Ошибка № 25. НЕ РАБОТАТЬ СО ШКАЛАМИ ОЦЕНКИ
Самые опасные истины — искаженные усреднением.
Георг Карл Лихтенберг
Очень интересная тема — шкалы оценки. Чтобы понять необходимость шкал оценки, давайте сначала немного отступим от практики тренинга и вспомним теорию.
Практика проведения навыковых тренингов, обеспечивающая высокий уровень результативности участников, основывается на эмпирическом подходе к обучению.
Структура эмпирического познания часто представляется в виде модели, известной как «Цикл эмпирического познания». Несмотря на то что еще древнегреческие философы были знакомы с принципом ее действия, наибольшую известность она приобрела в 1960-1970-е годы во многом благодаря Дэвиду Колбу, отчего ее часто называют «Циклом познания Колба».
Выглядит это примерно так, как в таблице на странице 100.
Некоторым данная модель представляется слишком упрощенной, создающей впечатление, что любое познание начинается с апробирования и представляет собой простой цикл развития от апробирования до планирования. В действительности познание не всегда соответствует этому циклу, часто процесс изменений начинается в другой точке цикла. Например, запустить весь этот процесс может некоторое происшествие. Помните, Мистер N задумался о вреде курения с подачи пропаганды здорового образа жизни. То есть он обратил внимание, что здоровье ухудшилось. Но не пошел к врачу, не начал обследование... Внешнее событие подсказало, как действовать, в каком направлении двигаться.
С другой стороны, существуют разные подходы к получению знаний и разные предпочтения по организации изменений. Некоторые не проходят все стадии цикла, некоторым нужны дополнительные стадии. Например, может быть дополнительная стадия «получение родительского разрешения» или «оценка ресурсов».
В принципе, тренинг как активная форма обучения, строится в полном соответствии с моделью Дэвида Колба. Но я хочу представить еще одну,
9. Мистер N ставит будильник на полчетвертого, с трудом просыпается, выкуривает две с половиной сигареты, его начинает тошнить, выкуривает еще полторы сигареты, у него кружится голова, выкуривает еще одну, падает в обморок. Жена возвращает его к жизни, хлопая по щекам и поливая холодной водой. | 10. В полусогнутом состоянии, Мистер N едва дожидается утра, чтобы отпроситься с работы. Голова трещит, жена «пилит», курить не хочется. | 11. «Но меня надолго не хватит!» | 12. «Пожалуй, нужно взять отпуск, активный отдых, обязательно в жарких странах и непременно в компании некурящих...» |
5. Мистер N просыпается с утра, встает, принимает душ, завтракает и с наслаждением выкуривает первую сигарету. | б. «О-о-о, — насколько слаще курить после завтрака, чем лежа в постели!» | 7. «Да, но я же хочу бросить курить совсем!» | 8. «Пожалуй, нужно поменять марку сигарет и купить что-то совсем дешевое и гадкое, поставить будильник на полчетвертого и выкурить сразу пять штук! А интервал сократить до пяти минут» |
1. Мистер N просыпается с утра и, не вставая с постели, закуривает первую сигарету, после чего выкуривает по одной сигарете каждые полчаса. Он это делает каждый день, не концентрируясь на том, что происходит. Курение давно стало привычкой, каждые полчаса возникает позыв достать из пачки сигарету и утолить чувство «голода». | 2. В связи с всеобщей пропагандой здорового образа жизни и общим ухудшением собственного здоровья Мистер N решает бросить курить. В фокус его внимания попадает то, что он делает традиционно. «Так, — говорит себе мистер N, — значит, я выкуриваю 30 сигарет в день — это полторы пачки и первую — еще в постели». | 3. «Это ужасно! Я начинаю курить слишком рано и курю слишком часто!» | 4. «Попробую-ка я вставать с кровати сразу и выкуривать первую сигарету после завтрака. А интервал между курениями удлиню до сорока минут». |
Под апробированием (экспериментом) понимается совокупность действий, которые совершает человек в конкретной ситуации, и чувств, которые он при этом испытывает. | Опыт (рефлективное наблюдение) — рефлексия человека: отслеживание и обдумывание того, что происходило, попытка бросить взгляд со стороны на свои действия; анализ того, что произошло, когда произошло, благодаря чему произошло и какие последствия это имело. | На основании такого анализа можно делать умозаключения о том, что было хорошего и плохого в данном опыте. | В результате наших умозаключений мы можем планировать дальнейшее возможное поведение в подобной ситуации в будущем и решать, как поступать с полученным знанием. |
более подробную модель эмпирического подхода — модель Лесли Рая1, юторая, более точно задает структуру тренинга, как формы обучения. Для начала он предлагает определить, что нас не устраивает и над чеммы собираемся работать. Ситуация, или навык, или особенность рассматривается нами с разных сторон (стадия отражения), после чего мы
1 Рай Л. Упражнения: схемы и стратегии. СПб., 2003.
принимаем решение, к какой точке стоит приложить усилие, чтобы перевернуть эту Землю. Пробуем и делаем какие-то выводы: попали — не попали. Это центральная часть модели.
Потом эмоции несколько успокаиваются, мы снова начинаем мыслить, взвешивать и прикидывать (переоценка ситуации и подхода к ней). У нас появляются новые планы, и мы вновь бросаемся их воплощать. В определенной степени ходим кругами по спирали или поднимаемся по винтовой лестнице к решению своих проблем.
Таким образом, обычная тренинговая сессия может принять следующую форму:
1. Определение каждым участником своей индивидуальной зоны роста, выявление того, что ему хотелось бы изменить в своей деятельности, в отношениях с другими людьми. Постановка групповых целей.
