Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок

Сфера контроля (надзора) Группа риска Критерии отнесения проверяемого субъекта к группе риска для назначения плановых проверок
Финансово-хозяйственная деятельность высокая осуществление деятельности с использованием (расходованием) бюджетных средств, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также средств государственных внебюджетных фондов, государственного имущества или мер государственной поддержки
    необеспечение финансовой устойчивости, включая наличие устойчивого убытка в течение календарного года (по итогам каждого отчетного (налогового) периода)
    наличие двух и более случаев в календарном году непредставления, несвоевременного представления налоговой отчетности, иной информации либо представление информации, содержащей недостоверные данные о деятельности за отчетный период, в случаях и сроки, установленные законодательством
    наличие двух и более случаев в календарном году неуплаты, несвоевременной и (или) неполной уплаты налогов, сборов (пошлин, в том числе таможенных), иных обязательных платежей в установленный законодательством срок за отчетный период
    установление в ходе предыдущей проверки факта приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, реализации товаров без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов
  высокая отсутствие платежей по налогам, сборам (пошлинам) при наличии сведений о ввозе, приобретении и (или) реализации товаров (работ, услуг) за отчетный (налоговый) период
    несоответствие размеров платежей по налогам, сборам (пошлинам), доходов от реализации, отраженных в налоговых декларациях, сведениям о фактическом ввозе и (или) реализации товаров за отчетный (налоговый) период
    неопубликование бухгалтерской отчетности в случаях, установленных законодательством
    неосуществление в установленные сроки платежей по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввозимым из Российской Федерации, при наличии сведений о ввозе товаров из Российской Федерации
    реализация в календарном году мероприятий, предусмотренных решениями и поручениями Президента Республики Беларусь, государственными программами
    невыполнение в календарном году основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития, нормативов государственных социальных стандартов
    невыполнение в календарном году государственного заказа
    осуществление одного или нескольких следующих видов деятельности:
    банковская, страховая, лотерейная деятельность, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
    производство и (или) реализация и (или) хранение (как вид предпринимательской деятельности) алкогольной продукции, табачных изделий, иных подакцизных товаров
    деятельность в сфере игорного бизнеса
    деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр строительство, в том числе реконструкция, реставрация, капитальный ремонт и благоустройство
    международные автомобильные грузоперевозки
    деятельность по сбору, хранению, транспортировке, использованию, заготовке (закупке), переработке, отгрузке или реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, а также учету, сбору, хранению, транспортировке, использованию и реализации редкоземельных металлов во всех видах и состояниях
    торговая посредническая деятельность*** следующими товарами (в форме): оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями для автомобилей оптовая торговля радио-, теле- и видеоаппаратурой оптовая торговля древесиной и продукцией обработки древесины оптовая торговля строительными материалами, санитарно-техническим оборудованием оптовая торговля компьютерами и периферийными устройствами розничная торговля вне магазинов (за исключением выездной, развозной, разносной торговли, торговли на ярмарках, торговли с использованием торговых автоматов)
  средняя налоговая нагрузка**** на доходы проверяемого субъекта в календарном году ниже ее среднего уровня в соответствующей отрасли экономики (по виду экономической деятельности), сложившегося по налоговому органу, на учете в котором состоит проверяемый субъект, с учетом применяемой системы налогообложения
    снижение налоговой нагрузки на доходы проверяемого субъекта в календарном году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при стабильной или увеличивающейся налоговой нагрузке по другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям данной отрасли (данного вида экономической деятельности), сложившейся по налоговому органу, на учете в котором состоит проверяемый субъект, с учетом применяемой системы налогообложения
    отражение проверяемым субъектом суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год
    неоднократные (два и более раза) снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах (миграция между налоговыми органами) в течение трех лет
    проверяемые субъекты, осуществляющие деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), отнесенную к высокой группе риска, находящиеся (проживающие) в сельских населенных пунктах, при осуществлении такой деятельности в сельской местности, а также юридические лица, созданные (за исключением созданных путем реорганизации) с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек согласно перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь
  средняя осуществление одного или нескольких следующих видов деятельности:
    иная торговая посредническая деятельность, не отнесенная к высокой группе риска
    деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями
    аудиторская деятельность
    туристическая деятельность (за исключением агроэкотуризма)
    риэлтерская деятельность
    общественное питание
Внешнеэкономическая деятельность высокая отсутствие платежей по налогам, сборам (пошлинам) при наличии сведений о ввозе либо приобретении товара на территории других государств и (или) реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь за отчетный (налоговый) период
    ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь товаров с использованием предусмотренных законодательством преимуществ по уплате таможенных платежей
    осуществление представительствами (филиалами) иностранных юридических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, внешнеторговых операций в течение года на общую сумму, эквивалентную 30 000 евро и более
    стоимость экспорта по данным таможенных деклараций превышает сумму выручки от реализации по данным налоговых деклараций
    суммы займов и кредитов, полученных из-за пределов Республики Беларусь, значительно превышают сумму выручки проверяемого субъекта
  высокая непоступление в установленные сроки валютной выручки в сумме, превышающей 50 тыс. долларов США
    осуществление импортерами внешнеторговых операций без поступления товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на территорию Республики Беларусь
