Информационные системы в управлении

Общая характеристика информационного обеспечения системных исследований в экономике

Тема 6. Информационное обеспечение системного анализа

1. Общая характеристика информационного обеспечения системных исследований в экономике

2. Информационные системы в управлении

3. Методы компьютерного моделирования и проектирования сложных систем

4. Информационное обеспечение анализа данных

 

Любое, даже небольшое предприятие, является достаточно сложной системой, которое состоит из множества подсистем, связанных между собой.

Очевидно, что исследование таких сложных объектов как

• подсистема стратегического управления;

• производственная подсистема;

• подсистема управления производством;

• подсистема управления финансами;

• подсистема реализации продукции;

• подсистема организации складского хранения и т.д.

связано с необходимостью обработки значительного объема информации. Эта информация нуждается в обобщении и анализе. Выявленная информация, как правило, не структурирована и нуждается в формализации.

В настоящее время существует очень большое количество разных информационных технологий, направленных на облегчение экономической деятельности человека. Рассмотрим их основные типы.

По назначению выделяют (Слайд 1):

— АСУ — автоматизированные системы управления. Они имеют широкий спектр применения: от автоматизации базовых функций предприятия к автоматизации принятия управленческих решений.

— MIS (management information system) — управленческие информационные системы (УИС), которые предназначены для сбора и обрабатывания данных, которые потом предоставляются менеджеру для обеспечения процесса оперативного управления.

— СППР — системы поддержки принятия решений, которые назначены делать обоснованный выбор из определенного перечня альтернатив.

— ЕС — экспертные системы. Их назначение — замещать эксперта в определенной отрасли.

По подходам, которые используются в информационных системах выделяют (Слайд 2):

— CASE — компьютерное проектирование ИС. Эта информационная технология предназначена для разработки сложных ИС в целом.

— Пакеты для статистического и математического анализа данных.

— Интеллектуальный анализ данных (Data Mining).

Все перечислены выше типы информационных технологий имеют много общего, но кое-чем и отличаются. Поэтому достаточно часто для полноценного системного анализа используют несколько подходов с целью дополнения ими друг друга. Рассмотрим эти технологии более детально.

Автоматизированные системы управления

Автоматизированные системы управления (АСУ) - прикладные программ, предназначенных облегчать анализ функционирования предприятия, осуществлять мониторинг его деятельности, разрабатывать стратегические и тактические решения относительно последующей деятельности предприятия.

Сначала остановимся на общепринятой терминологии. Одним из самых популярных терминов является термин ERP (Enterprise Resource Planning). На момент ее возникновения термин ERP обозначал объединение разрозненных данных в пределах предприятия. Со временем под воздействием таких факторов, как развитие бизнес-среды, роста потребностей организаций во взаимодействии с контрагентами, одновременно появились два термина: ERPII (Enterprise Resource & Relationship Planning) и ECM (Enterprise Commerce Management).

К главным отраслям и направлениям деятельности предприятия, которые охватываются АСУ, принадлежат:

• учет запасов;

• расчеты с поставщиками и покупателями;

• расчет заработной платы;

• учет основных фондов;

• учет расходов на работы и проекты;

• регистрация продаж;

• персонал;

• сервисное обслуживание клиентов;

• транспортные операции;

• снабжение(закупки), проекты, сбыт;

• техническое обслуживание оборудования;

• производство продукции;

• финансы;

• научно-исследовательская и опытно-конструкторская работы (НДДКР);

• маркетинг;

• складское хранение.

Все АСУ можно разделить на три группы:

группа А характеризуется полным или частичным обеспечением основных функциональных отраслей деятельности предприятия и ограниченными возможностями относительно специализированных отраслей;

группа В обеспечивает полный охват основных функциональных отраслей, глубокое, — некоторых специализированных отраслей и частичное — других;

системы группы С полностью охватывают большинство функциональных отраслей деятельности предприятия, предлагается широкий перечень специализированных решений как для различных видов деятельности, так и для разных сфер управления (стратегическое планирование, управление специальными видами активов, и тому подобное).

В настоящее время на украинском рынке работают свыше 70 компаний, которые предлагают АСУ разного уровня функционального обеспечения. Очевидно, что ни один из производителей не в состоянии самостоятельно реализовать абсолютно все возможности в пределах одного программного продукта. Поэтому большинство разработчиков идут путем интеграции с другими компаниями с целью разработки специализироованніх систем. Еще одним путем развития АСУ есть усовершенствование методик, которые касаются стратегического управления, через активное дополнение современных управленческих методик и концепций.

 

Информационные системы в процессах принятия решений

Принятия решения являются особым видом деятельности, которая заключается в формировании вариантов решения (альтернатив) с последующей оценкой их эффективности и соответствующим распределением ресурсов.

