. И это очень большая опасность — расчувствовавшись, можно уйти далеко и надолго, мало того, что мы теряем время и в памяти стирается то,
что мы должны были обсуждать и анализировать, происходит огромный эмоциональный выплеск, группа теряет энергию впустую. Эмоциональный подъем повышает усталость участников, и с разбереженными ранами трудно будет идти дальше. И надо помнить, что ни один участник не поблагодарит нас за неисполнение обещаний, ведь постановка целей на тренинг — дело обоюдное, мы должны способствовать достижению целей участниками, а не потакать им, пусть и от чистого сердца.
Предлагаю также вспомнить учителей школы и преподавателей, которых было легко развести на разговор. Как весело проходили уроки! Никого не успели спросить, нет никаких плохих оценок. Но насколько мы были им благодарны перед экзаменом во время сессии? И каких учителей чаще вспоминаем добрым словом — тех, жалостливых, или несокрушимо строгих?
К слову пришлось, одна из моих знакомых директоров школ «сократила» в школе учительскую. Причина была очень проста — после оживленного разговора на тему задержек зарплаты и очередной государственной политики в сфере бюджетных организаций пожилую учительницу математики увезли на «скорой» с сердечным приступом. Подливая масла в огонь, превращаешь маленький огонек в костер до небес, а это бесследно не проходит.
Поэтому будем экономить время и нервы и закруглять пустые разговоры на корню. Выслушав одного участника, выразив группе сочувствие, можно напомнить участникам о времени и предложить его использовать максимально эффективно. Можно задать вопрос, можем ли мы с вами что-то изменить, прямо здесь и сейчас, в условиях тренинга, в этой аудитории, и предложить приложить все усилия к тому, чтобы стать более эффективными в условиях, в которых мы живем. А как еще?
Представьте, что группа, начав защищать своего представителя, рванула в обсуждение последних действий госаппарата. Как можно прекратить обсуждение, вызвав у участников группы желание продолжать работу в тренинге?
Попробуйте вспомнить: какие еще поводы, отвлекающие и рассеивающие внимание группы, периодически возникают на тренингах. Какие действия, слова, метафоры, притчи помогут Вам вернуть группу к активной работе?