РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ТРУДА
ПОЗВОЛЯТЬ ОБЕСЦЕНИВАТЬ
Ошибка № 17.
Восхищаются завершенным, а то, что еще не готово, недооценивают.
Фридрих Ницше
Трудно не вздохнуть с сожалением, когда вместо проектной группы, изменения контекста, пересмотра мотивации или адекватного подбора персонала провели тренинг. Трудно не пожать плечами с разочарованием, когда сотрудники, услышав об обучении, кладут заявления на стол. Не можете представить себе такую ситуацию? Легко.
Прихожу на тренинг, группа сидит нахохлившись, смотрят исподлобья, начинаем знакомиться, говорят открытым текстом — лучше бы поработали, чем тренинг отсиживать. Шучу, мол, кто это вам сказал, что хоть минуту посидеть удастся. Они — а то мы сами не знаем, у нас был уже, два дня по восемь часов сидели — писали в блокноты.
Это про настрой на тренинг. Бывает еще хуже.
Человеку, когда он работает, свойственно думать о себе хорошо, работает же, не увольняют. Вдруг условия начинают меняться, объявляют, будете учиться. Это значит, тратить время, усилия, напрягаться, что-то менять в работе — недовольство, я же хорошо работаю, зачем это мне учиться! Опять же страх, новая деятельность, о школе не у всех самые лучшие воспоминания остались. Дальше больше — на основании проведенного обучения будет аттестация, по итогам аттестации вводим разряды. Что-о?! Разряды? Зарплата может меньше стать! Что-о?! А дальше совсем уже — обучение оплачивается из ваших средств, да плюс вы еще подписываете обязательство отработать в организации полгода, иначе штрафные санкции. Все — нате вам, учитесь сами, я пошел!
Скажете, это не в тренинге дело? Психологическая подготовка и разъяснение происходящего не были проведены? Изменения слишком интенсивные? Управленческие ошибки? Не было этого! Мы — хорошие руководители, работаем же, не увольняют. Это все ваши тренинги виноваты — сплошное разочарование!
Трудно также не рвать на себе волосы, когда обученные сотрудники через месяц ушли в другую организацию. Обратите внимание, мы работаем не
бесплатно, в тренинг вкладываются время и силы сотрудников, любой предприниматель ожидает получить максимум отдачи за вложенные средства. И разочарование клиента — страшный сон, ночной кошмар любого фрилансера.
Скажу одно из своих любимых изречений: лучшее средство против чего-то плохого — профилактика его возникновения. Правда, знать бы, где упадем, соломки бы подстелили, но если не ставить телегу впереди лошади, то большую часть поводов для разочарования предотвратить можно. Как это сделать, было рассмотрено достаточно подробно в предыдущей главе. Давайте рассмотрим, что еще можно сделать, чтобы создать атмосферу удовлетворения и энтузиазма.
Максимум, что мы можем сделать в этом направлении, — это приблизить ожидания клиента от тренинга к реальности в возможнобольшей степени. Если мы признаем, что торговать — это профессия, апрофессии обучаются до пяти лет, а осваивают еще дольше, почему мы считаем, что двух дней выше крыши? Если мы понимаем, что процесс продажи от А до Я включает 33 буквы, почему верим, что, как только мы эти буквы назовем, продавцы тут же станут профи? А наизусть учить? А в слоги складывать? А слова формировать? А ударенья ставить? А падежи осваивать? А буква «р-р-р» вообще не каждому дается.
Давайте внимательно прочитаем!
Этапы освоения технологии:
1) теоретическое представление— «слышал, рассказывали, говорили...»;
2) теоретическое знание— «могу рассказать, объяснить, как технология реализуется, привести примеры...»;
3) проба на практике— «могу применить в учебной обстановке, в упражнениях...»;
4) практическое применение— «могу применить в работе, когда ситуация не напряженная, очень напоминает учебную, или о технологии только что напомнили и наблюдают...»;
5) автоматическое применение— «применяю, не задумываясь». Если мы говорим о навыковом тренинге, то хоть из кожи вон вылезь,
на тренинге мы можем дать первичное представление о технологии (первый этап), четкое понимание технологии (второй этап) и возможность тренировки (третий этап). Еще можем создать мотивацию и психологический настрой, чтобы участники тренинга хотя бы раз попробовали применить данную технологию за дверями учебного класса. Посттренинговая работа, отсроченная во времени, этому весьма способствует. Если вспомнить вводный десятидневный или двухнедельный курс тренинга продаж, то в нем чередуются тренинговая практика, наблюдение и апробация в работе (четвертый этап). Если клиент это понимает вполовину так же хорошо, как мы, — полдела сделано. Если мы поставим на тренинг больше одной задачи, мы пробежимся по вершкам и бросим участников на первом этапе. Представление о том, как называется технология, ничем не поможет участникам в их деятельности. Даже если исписать целую тетрадь и потом выучить наизусть — это слабый
результат, потому что мы готовим участников к практической деятельности, а не к чтению лекций. Если нам удалось донести это до клиента — у нас будет возможность поставить на тренинг одну задачу.