Для принятия обоснованного решения нужно учитывать множество факторов, которые взаимодействуют между собой. В то же время человек эффективно может синхронно оперировать не более чем 7—9 объектами. Для преодоления такого противоречия существуют специальные информационные системы.

Среди многих типов ИС, которые применяются для принятия решений, выделим два основные:

• управленческие УИС (MIS — management information system);

• системы поддержки принятия решений СППР (DSS — decision support system).

Главные компоненты УИС — база данных, компьютерная система и форма, в которой распределяются данные. В базе данных может формироваться, например, информация о ценах, выход продукции, наличие ресурсов, кадровый потенциал и тому подобное. Компьютерная система в УИС обрабатывает информацию для разных подразделов организации. Эта информация является базой для принятия управленческих решений, или для формирования моделей принятия решений.

СППР отличаются от УИС тем, что менеджер является внутренним компонентом СППР, а не внешним, как в УИС.

Дополнительным аспектом СППР является взаимодействие между ее составляющими. Таким образом потоки информации СППР обеспечивают разработку интегрального, системного решения.

Кроме того, ринятые решения и результаты их реализации накапливаются в базе данных. Следовательно, СППР является динамической системой с непрерывным обновлением данных.

Таблиця 11

ВІДМІННОСТІ МІЖ УІС ТА СППР

УІС СППР
Акцент робиться на структуризації задач при попередньо визначених стандартних процедурах, методах їх розв’язання та інформаційних потоках Акцент робиться на рішенні. Структура ІС та аналітична допомога є важливими, але допоміжними засобами за прийняття остаточного рішення, оцінки менеджера є суттєвішими
Виграш полягає у зниженні витрат, необхідного часу, кількості обслуговуючого персоналу тощо Виграш полягає у розширенні діапазону та можливостей комп’ютеризації процесів прийняття рішень з метою допомогти менеджеру збільшити ефективність його діяльності
Вплив на прийняття рішень менеджером непрямий, оскільки забезпечується доступ до необхідних даних Вплив на менеджера полягає в створенні необхідного інструментарію під його безпосереднім контролем, що не автоматизує процес прийняття рішення, але впливає на цей процес

 

Экспертные системы

Экспе́ртная систе́ма (ЭС) — компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации.

Целью исследований по ЭС является разработка программ, которые при решении задач, трудных для эксперта-человека, получают результаты, не уступающие по качеству и эффективности решениям, получаемым экспертом.

Понятие ЭС может быть тесно связано с понятием СППР. То есть СППР как одну из методик формирования и оценки решений может использовать методику экспертных систем. С другой стороны, ЭС можно рассматривать как последующее развитие традиционных СППР.

Типичная статическая ЭС состоит из следующих основных компонентов (Слайд ):

· решателя (интерпретатора);

· рабочей памяти (РП), называемой также базой данных (БД);

· базы знаний (БЗ);

· компонентов приобретения знаний;

· объяснительного компонента;

· диалогового компонента.

База данных (рабочая память) предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи.

База знаний (БЗ) в ЭС предназначена для хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую область и правил, описывающих целесообразные преобразования данных этой области.

Решатель (интерпретатор), используя исходные данные из рабочей памяти и знания из БЗ, формирует такую последовательность правил, которые, будучи примененными к исходным данным, приводят к решению задачи.

Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс наполнения ЭС знаниями, осуществляемый пользователем-экспертом.

Объяснительный компонент объясняет, как система получила решение задачи (или почему она не получила решение) и какие знания она при этом использовала, что облегчает эксперту тестирование системы и повышает доверие пользователя к полученному результату.

Диалоговый компонент ориентирован на организацию дружественного общения с пользователем как в ходе решения задач, так и в процессе приобретения знаний и объяснения результатов работы.

 

В архитектуру динамической ЭС по сравнению со статической ЭС вводятся два компонента: подсистема моделирования внешнего мира и подсистема связи с внешним окружением. Последняя осуществляет связи с внешним миром через систему датчиков и контроллеров. Кроме того, традиционные компоненты статической ЭС (база знаний и машина вывода) претерпевают существенные изменения, чтобы отразить временную логику происходящих в реальном мире событий.

ЕС применяют для решения сложных практических задач. По качеству и эффективности решения экспертных систем не уступают решениям эксперта-человека. Решения экспертных систем являются «прозрачными», то есть их можно объяснить пользователю на качественном уровне. Это свойство ЕС обеспечивается их способностью анализировать свои знания. Экспертные системы способны пополнять свои знания в ходе взаимодействия с экспертом. Необходимо заметить, что технология ЕС в настоящее время используется для решения разных типов задач (интерпретации, прогнозирования, диагностики, планирования, конструирования, контроля, наладки, инструктажу, управление) в разнообразных проблемных отраслях, таких как финансы, нефтяная, газовая и химическая промышленность, горное дело, образование, телекоммуникации и связь, и тому подобное.