Когда звучит серия в гонг, все участники принимают позицию. После гонга они не должны больше двигаться или смотреть по сторонам.

Когда звучит серия в гонг, мы кладем кулаки (большие пальцы внутри) на бедра и наклоняем тело направо, потом налево, покачиваясь так из стороны в сторону все меньше, чтобы обрести вертикальное положение тела и его равновесие. Затем мы принимаем позицию.

Затем мы садимся на середину дзафу, наклоняясь, если необходимо, вперед и подкладывая под себя дзафу так, чтобы таз был немного выдвинут назад, и так, чтобы мы не сползали с подушки и не теряли равновесие.

 

 

 

МЕСТА И РОЛЬ ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЯЗАННОСТИ

- Дзафу, расположенное справа от входа обозначает место Мастера в его отсутствие. В отсутствие Мастера дзадзен проводит ответственный за доджо (годо), он же передает учение. Когда он также отсутствует, он может перепоручить эту обязанность другим монахам и монахиням, которые способны обеспечить воспитание в доджо.

В случае необходимости, он может назначить себе помощника (шуссо) и киосакумана.

- В этом случае, киосакуман садится слева от входа. Он заботится о порядке и концентрации в доджо, готовит алтарь, стучит в дерево (хан), призывая на дзадзен (3 серии). Он поправляет позиции и дает киосаку. Он назначает играющих на инструментах: звонарь (гьошо), барабан (тайко), перкуссия (мокугё), звоночек (ин кин), и «столбовых», когда этого требует количество практикующих.

- «Столбовые» наблюдатели садятся по четырем углам доджо, лицом в центр. Своей позицией и концентрацией они сильно воздействуют на людей, сидящих вокруг них. Когда это необходимо, они помогают киосакуману осуществлять воспитание в доджо.

 

Начало дзадзен

 

За 5 мин до начала дзадзен ответственный за доджо или годо звонит одну серию в гонг (кейсу), стоящий у алтаря (три медленных удара, затем ускоряется частота и мало помалу уменьшается интенсивность).

- Во время повседневных дзадзен он идет к алтарю делать подношение благовоний. Он делает гашо перед татами или местом, предназначенным для земных поклонов (простираний) перед алтарем, идет к алтарю по левой стороне, сложив руки в гашо. Он зажигает одну целую и две половинки палочки (Будда, Дхарма, Сангха), затем, одну за другой, ставит их в курильницу. На первом утреннем дзадзене он зажигает благовония в порошке (шоко) – они сыплются на предварительно разожженный уголь. Затем проводящий он обходит татами справа, делает поклон перед алтарем, раскладывает загу (повернувшись боком), делает три полных поклона (санпай) и идет на свое место и садится.

- Когда есть шуссо, он может ждать годо, для того, чтобы сделать подношение благовоний. В этом случае, он заранее зажигает и ставит две половинки палочки в курильницу и ждет с целой зажженной палочкой в руках и левого угла татами. Когда приходит годо, они вместе идут к алтарю, годо – по правой стороне, шуссо – по левой и вместе делают гашо перед алтарем.

Во время повседневных дзадзен, за исключением утренней церемонии, шуссо подает годо палочку левой рукой. Годо ставит благовоние, они оба делают гашо и идут на свои места.

На первом утреннем дзадзен, когда оба проводящих находятся у алтаря, шуссо делает шаг вправо, к центру алтаря, ставит благовония, затем отодвигается и возвращается на свое место. Годо делает шаг влево к середине алтаря, делает подношение шоко, затем возвращается к татами, чтобы сделать три полных поклона.

- Затем шуссо звонит три раза в гонг на начало дзадзен: первый раз, когда годо делает поклон перед дзафу, второй – когда он делает гашо лицом к алтарю и третий раз – когда он садится.

- Если у годо нет помощника, он сам ударяет три раза в гонг, после того, как сядет.

- Все ученики должны сидеть в позиции и неподвижно уже до того, как прозвучат три удара в гонг.

- Если это позволяет количество регулярно практикующих, желательно, чтобы в доджо был маленький звоночек (ин-кин). В этом случае, ответственный за ин-кин сопровождает годо, когда он входит в доджо. Он останавливается в доджо, слева от входа и звонит в звоночек, ускоряя ритм, в то время как проводящий обходит татами и зажигает благовония. На каждое гашо и на каждый из трех земных поклонов, ин-кин звонит один раз, на третий земной поклон, он звонит 2 раза. Ответственный за звоночек кланяется во время санпай проводящего.

 

Во время дзадзен

- Вовремя дзадзен в доджо все участники составляют одно целое. «Чем больше дров, тем красивей огонь», говорил Мастер Дешимару. Одного сонного или беспокойного человека достаточно, чтобы ослабить атмосферу в доджо.