Ошибка № 22. НЕ ПРОВОДИТЬ ПРЕДТРЕНИНГОВУЮ РАБОТУ

И ВСЕ НА ОДНОГО!

ИЛИ

ОДИН ЗА ВСЕХ,




 


Подлинный художник тот, кто умеет сделать из решения загадку.

Карл Краус

Мама с утра будит сына, он ноет:

- Ма-ам, не хочу в школу, ну ма-ам! Она спрашивает:

- Сынок, что такое?

 

Да ну ее! Петров опять будет из рогатки стрелять, Синицын уебником по голове бить, Васильев подножки ставить, Яковлева рожи корчить, Мутузкин из трубочки плеваться...

Нет, Вовочка, успокойся, mы должен, просто обязан пойти в школу. Во-первых, тебе недавно стукнула сорок лет, а во-вторых, ты уже десять лет как директор!



Тот, кто не осознает, что вокруг царит темнота, никогда не станет искать свет.

Генри Томас Бокль

Процентов пятьдесят эффективности тренинга достигается умело проведенной предтренинговой и посттренинговой работой. Почему так? Допустим, мы получили заказ на тренинг «Эффективное проведение пе­реговоров». Что мы имеем на момент окончания встречи с клиентом? Мы выяснили точку зрения клиента. У него есть свой взгляд на то, как его сотрудники проводят переговоры сейчас (актуальное положение вещей) и как они должны проводить переговоры (желательное положение ве­щей). Или — от противного — как они должны перестать вести перегово­ры. В лучшем случае клиент знает, как его сотрудники ведут себя на пере­говорах, и дает нам конкретное описание существующих линий напряже­ния. Это действительно в лучшем случае, потому что он запросто может сказать: «Продажи низкие, значит, переговоры вести неумеют. Надо, чтоб умели!» и все. Но допустим, наш случай — лучший.

«То, что мешает им вести переговоры, — неумение работать с ви­деоматериалами. Они смущаются, неправильно расставляют акцен­ты, рассказ может расходиться с видеорядом. То им кажется, что они затянули, и комкают концовку, то думают, что у них есть еще куча вре­мени, и мямлят, интерес падает, и не хватает ни сил, ни времени отве­чать на вопросы клиента. Более того, они очень стесняются и не умеют даже красиво держаться рядом с экраном, стоят, скрючившись, нога­ми перебирают. Да что там говорить, пальцем тычут в экран, чтобы привлечь внимание клиента к какой-то детали, — вы представляете! Мне надо, чтобы они научились делать презентацию товара красиво. От начала и до конца, чтоб умели стоять, акцентировать главное, что­бы текст был соотнесен с видеорядом. Чтобы умели следить за внима­нием аудитории, в общем, чтобы не они были приложением к экрану, а чтобы экран им помогал продвигать нашу продукцию».

А что вы удивляетесь? Вы думали, мы будем заниматься психологиче­ским айкидо и черной риторикой? Это хорошо, значит, мы услышали кли­ента и будем исполнять его заказ, а не то, что первое пришло нам в голову.

Итак, у нас есть одно видение, на основе которого вполне можно по­строить красивый и интересный тренинг для данной организации. Мы бы


его, конечно, назвали по-другому, «Ораторское мастерство» например, но, как говорится, хоть горшком назови, только в печку не ставь. И есть огромный соблазн (мы же уже загорелись — задача интересная) бежать ее воплощать. Особенно учитывая, что отношение руководства к предтре-нинговой работе часто... сомнительное. Даже понимая, что тренинг — это высокоэффективное средство повышения профессионализма сотрудни­ков, руководство держит в уме отрыв специалистов от оперативной ра­боты на два — целых два — дня и искренне не понимает, для чего еще их отвлекать перед тренингом, даже если мы говорим об одном часе индиви­дуального общения. А ведь для того чтобы мы также поработали эффек­тивно, нужно выделить сотрудника, который составит наш график встреч со специалистами, переговорит с каждым, предупредит, назначит время, составит нам путевой лист... Сплошной напряг!

Собственно, чем мы занимаемся во время предтренинговых встреч (не путать с предвыборными обещаниями!)?

Знакомимся, устанавливаем отношения. Это дорогого стоит, так как от­ношения устанавливаются личные. У каждого участника свой интерес и свои страхи. Здесь он получает возможность в безопасном контакте задать вопро­сы и посмотреть нам в глаза. Называем тему тренинга и снимаем первич­ное сопротивление, которое может достигать 98%. То есть из 12 участников 11 могут воспринять инициативу или нововведение в штыки. Это очень до­рогого стоит, поскольку индивидуальное сопротивление можно сравнить с соломинкой, а групповое — с веником, переламывать пробовали? Выясняем ожидания участников, помогаем формировать запрос на тренинг, будим ин­терес, проясняем значимость события. Тем самым экономим время на тре­нинге и получаем более точный запрос, поскольку формирование запроса — дело достаточно тонкое, и индивидуальная работа предоставляет больше возможностей. Кроме того, получаем другое видение ситуации — изнутри.

Так, например, узнаем, что двое участников только что устроились на работу и видеоматериалы в глаза не видели. Трое были на тренинге в прошлом году, причем их обучали делать презентацию на группу с ис­пользованием проектора, а они работают с ноутбуками, и перед ними максимум два человека, а чаще даже один. Один, предпенсионного возраста, всю жизнь продавал все что угодно «на пальцах» и чувствует себя мартышкой, которой навязывают телескоп. Одного сбивают вопро­сы, которые зрители почему-то хотят задавать в процессе презентации. Еще один жалуется, что презентация слишком длинная, и аудитория просто засыпает. У двоих опускаются руки, потому что клиенты отказы­ваются выделять время на просмотр видеоматериалов. А двое считают, что они асы этого дела, и уж их-то точно ничему учить не нужно.

Как? Не изменились представления о том тренинге, который надо про­редить? Сведения, которые мы получаем на предтренинговой подготовке,



дают нам возможность не просто подобрать упражнения для развития не­обходимых участникам навыков, но сделать это оптимальным образом.

Проведение тренинга очень похоже на процесс стирки. Для наилуч­шего удаления пятен предназначена стадия замачивания. Пятна в нашем случае — как раз те самые линии напряжения между настоящим положе­нием вещей и желательным. И стоит начать развязывать эти узелки как раз на предтренинговой работе, спокойно, не ломая ногти, не используя зубы и прочие режущие инструменты. С людьми нужно просто разгова­ривать, и дело пойдет.



 



Представьте себе, что Ваш клиент не дает добро на проведе­ние предтренинговой работы, говоря: «Они заняты очень, да тут еще два дня вылетит!» Что Вы ему ответите?



Как Вы начнете знакомство с участниками Вашего будущего тренинга во время предтренинговой работы? Сформули­руйте, пожалуйста, в том числе, как Вы объясните цель Ва­шего визита и Ваши ожидания от этой беседы.