    осуществление внешнеторговых операций на основании договоров поручения, комиссии, консигнации и иных аналогичных договоров
  средняя осуществление внешнеэкономических операций по переработке давальческого сырья
    отсутствие у проверяемого субъекта, принимающего участие во внешнеторговой деятельности, на его расчетных (текущих) счетах в банках денежных средств, а также в случаях, если размер таких денежных средств меньше стоимости товаров, участвующих во внешнеторговых сделках
    совершение проверяемыми субъектами – резидентами сделок с нерезидентами, на основании которых нерезидентами осуществляется реализация на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав*****
Банковская деятельность высокая банк небанковская кредитно-финансовая организация юридическое лицо, не являющееся банком или небанковской кредитно-финансовой организацией и признаваемое входящим в состав банковского холдинга
Лицензируемая деятельность высокая наличие в течение календарного года сведений о нарушении лицензиатом (работником лицензиата) лицензионных требований и условий, влекущих аннулирование специального разрешения (лицензии)
    наличие в течение календарного года сведений о причинении в результате нарушений лицензионных требований и условий вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, имуществу юридических или физических лиц
  средняя наличие в течение календарного года сведений о нарушении лицензиатом (работником лицензиата) лицензионных требований и условий, влекущих приостановление действия специального разрешения (лицензии)
Деятельность в области промышленной безопасности, безопасности движения, эксплуатации транспорта и перевозки опасных грузов высокая эксплуатация потенциально опасных объектов осуществление деятельности, связанной с потенциально опасными объектами (исключая их эксплуатацию) осуществление перевозки опасных грузов 1–7 классов опасности наличие случаев аварий, инцидентов и несчастных случаев в календарном году несоответствие эксплуатации воздушного транспорта и использования воздушного пространства Республики Беларусь установленным требованиям
    организации государственного дорожного хозяйства, осуществляющие эксплуатацию автомобильных дорог и улиц в зимний период
  средняя использование подземных пространств
    деятельность, связанная с геологическим изучением недр
    осуществление специальной подготовки и переподготовки лиц, связанных с перевозкой опасных грузов, изготовление, ремонт, диагностирование транспортных средств, оборудования, тары и упаковок для перевозки опасных грузов
    осуществление перевозки опасных грузов 8 и 9 классов опасности
Пожарная безопасность высокая эксплуатация помещений или зданий, которые по взрывопожарной и пожарной опасности относятся к категориям А, Б, Ан или Бн
  высокая строительство (в том числе реконструкция, реставрация, капитальный ремонт и благоустройство)
    эксплуатация зданий или сооружений (за исключением жилищного фонда) с круглосуточным или одновременным пребыванием детей (свыше 300 человек)
  средняя эксплуатация помещений или зданий, которые по взрывопожарной и пожарной опасности относятся к категориям В1–В4 или Вн
    эксплуатация зданий или сооружений (за исключением жилищного фонда) с круглосуточным или одновременным пребыванием людей (свыше 300 человек)
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнение мероприятий гражданской обороны высокая эксплуатация объектов первой группы техногенной и экологической степени опасности
средняя эксплуатация объектов второй группы техногенной и экологической степени опасности
  территориальные и отраслевые подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их звенья
Охрана окружающей среды высокая осуществление экологически опасной деятельности
    использование особо охраняемых природных территорий
    непредставление отчета о высвобождении генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний
  средняя эксплуатация стационарных источников выбросов, у которых суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют 25 тонн и более в год и (или) выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют 1 килограмм и более в год
  средняя эксплуатация мобильных источников выбросов загрязняющих веществ в количестве 50 и более единиц
    эксплуатация локальных сооружений предварительной очистки сточных вод
    отведение сточных вод непосредственно в окружающую среду
    водопотребление в объеме 50 тыс. куб. метров и более в год
    эксплуатация объектов по выращиванию и откорму крупного рогатого скота от 200 до 5000 голов, свиней – от 100 до 12 000 голов, птицы – от 5000 до 500 000 мест
    эксплуатация объектов, у которых выбросы парниковых газов составляют от 5000 до 20 000 тонн в год
    захоронение, обезвреживание или использование отходов в объеме 50 тонн и более в год
    добыча полезных ископаемых в объемах от 4 тыс. куб. метров и более в год
    производство гидрометеорологической информации
    деятельность в границах территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями, а также в охранных зонах стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений
    трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ, диких животных и растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, а также зоологических коллекций
  средняя наличие разрешения на проведение испытаний непатогенных генно-инженерных организмов при их высвобождении в окружающую среду
    использование земельных участков, на которые в соответствии с частью первой статьи 18 Кодекса Республики Беларусь о земле и иными законодательными актами установлены ограничения (обременения) прав, и (или) осуществление деятельности на этих участках без учета таких ограничений
Здравоохранение высокая проведение работ с генно-инженерными организмами третьего и четвертого уровней риска генно-инженерной деятельности
    проведение клинических испытаний лекарственных средств
  средняя проведение работ с генно-инженерными организмами второго уровня риска генно-инженерной деятельности
    производство, хранение или реализация лекарственных средств
    осуществление деятельности по оказанию медицинской помощи населению
Строительная деятельность высокая строительство (в том числе реконструкция, реставрация, капитальный ремонт и благоустройство) зданий или сооружений I и II уровней ответственности
    несоблюдение утвержденной проектно-сметной документации (с учетом проверок предъявленных к оплате документов и результатов предыдущих проверок)
