Аудиторные занятия (лекции, семинарские занятия)
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанный действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей магистрантов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и магистранта; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический – изложение теоретического материала в форме монолога | М |
Показательный –объяснение материала с приемами показа | П |
Диалогический– изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами | Д |
Эвристический (частично поисковый) – под руководством преподавателя магистранты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают делают выводы и решают поставленную задачу | Э |
Проблемное изложение– поставка проблемы и раскрытие путей ее решения | ПБ |
Исследовательский– самостоятельное добывание магистрантами знаний в процессе разрешения проблемы путем сравнения различных вариантов ее решения | И |
Программированный– организация аудиторной и самостоятельной работы магистрантов, осуществленная в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств | ПГ |
Интерактивный метод «мозгового штурма» Интерактивные методы, применяемые в процессе преподавания Истории государства и права зарубежных стран, связаны с «погружением» магистранта в ситуацию профессиональной деятельности. Это проблемное обучение через действие. Интерактивные методики предоставляют уникальную возможность тренинга профессиональных навыков. Задача интерактивного метода «мозговой штурм» состоит в активизации мыслительной деятельности магистрантов путем постановки вопроса, который отличается поливариантностью ответов. Преимущества этого интерактивного метода состоят в вовлечении в работу всех магистрантов группы с различным уровнем подготовки и активности; а также в структуризации изученного материала. | МШ |
неделя | кол-во часов | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы |
1. | Тема лекции:Теоретические основания: предмет, структура, методы, функции и значение актуальных проблем семейного права. - мотивация изучения курса; - предмет, система и принципы, методология Актуальных проблем семейного права; - взаимосвязь семейного права и норм морали. | М П Д ПБ | |
2. | Тема лекции:Брак. Недействительный брак. Прекращение брака. Понятие и определение брака. Порядок и условия заключения брака. Брачный возраст. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак. Актуальные проблемы, связанные с признанием брака недействительным. Правовые последствия признания брака недействительным. Основания прекращения брака. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния. Расторжение брака в судебном порядке. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака. | М П Д ПБ | |
3. | Тема лекции:Личные неимущественные и имущественные отношения супругов. - соотношение между личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями супругов. - содержание норм, регулирующих личные неимущественные права супругов; -имущественные отношения супругов; - договорный режим супружеского имущества: порядок заключения и форма договора, субъекты брачного договора, элементы содержания брачного договора, ограничительные условия брачного договора. - актуальные проблемы изменения, прекращения и признания недействительным брачного договора. | М П Д ПБ | |
4. | Тема лекции:Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей. Осуществление родительских прав и обязанностей. Ответственность за ненадлежащее исполнение родительских прав и обязанностей: - установление происхождения детей. -добровольное установление отцовства. Установление отцовства в судебном порядке. Установление судом факта признания отцовства и проблемы. - актуальные проблемы института суррогатного материнства. Запись родителей ребенка в книге записи рождений. Оспаривание отцовства (материнства). - права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоявших в браке между собой. Права несовершеннолетних детей. - права и обязанности родителей. Права несовершеннолетних родителей. - актуальные проблемы лишения родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. - ограничение родительских прав: основания, порядок, последствия. Восстановление в родительских правах. Отмена ограничение родительских прав. - актуальные проблемы связанные с отобранием ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или здоровью | Э И П МШ | |
5. | Тема лекции: Алиментные обязательства. Алиментные обязательства родителей и детей: -общая характеристика алиментных обязательств; - актуальные проблемы алиментных обязательств родителей и детей; -проблемы связанные со взысканием алиментов на совершеннолетних, нетрудоспособных нуждающихся в помощи детей; - актуальные проблемы связанные с взысканием алиментов с алиментоплательщика. | М П Д ПБ | |
6. | Тема лекции: Алиментные обязательства супругов (бывших) супругов и других членов семьи: - алиментные обязательства супругов (бывших супругов); - алиментные обязательства других членов семьи; - порядок освобождения супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности сроком; - обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братье и сестер; - обязанности бабушек и дедушек по содержанию внуков. Обязанности внуков содержать бабушку и дедушку. - обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей. - обязанность пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи. - размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи в судебном порядке. | Э И П МШ | |
7. | Тема лекции: Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). - формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей; - выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. - понятие усыновления (удочерения); - актуальные проблемы, связанные с усыновлением ребенка; - условия и порядок усыновления. Правовые последствия усыновления ребенка. Тайна усыновления. - основания, порядок и последствия отмены усыновления. | Э И П МШ | |
8. | Тема лекции:Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. Приемная семья. - основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми; - опека и попечительство над несовершеннолетними детьми; - опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях социальной защиты населения; - права детей находящихся под опекой и попечительством; - понятие и образование приемной семьи, приемные родители, их права и обязанности. - ребенок (дети), передаваемые на воспитание в приемную семью, его права. Содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. - материальное обеспечение приемной семьи. | М П Д ПБ | |
9. | Тема лекции:Семейные отношения с участием иностранцев: - понятие семейных отношений с иностранным элементом и пути их правового регулирования; - источники коллизионного семейного права; - право, подлежащее применению к отдельным видам семейных отношений с участием иностранцев; - рассмотрение судами семейных дел с участием иностранцев; - актуальные вопросы признания и исполнения иностранных судебных решений. | Э И П МШ |
2.4. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе.Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у магистрантов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности магистрантов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№ | Наименование основных Методов | Краткое описание и примеры использования в темах и разделах, место проведения |
1. | Использование информационных ресурсов и баз данных | Информационная система Гарант – мастер может использоваться при изучении всех разделов предлагаемого спецкурса для ретроспективного анализа норм семейного права, судебной практики, а также правового наследия российской дореволюционной науки. |
2. | Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий | Специальная подборка правовых документов и учебных материалов для магистрантов юридических, финансовых и экономических специальностей «Консультант Плюс: высшая школа». Документы федерального и регионального законодательства, судебная практика, комментарии законодательства, учебники и труды классиков российской юриспруденции, содержащиеся в данной справочной правовой системе. |
3. | Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ | Данный спецкурс ориентирован на спецкурс «Актуальные проблемы семейного права», подготовленный кафедрой семейного права МГУ |
4. | Применение предпринимательских идей в содержании курса | Данный спецкурс рассчитан на расширение профессиональных интересов и кругозора, развитие творческих и аналитических способностей будущих юристов, а также получение ими знаний о наиболее перспективных сферах приложения своих профессиональных навыков. |
5. | Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук | Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход при изучении тем курса № 1, 3, 5, 8. Данные разделы предполагают обращение магистрантов к соответствующей тематике других дисциплин: гражданского права, наследственного права, уголовного права, административного права. |
6. | Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. | В ходе изучение основных проблем спецкурса предполагается использовать такие активные методы обучения как деловые игры, круглые столы, диспуты. Например, по теме: «Брак. Признание брака недействительным. Прекращение брака», с привлечением юридической и судебной практики. |
7. | Использование методов, основанных на изучении практики | На основе данных дореволюционной, советской и современной судебной практики магистранты изучают эволюцию института брака в российском семейном праве. Анализ опросов общественного мнения о действующем семейном законодательстве позволит соотнести реальные представления россиян о праве и нормы действующих законов, а также определить место семейного права в системе права. |
8. | Использование проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач | Проектно-организационные технологии обучения в команде в рамках спецкурса «Актуальные проблемы семейного права» используются при проведении экспертизы российских законов. Например, группа проводит экспертизу сравнительного анализа советского и действующего Семейного кодекса Российской Федерации по теме: «Семья – как объект правовой охраны». |