Закон кармы

Закон кармы, языком Библии, звучит как «что посеешь, то и пожнешь». Любое действие, совершаемое нами в мыслях, словах или делах, обязательно приводит к определенным последствиям. Эти последствия могут проявляться как в этой жизни (краткосрочная карма), так и в последующей (долгосрочная карма). Например, если мы сунем руку в огонь, то обожжемся прямо сейчас, а если оскорбим кого-либо, и не пройдем процесса искупления, то реакции обязательно настигнут нас в следующей жизни. Наше настоящее тело мы получили в результате поступков, совершенных нами в прошлой жизни.

Кармические реакции проявляются как на грубом, так и на тонком планах. На грубом плане они представляют из себя внешние ситуации, в которых мы оказываемся – конкретное тело, семья, обстоятельства на работе, страна, климатические условия, или, когда нам неожиданно кирпич падает на голову. В таких случаях мы обычно вздыхаем и говорим: «Судьба...» На тонком плане они влияют на состояние нашего ума, побуждая нас смотреть на мир через те или иные «очки». Например, на одну и ту же ситуацию кто-то смотрит с оптимизмом, а кто-то – пессимистически.

Такие внешние и внутренние ситуации, в которых мы оказываемся, побуждают нас определенным образом реагировать на них. Здесь и проявляется наша свобода воли. Мы вольны принимать решения, но практически не вольны выбирать последствия этих решений (за некоторыми исключениями, о которых мы поговорим чуть позже). «Нажав на кнопку», мы выбираем траекторию и запускаем баллистическую ракету в воздух, которая уже летит дальше сама по себе, пока, наконец, не настигнет цель.

В точке выбора у нас всегда есть ряд альтернатив – отреагировать в стихии добродетели, страсти или невежества, или в сознании Кришны. Если человек очень сильно обусловлен стихией невежества, то его разум настолько затуманен, что видит лишь какую-то одну альтернативу (вспомните – привязанность к одному виду деятельности как к наиболее важному). У него практически нет выбора, и это проявляется в виде психологических отклонений – шизофрении, навязчивым состояниям и др. В стихии страсти как правило альтернатив больше – и из них человек «выбирает» ту, что, по его мнению, принесет ему больше наслаждений. Мы поставили слово «выбирает» в кавычки, потому что человек, охваченный страстью, практически ничего не выбирает – скорее страсть выбирает его. В стихии же добродетели действительно появляется возможность выбора. Причем можно выбрать не только одну из материальных альтернатив, но и, если повезет, – возможность служить Кришне.

Именно на уровне чистого преданного служения мы полностью реализуем свою свободу воли – перед нами открыт весь спектр альтернатив. Часто преданных обвиняют в том, что, следуя строгим правилам и ограничениям, они ограничивают свою свободу выбора. Но в реальности преданные могут делать то же, что и материалисты, но не хотят, в то время как непреданные не способны отказаться от своих греховных привычек, какими бы возвышенными словами они это не оправдывали. Просто не-мо-гут!

В обусловленном состоянии живое существо обязано делать выбор в рамках одной из стихий природы. Таким образом оно порождает новые кармические реакции и продляет свое материальное существование. То есть в каждый момент времени оно пожинает плоды своей прошлой кармы и создает свою будущую судьбу.

Фактически наша свобода воли проявляется в том, чтобы выбрать Кришну или майю. Мы, обусловленные души, можем реализовать ее по милости преданных, которые не только открывают для нас альтернативу Кришны, но и дают силы, чтобы осуществить этот выбор. Поскольку преданное служение трансцендентно к трем стихиям материальной природы, по милости преданных, возможность выбрать преданное служения есть у любого живого существа, под влиянием какой бы из стихий оно не находилось. Именно таким образом повезло и нам: несмотря на то, что мы находились главным образом в страсти и невежестве, Шрила Прабхупада побудил сделать нас выбор в пользу Кришны. Поэтому мы в вечном долгу перед ним.

Может возникнуть естественный вопрос: можно ли изменить карму, и если да, то как? Шрила Прабхупада говорил, что когда мы начинаем хлопать в ладоши во время киртана, то линии на наших руках начинают меняться. Другими словами, когда мы начинаем заниматься преданным служением, наша карма меняется. Мы уже находимся не под властью майи, а непосредственно под опекой внутренней энергии Кришны, которая облегчает нашу карму, оставляя лишь минимум реакций, и использует их в обучающих целях. Когда мы находимся в сознании Кришны, мы больше не реагируем в трех стихиях природы и поэтому не создаем новой кармы. Мы просто испытываем остатки последствий старой кармы. Это подобно вентилятору: когда мы выключаем его, он какое-то время еще продолжает вращаться по инерции, постепенно замедляя ход и в конце концов останавливаясь.

То есть единственным способом изменить или облегчить карму является преданное служение. В священных писаниях мы встречаем и другие методы искупления – благотворительность, аскезы, поклонение различным полубогам, совершение определенных ритуалов. Все эти вещи также способны облегчить карму. НО! Они срабатывают ТОЛЬКО потому, что также являются непрямыми методами поклонения Кришне. Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Те, кто поклоняются полубогам, в действительности поклоняются Мне, но делают это сикось-накось». Люди, совершающее все эти виды искупления, зачастую совсем не думают о Кришне, но принимая авторитет священных писаний, они неосознанно принимают авторитет Кришны – создателя этих писаний. В этом содержится элемент преданного служения, который позволяет срабатывать всем этим косвенным методам.