Понятие об отоларингологии

Методы исследования носа и придаточных пазух

Клиническая анатомия носа и физиология придаточных пазух

Организация ЛОР - помощи населению

Понятие об оториноларингологии

Лекция №1

«Введение в оториноларингологию. Клиническая анатомия и физиология носа и придаточных пазух. Методы исследования»

План лекции:

 

Название клинической дисциплины оториноларингологии происходит от греческих слов: otos – ухо; rhinos –нос, laryngоs – горло, logos – учение. Начало развития науки как самостоятельной дисциплины в значительной мере было обусловлено изобретением эндоскопических методов исследования. Так, немецким врачом Гофманом был предложен лобный рефлектор (1841), учителем пения Гарсия – зеркало для непрямой лярингоскопии (1854), чешским профессоромЧермаком – зеркало для осмотра носоглотки(1859), немецким профессором Килианом – трахеобронхоскоп. Одним из первых анатомию уха описывал Везалий, спиральный орган носит имя своего исследователя Корти, а профессор Эвальд был удостоен Нобелевской премии за открытие и проведение калорической пробы, показавшей связь нистагма и раздражения полукружных канальцев внутреннего уха.

Развитие отечественной отоларингологии связано с именами основоположников отечественной терапии С.П. Боткина и Г.А. Захарьина, анатомо-хирургические познания Пирогова способствовали развитию хирургии ЛОР - органов. В развитие отохирургии большой вклад внёс профессор Раухфус. Он же впервые в мире детально описал подскладочное подкладочное пространство гортани. Ученик Боткина Н.П. Симановский возглавил первую в России кафедру и клинику учёных, носовых и горловых болезней в Военно - медицинской академии. Большую роль в развитии оториноларингологии в нашей стране сыграли его ученики В.И. Волчек, М.Ф.Цытович, Б.В.Верховский, П.П. Шевченко и др. К началу 1917 года на всю Россию было лишь 5 специализированных клиник, где трудилось около 400 специалистов. Коренным образом изменилось это положение лишь после революции 1917 года. В 1922 году оториноларингология была включена как обязательный предмет в программу всех медицинских ВУЗов.. В преподавании науки на первый план был выдвинут принцип профилактической помощи. В1930 году в Ленинграде был открыт ЛОР - НИИ по инициативе профессора Воячека, в 1935 году – в Москве по инициативе профессора Свержевского и А.Г. Лихачёва, в 1961 году – в Киеве по инициативе профессора Коломийченко. В 1930 году – открывается специализированная детская ЛОР - клиника в Москве. В настоящее время во всех медицинских университетах существуют кафедры ЛОР - болезней, где тысячи студентов получают теоретические и практические навыки специалистов. этого профиля. Один из выдающихся учёных наших дней, профессор Солдатов И.Б. – автор учебника для студентов мед. ВУЗов, многочисленных монографий и статей возглавляет кафедру в Самарском мед. Институте. Наш город стал местом работы многих замечательных специалистов, таких как профессора М. Ф. Цитович, Симановский, М.Я.Шапиро.