    наличие в совокупности трех из следующих критериев: достоверные сведения о завышении стоимости строительства (в том числе реконструкции, реставрации, капитального ремонта и благоустройства) жилого дома превышение нормативного срока строительства (в том числе реконструкции, реставрации, капитального ремонта и благоустройства) жилого дома включение проверяемого субъекта в ежегодные графики строительства (в том числе реконструкции, реставрации, капитального ремонта и благоустройства) и финансирования строительства жилых домов наличие у проверяемого субъекта задолженности по льготным кредитам, выданным на жилищное строительство (в том числе реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт и благоустройство)
  средняя наличие в совокупности следующих критериев: жилой дом введен в эксплуатацию или подлежит вводу в планируемый период высокий удельный вес (более 50 процентов) льготных кредитов в стоимости строительства (в том числе реконструкции, реставрации, капитального ремонта и благоустройства) жилого дома
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения высокая организации здравоохранения (больницы, родильные дома, дома ребенка, госпитали, диспансеры (противотуберкулезный, кожно-венерологический, онкологический), организации переливания крови), психоневрологические интернаты, санатории, профилактории
    учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования или общего среднего образования
    осуществление деятельности, связанной с торговлей продовольственным сырьем и пищевыми продуктами
  высокая осуществление деятельности, связанной с изготовлением пищевых продуктов и вспомогательных компонентов, используемых в изготовлении пищевой продукции
    наличие в календарном году двух и более фактов нарушения объектом общественного питания санитарных норм и правил, подтвержденных в ходе проверки, проведенной в установленном порядке на основании заявления физического лица
    осуществление питьевого водоснабжения
  средняя деятельность, связанная со сбором, удалением, утилизацией жидких и твердых бытовых, промышленных отходов
    осуществление деятельности парикмахерскими (салонами красоты), банями, саунами, связанной с санитарно-гигиеническим обслуживанием населения
    учреждения внешкольного воспитания и обучения детей, высшие, профессионально-технические и средние специальные учебные заведения, колледжи общежития, гостиницы
    эксплуатация плавательных бассейнов
    наличие в календарном году не менее двух фактов нарушения объектом общественного питания санитарных норм и правил, подтвержденных в ходе проверки, проведенной в установленном порядке на основании заявления физического лица
    промышленные, сельскохозяйственные, строительные организации, в которых в календарном году зарегистрированы превышение гигиенических нормативов факторов производственной среды либо случаи профессиональных заболеваний работников
Соблюдение законодательства о труде высокая наличие в календарном году трех и более случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости или наличие в календарном году несчастного случая на производстве по вине нанимателя со смертельным исходом
    наличие в календарном году пяти и более различных фактов нарушения законодательства о труде, подтвержденных в ходе проверки, проведенной в установленном порядке на основании заявления физического лица
    наличие в календарном году подтвержденного факта выплаты заработной платы, не начисленной в установленном порядке («в конвертах»)
  средняя наличие в календарном году случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, не относящихся к высокой степени риска
    наличие в календарном году трех и более фактов нарушения законодательства о труде в части несвоевременной выплаты заработной платы
    непредставление сведений об аттестации рабочих мест по условиям труда
Ядерная и радиационная безопасность высокая осуществление деятельности в области использования атомной энергии, источников ионизирующего излучения, обращения с радиоактивными отходами, проектирования и изготовления технологического оборудования для объектов использования атомной энергии и средств радиационной защиты, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия)
  средняя использование в деятельности, не относящейся к высокой степени риска, источников ионизирующего излучения, подлежащих обязательному учету и контролю
Электро- и теплобезопасность высокая наличие в эксплуатации действующих электроустановок напряжением свыше 1000 вольт
  средняя наличие электроустановок напряжением от 380 до 1000 вольт, систем теплоснабжения, теплопотребления и теплоиспользующих установок
Техническое нормирование, стандартизация и оценка соответствия требованиям технических нормативных правовых актов высокая осуществление деятельности с использованием обязательных требований, предусматривающих отсутствие недопустимого риска причинения вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде при производстве, эксплуатации, хранении, перевозке и реализации продукции или оказании услуг
    наличие в календарном году сведений о причинении ущерба жизни и здоровью граждан, окружающей среде в результате нарушений требований технических нормативных правовых актов, отсутствие документов о качестве
  средняя осуществление производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказание услуг, для которых установлены требования обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, национальной безопасности и рационального использования ресурсов
Обеспечение единства измерений, включая надзор за измерениями радиоактивных загрязнений высокая осуществление метрологического контроля и применение средств измерений в сфере законодательной метрологии, в том числе при измерениях радиоактивного загрязнения природной среды и всех видов сырья и продукции
  средняя отсутствие в организации метрологической службы, аккредитованной лаборатории
Иные сферы контроля, определенные Указом, утверждающим настоящие критерии, для контролирующих (надзорных) органов средняя осуществление деятельности, связанной с оздоровлением детей в зарубежных странах ведение охотничьего хозяйства, охоты, рыбной ловли, использование лесного фонда, животных и растительных ресурсов представление данных государственной статистической отчетности осуществление деятельности, подлежащей государственному пробирному надзору
    осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
    осуществление деятельности, связанной с выпуском средств массовой информации
    осуществление деятельности, связанной с использованием воздушного пространства Республики Беларусь, обеспечением безопасности полетов воздушных судов
    осуществление деятельности, связанной с направлением на оздоровление и санаторно-курортное лечение населения, а также выдачей путевок, приобретенных за счет средств республиканского бюджета и средств государственного социального страхования
    использование организациями физической культуры и спорта средств полученной безвозмездной (спонсорской) помощи в случаях, установленных законодательными актами

