Ошибка № 29.

НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗМИНКИ,

«ЛЕДОКОЛЫ», «БАТАРЕЙКИ»

Тот, кто пропускает первую петельку, не сможет хорошо застегнуть все пуговицы.

Иоганн Вольфганг фон Гете

Давайте опять обратимся к теории тренинга и вспомним, что такое «ледоколы» и «батарейки».

«Ледокол» — это маленькое упражнение, в котором участвует вся группа; его цель — снять напряжение в начале тренинга, помочь участни­кам почувствовать себя безопасно в поле тренинга, установить отноше­ния, настроиться друг на друга. Ледоколом может стать спортивная раз­минка, у меня, как правило, хорошо проходит «Безумная зарядка».

Участники встают в круг, тренер предлагает каждому почувствовать свое тело и сделать то движение, которое хочется делать в данный момент. Мне почему-то всегда с утра хочется потянуться. Начинает тренер. Он делает свое движение и называет свое имя. Участники хо­ром повторяют его имя и движение. Дальше называет свое имя и по­казывает движение сосед тренера слева. Группа повторяет его имя и движение, а потом объединяет оба движения в цепочку, сначала тренера, потом его соседа. Потом вступает следующий участник. Вме­сте с движениями каждый раз называются имена участников. Так мы проходим весь круг. К концу разминки группа делает уже целый ком­плекс упражнений и озвучивает все имена. Последний круг можно пройти в обратном направлении, а начиная примерно с пятого участ­ника, убыстрять темп исполнения движений1.

Есть возможность подобрать «ледокол», который мягко подводит участников к теме тренинга. Например, очень интересное упражнение с мячом может стать хорошей вводной для тренинга по тайм-менеджменту, командоформированию, развитию лидерских качеств или креативности.

Участники получают мяч, и им дается следующая установка: «Каж­дый из вас должен подкинуть мяч и назвать свое имя. Вы должны

1 Хочу, пользуясь случаем, поблагодарить авторов описываемых упражнений, которые на данный момент уже являются тренинговым фольклором. Если вы прояви­тесь (yelena-akimova@yandex.ru), с удовольствием обозначу ваше авторство.


сделать это как можно быстрее». Тренер засекает время группы на каждом круге.

Обычно при первой попытке каждый подкидывает мяч, называя свое имя, только потом передает партнеру. При второй участники со­вмещают подкидывание с передачей, потом пытаются передавать мяч волейбольным движением. Группа также может подкинуть мяч, держа его все вместе, и назвать имена одновременно.

Другую «Безумную зарядку» хорошо использовать перед началом мо­тивационного тренинга.

Участники выбирают движения, которыми им хочется поделиться с группой, и показывают их по очереди. По первому хлопку тренера каждый начинает делать свое движение, с каждым новым хлопком можно либо продолжать делать свое движение либо начинать делать чье-то движение. Цель группы — не договариваясь, только наблюдая за тем, что происходит, начать делать одно и то же движение.

Очевидно, что даже такие короткие по времени упражнения могут вызвать у участников мысли, лежащие в русле основной темы тренинга, и обеспечить быстрый и активный переход к основной программе. При этом в группе уже на начало дня наблюдается высокий уровень энергии, прилив сил, хорошее настроение.

«Батарейка» — это также короткое упражнение, которое, как и ле­докол, может не иметь очевидной связи с темой тренинга. Это может быть аранжировка детской игры, как, например, любимый многими тренерами взрослый вариант игры «Камень, ножницы, бумага» — «Дракон, девоч­ка, самурай». Или упражнение на внимательность, известное со времен царя Гороха, — «33». Батарейка преследует цель подъема энергии группы и может ставиться в любом месте тренинга, когда энергетический уровень группы падает. Обычно это начало дня и послеобеденная летаргия.

В продаже есть большое количество очень хороших сборников, среди которых хочется назвать книгу Клауса Фопеля «Энергия паузы», «100 раз­минок, которые украсят ваш тренинг» Ирины Авидон и Ольги Гончуко­вой1 и многие другие. Нам также могут помочь книги из разряда «Веселые игры для взрослой компании» и «Праздники в детском саду», основное правило подбора игр — быстрота, отсутствие необходимости в подготовке группы и сложных материалов. Наличие (или отсутствие) интеллектуаль­ной составляющей препятствием не является.

Почему уделяю внимание, казалось бы, столь очевидному явлению? Как и везде, здесь нужен баланс. Например, умение не заиграться и не направить группу в русло безбашенной оголтелости. Это вполне может произойти,

1 Фопель К. Энергия паузы. М.: Генезис, 2005; Авидон И., Гончукова О. 100 разми­нок,которые украсят ваш тренинг. СПб.: Речь, 2007.




если группа хорошо разогрета и активна, а мы, следуя плану, предлагаем подурачиться — великолепно сбрасывается энергия и энтузиазм и нака­пливается усталость, а также расшатываются внимание и концентрация,

Если мы замахиваемся на разминку, но стесняемся ее проводить — упражнение не состоится. Если мы побаиваемся проводить разминку вгруппе управленцев или серьезных банковских сотрудников, есть вариант «не взломать лед» и иметь дополнительное сопротивление изначально на­стороженной группы. Хотя именно такие группы обычно ничего не имеют против яркой паузы, иногда даже сами участники предлагают: «А вот на прошлом тренинге у нас опоздавшие фанты выполняли, давайте тоже так сделаем!» Если вовремя не дать «батарейку», группа «уснет», упражнение пойдет с пробуксовкой.

При этом внутренние тренеры часто жалуются, что выбрасывают из программы тренинга разминки в целях экономии времени. И говорят: «Сам(а) не понимаю, почему я это делаю — пять минут жалею потратить в начале дня, а плоды огребаю восемь часов подряд».

Ключевое слово — «потратить». Если мы относимся к разминкам как к пустой трате времени, мы действительно их уберем, а потом будем восемь часов подряд огребать. Если мы понимаем механизм действия этих упражнений, их важность для оптимизации тренингового процесса, мы будем их инвестировать в настроение участников и энергию группы.


Кстати, помните правило делового этикета и общего принципа взаи­модействия культурных людей: сначала о приятном, потом о бизнесе? Эта прослойка приятного необходима нам, чтобы настроиться друг на друга, чтобы преодолеть первичную неловкость. Поэтому даже простой обмен новостями, одна минута, запланированная на описание настроения группы этого дня, или высказывания пожеланий друг другу, позволяют нам обеспе­чить участникам более щадящее начало тренинговой деятельности.



Составьте список разминок, которые Вы обычно проводи­те в группах. Дополните его разминками для «серьезных» групп. Подберите разминки под тренинги, которые Вы го­товите сейчас, с учетом их специфики.



Подумайте: в какие еще моменты тренинга будут уместны разминочные упражнения? При каких условиях их лучше не проводить?