2. Формирование твердого основания для изменений. Признание группой того, что плановое состояние отношений, действий, моделей поведения действительно является стимулирующим.
3. Построение фундамента для изменений. Объединение знаний участников по данной теме и ключевой теоретической информации. Выявление способов достижения планового состояния с учетом данной теоретической основы. ||:
4. Практика. Участие участников в упражнении, предоставляющем возможность применить данные способы на практике.
5. Обратная связь от участников и тренера, дающая возможность подвергнуть свои действия коррекции. :||
6. Обсуждение достигнутых результатов. Постановка целей (формулирование необходимых действий) для применения или поддержания новых моделей поведения в жизни.
При описании методики проведения тренинга был использован принятый в музыкальной грамоте знак рефрена ||: ... :||. После обсуждения в группе полученных результатов, получения обратной связи от участников пары или мини-групп, группы и тренера, участники предпринимают новые попытки, оттачивая свои действия с учетом вновь получаемой информации в том же кейсе или других. На стадии обсуждения или перед новым практическим упражнением тренером может вводиться дополнительная информация, необходимая для эффективного продвижения участников в теме.
И вот здесь мы приходим к понятиям, столь важным для тренинга умений, — «измерение» и «оценка». Нам важно знать не только что что-то
изменилось, но и демонстрировать это изменение, а также осознавать, как это изменение связано с нашими действиями.
В этих целях поведение участников описывается несколькими параметрами и периодически измеряется с начала и до конца программы. Параметры, так же как и цели, должны быть предельно конкретными.
Вернемся к нашему примеру с ораторским мастерством. Допустим, участник группы «стесняется публичных выступлений». И формулирует свою цель на тренинг так: «Уверенно чувствовать себя перед аудиторией». Какие параметры могут описать чувство уверенности?
1. Свободно дышу.
2. Сердце бьется ровно.
3. Легко говорю.
4. Выдерживаю логику мысли.
5. Вставляю в свою речь пословицы (байки, анекдоты).
6. Слышу вопросы.
7. Спокойно на них реагирую.
8. Могу ответить на вопрос.
9. Владею руками (не кручу ручку, не дергаю часы, не тяну кольца). Нам здесь вообще не нужно фантазировать, параметры уверенного
поведения называет сам участник. Обратите внимание, они могут быть и внешние — владею руками, и внутренними — сердце бьется ровно, нам важно только то, что для данного участника уверенное поведение характеризуется именно таким состоянием.
Для разных участников группы параметры могут быть противоположными, это нормально, иначе бы мы давно все строем ходили.
Итак, у нас есть цель и ее описанные характеристики. Вот теперь начинается оценка.
Дело в том, что все вышеназванные процессы поведения и самочувствия уже сейчас присутствуют в жизни каждого участника. Даже сейчас, как бы он ни переживал при публичном выступлении, он как-то4 умудряется дышать, сердце каким-то образом у него наверняка бьется, слова хотя бы через раз проговаривает. Да, это состояние не соответствует желаемому, но какое-то точно есть. И мы предлагаем оценить то, что есть уже сейчас.
Шкалы оценки могут быть разными. Может быть 6-балльная (0-5), 7-балльная (0-6), 11-балльная (0-10). Можно предложить участникам пользоваться десятыми или сотыми внутри этих шкал. Их можно отображать на бумаге графически в виде отрезка с деланиями, где участник
группы делает первую отметку, или в виде круга с секторами, где он заштриховывает соответствующее количество секторов. Для тренинга креативности это может быть ромашка или корона с зубцами.
Участник оценивает степень развития навыка (или параметры своего состояния) самостоятельно и субъективно, как он чувствует на момент начала тренинга. Повторная оценка делается на момент окончания тренинга.
К чему должен быть готов тренер? Каждый участник оценивает себя совершенно субъективно. Оценка может быть очень низкой — 0-1 балл, но может быть и очень высокой — 9 баллов. И то и другое совершенно нормально. Сдвиг будет разным. Если в первом случае участник может «махануть» на 5-6 баллов вперед, то во втором случае изменение может измеряться десятыми или сотыми балла. Сдвиг даже на одну десятую балла — уже позитивный результат.
Если при всей нашей доброй воле у нас нет возможности провести предтренинговую работу, очень большая группа или достаточно широкая тема, можно оценить достаточно широкий критерий. В начале тренинга продаж — умение продавать, в начале тренинга переговоров — умение вести переговоры. Тогда участники, комментируя поставленную оценку — почему четыре с половиной, а не десять, так или иначе проговорят характеристики цели. Точно так же, комментируя конечную оценку, они объяснят, за счет чего произошло изменение.
Как еще можно использовать шкалы оценки?
Помните, мы упоминали, что оценка может быть внутренняя (то, что сейчас делал участник) и внешняя. Это то, что может сделать группа. После выполнения упражнения участники группы могут давать обратную связь, пользуясь шкалами оценки, комментируя выставляемые баллы. Использование потенциала группы значительно стимулирует прогресс участника. Иначе вряд ли тренинги были так востребованы.
Опишите, пожалуйста, какие качества характера и профессиональные навыки характеризуют эффективного бизнес-тренера. Оцените, пожалуйста, свое мастерство по вышеуказанным критериям по шкале от нуля до десяти баллов.
Выпишите те критерии, по которым Вы поставили себе самые низкие
оценки. Это область Вашего ближайшего развития.
Напишите, как Вы можете изменить свою деятельность (поведение, отношение и пр.), чтобы стать еще более успешным бизнес-тренером.