Если нами совместно с клиентом разработана система мер по внедрению технологии, которая подхватывает наш тренинг, — вообще хорошо. Помните: «Мы же и так хорошие специалисты, зачем учиться-то». Конечно, хорошо проведенный тренинг подвигает участника к использованию нового опыта, помимо этого высвобождается масса энергии и возникает энтузиазм что-то делать по-новому. Но, возвращаясь на работу, он тут же сталкивается с контекстом, либо с сотрудниками, не прошедшими обучение, либо просто собственной ленью. Ну и зачем? Еще обязательно нужно учитывать уровень развития участников группы: чем он ниже, тем больше необходимости в системе внедрения.
Приведу пример. На тренинге для розничного магазина по продаже товаров косметики и бытовой химии мы занимались презентацией товара. По окончании тренинга директор магазина, которая также присутствовала на тренинге, ввела «час одного приема». То есть она каждый день в определенное время собирала продавцов на «летучку» и объявляла: «Сейчас начинается час приема „Дефицит" или, например, „Говорящие руки"». Это значило, что в течение данного часа участники должны были применить данный прием в работе с каждым покупателем. Или не менее десяти раз. Или на соревнование — кто больше. Игра? Да, игра. Но как раз та необходимая тренировка, которая очень важна.
Кстати, та же директор магазина весьма ловко изжила у себя опоздания продавцов. Магазин был расположен далеко от остановки, и продавцы позволяли себе опаздывать на минут 15-20. Мы ввели кошелек для копеечек: опоздала — клади 10 копеек. Сначала было весело. Потом, когда продавцы привыкли кидать свои копеечки, 10 копеек превратились в рубль, потом в 5 рублей. Выручку из кошелька в конце месяца забирал тот, кто в сумме набирал меньше всех минут опозданий. Игра игрой, а сработало быстро.
Итак, приблизить ожидания клиента к реальности, ставить на тренинг одну задачу, обеспечить систему мер по внедрению технологии (работать с контекстом), разделить ответственности, дать рекомендации. Всегда отслеживать конкретные результаты тренинга, конкретные изменения, которые произошли с участниками1. Помнить об анкетах обратной связи. Вести качественные тренинги!
Если обесценивание происходит по итогам предыдущего опыта2, необходимо внимательно разобраться, в чем причины недовольства. И, с уважением относясь к ситуации, не повторять чужих ошибок.
1 См. также: Ошибка № 25. Не работать со шкалами оценки.
2 См. также: Ошибка № 49. Критиковать коллег.
Если становится понятным, что хорошего из данной работы ничего не выйдет, поскольку условия не способствуют получению эффекта вообще и нас просто запишут в ряд неудачников, которые ничего не умеют, — сигарету можно будет взять, а вот от тренинга лучше отказаться, то зачем портить себе настроение и репутацию?
Кстати, есть еще интересный случай — обесценивание заранее. Разговариваю с генеральным директором одной небольшой компании, и он мне говорит: «Я вообще в тренинги не верю. У нас нет тренингов, вообще обучения нет — и ничего. Главное, людей правильно подобрать». Продолжаем общаться, и выясняется, что каждый понедельник в течение трех-четырех часов он сам (кстати, всю жизнь в торговле) работает со своими менеджерами, проводя разбор полетов и заставляя проигрывать похожие ситуации. Смеюсь: «Просто мое место в Вашей компании уже занято!» Для него было открытием, что у них в компании проводится обучение, причем активное.
Представьте, что клиент демонстрирует пренебрежительное отношение к тренингам до проведения тренинга. Как Вы
можете повести разговор, чтобы ситуация изменилась? Подумайте, какие опорные точки Вам нужны, чтобы провести переговоры максимально эффективно?
Вспомните ситуацию, когда Ваш потенциальный клиент критиковал тренинг, проведенный в его компании другим тренером. Как Вы могли бы построить беседу сейчас?