Аудиторные занятия (лекции, семинарские занятия)

Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанный действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей магистрантов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и магистранта; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический – изложение теоретического материала в форме монолога М
Показательный –объяснение материала с приемами показа П
Диалогический– изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами Д
Эвристический (частично поисковый) – под руководством преподавателя магистранты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают делают выводы и решают поставленную задачу Э
Проблемное изложение– поставка проблемы и раскрытие путей ее решения ПБ
Исследовательский– самостоятельное добывание магистрантами знаний в процессе разрешения проблемы путем сравнения различных вариантов ее решения И
Программированный– организация аудиторной и самостоятельной работы магистрантов, осуществленная в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств ПГ
Интерактивный метод «мозгового штурма» Интерактивные методы, применяемые в процессе преподавания Истории государства и права зарубежных стран, связаны с «погружением» магистранта в ситуацию профессиональной деятельности. Это проблемное обучение через действие. Интерактивные методики предоставляют уникальную возможность тренинга профессиональных навыков. Задача интерактивного метода «мозговой штурм» состоит в активизации мыслительной деятельности магистрантов путем постановки вопроса, который отличается поливариантностью ответов. Преимущества этого интерактивного метода состоят в вовлечении в работу всех магистрантов группы с различным уровнем подготовки и активности; а также в структуризации изученного материала. МШ

 

 

неделя кол-во часов Вид занятия, тема и краткое содержание Методы
   
1. Тема лекции:Теоретические основания: предмет, структура, методы, функции и значение актуальных проблем семейного права. - мотивация изучения курса; - предмет, система и принципы, методология Актуальных проблем семейного права; - взаимосвязь семейного права и норм морали. М П Д ПБ
2. Тема лекции:Брак. Недействительный брак. Прекращение брака. Понятие и определение брака. Порядок и условия заключения брака. Брачный возраст. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак. Актуальные проблемы, связанные с признанием брака недействительным. Правовые последствия признания брака недействительным. Основания прекращения брака. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния. Расторжение брака в судебном порядке. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.     М П Д ПБ
3. Тема лекции:Личные неимущественные и имущественные отношения супругов. - соотношение между личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями супругов. - содержание норм, регулирующих личные неимущественные права супругов; -имущественные отношения супругов; - договорный режим супружеского имущества: порядок заключения и форма договора, субъекты брачного договора, элементы содержания брачного договора, ограничительные условия брачного договора. - актуальные проблемы изменения, прекращения и признания недействительным брачного договора.     М П Д ПБ
4. Тема лекции:Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей. Осуществление родительских прав и обязанностей. Ответственность за ненадлежащее исполнение родительских прав и обязанностей: - установление происхождения детей. -добровольное установление отцовства. Установление отцовства в судебном порядке. Установление судом факта признания отцовства и проблемы. - актуальные проблемы института суррогатного материнства. Запись родителей ребенка в книге записи рождений. Оспаривание отцовства (материнства). - права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоявших в браке между собой. Права несовершеннолетних детей. - права и обязанности родителей. Права несовершеннолетних родителей. - актуальные проблемы лишения родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. - ограничение родительских прав: основания, порядок, последствия. Восстановление в родительских правах. Отмена ограничение родительских прав. - актуальные проблемы связанные с отобранием ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или здоровью   Э И П МШ
5. Тема лекции: Алиментные обязательства. Алиментные обязательства родителей и детей: -общая характеристика алиментных обязательств; - актуальные проблемы алиментных обязательств родителей и детей; -проблемы связанные со взысканием алиментов на совершеннолетних, нетрудоспособных нуждающихся в помощи детей; - актуальные проблемы связанные с взысканием алиментов с алиментоплательщика.     М П Д ПБ
6. Тема лекции: Алиментные обязательства супругов (бывших) супругов и других членов семьи: - алиментные обязательства супругов (бывших супругов); - алиментные обязательства других членов семьи; - порядок освобождения супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности сроком; - обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братье и сестер; - обязанности бабушек и дедушек по содержанию внуков. Обязанности внуков содержать бабушку и дедушку. - обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей. - обязанность пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи. - размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи в судебном порядке. Э И П МШ
7. Тема лекции: Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). - формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей; - выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. - понятие усыновления (удочерения); - актуальные проблемы, связанные с усыновлением ребенка; - условия и порядок усыновления. Правовые последствия усыновления ребенка. Тайна усыновления. - основания, порядок и последствия отмены усыновления.   Э И П МШ
8. Тема лекции:Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. Приемная семья. - основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми; - опека и попечительство над несовершеннолетними детьми; - опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях социальной защиты населения; - права детей находящихся под опекой и попечительством; - понятие и образование приемной семьи, приемные родители, их права и обязанности. - ребенок (дети), передаваемые на воспитание в приемную семью, его права. Содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. - материальное обеспечение приемной семьи. М П Д ПБ
9. Тема лекции:Семейные отношения с участием иностранцев: - понятие семейных отношений с иностранным элементом и пути их правового регулирования; - источники коллизионного семейного права; - право, подлежащее применению к отдельным видам семейных отношений с участием иностранцев; - рассмотрение судами семейных дел с участием иностранцев; - актуальные вопросы признания и исполнения иностранных судебных решений.   Э И П МШ

2.4. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе.Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у магистрантов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности магистрантов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

 

Наименование основных Методов Краткое описание и примеры использования в темах и разделах, место проведения
1. Использование информационных ресурсов и баз данных Информационная система Гарант – мастер может использоваться при изучении всех разделов предлагаемого спецкурса для ретроспективного анализа норм семейного права, судебной практики, а также правового наследия российской дореволюционной науки.
2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Специальная подборка правовых документов и учебных материалов для магистрантов юридических, финансовых и экономических специальностей «Консультант Плюс: высшая школа». Документы федерального и регионального законодательства, судебная практика, комментарии законодательства, учебники и труды классиков российской юриспруденции, содержащиеся в данной справочной правовой системе.
3. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ Данный спецкурс ориентирован на спецкурс «Актуальные проблемы семейного права», подготовленный кафедрой семейного права МГУ
4. Применение предпринимательских идей в содержании курса Данный спецкурс рассчитан на расширение профессиональных интересов и кругозора, развитие творческих и аналитических способностей будущих юристов, а также получение ими знаний о наиболее перспективных сферах приложения своих профессиональных навыков.
5. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход при изучении тем курса № 1, 3, 5, 8. Данные разделы предполагают обращение магистрантов к соответствующей тематике других дисциплин: гражданского права, наследственного права, уголовного права, административного права.
6. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. В ходе изучение основных проблем спецкурса предполагается использовать такие активные методы обучения как деловые игры, круглые столы, диспуты. Например, по теме: «Брак. Признание брака недействительным. Прекращение брака», с привлечением юридической и судебной практики.  
7. Использование методов, основанных на изучении практики На основе данных дореволюционной, советской и современной судебной практики магистранты изучают эволюцию института брака в российском семейном праве. Анализ опросов общественного мнения о действующем семейном законодательстве позволит соотнести реальные представления россиян о праве и нормы действующих законов, а также определить место семейного права в системе права.
8. Использование проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач Проектно-организационные технологии обучения в команде в рамках спецкурса «Актуальные проблемы семейного права» используются при проведении экспертизы российских законов. Например, группа проводит экспертизу сравнительного анализа советского и действующего Семейного кодекса Российской Федерации по теме: «Семья – как объект правовой охраны».