 

Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

В рамках проведения плановой проверки организации может быть осуществлена плановая проверка обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения. Проведение в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.

Сроки назначения плановой проверки исчисляются контролирующим (надзорным) органом со дня окончания им предыдущей плановой проверки, назначенной после вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». При отсутствии предыдущей плановой проверки плановая проверка может быть назначена после истечения срока, предусмотренного в пункте 4 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Порядок установления сроков проведения совместных проверок определяется Комитетом государственного контроля.

Без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности проверки в отношении проверяемых субъектов (внеплановые проверки) назначаются:

· по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь;

· Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции;

· Генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции;

· руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.

 

Поручение на проведение внеплановой проверки может быть дано, внеплановая проверка – назначена лицами, перечисленными в части 1 подпункта 9.1. Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», по следующим основаниям:

  • при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе полученной от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты (подготовкой внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки). При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, заявитель (в том числе руководитель, другой представитель государственного органа, иной организации) должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов. В случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении указанных нарушений или фактов либо неподтверждения в результате проведенной проверки таких нарушений или фактов проверяемый субъект вправе потребовать в судебном порядке от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию. Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок;
  • использование (расходование) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
  • значительный рост (не менее чем в два раза в календарном году) показателей аварийности и подтвержденное документально ухудшение транспортной дисциплины водителей проверяемого субъекта, выполняющего перевозки. Такие проверки проводятся контролирующими (надзорными) органами, уполномоченными Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства о транспортной деятельности, обеспечением безопасности дорожного движения;
  • существенное ухудшение показателей деятельности банков или небанковских кредитно-финансовых организаций, не являющихся банками, юридических лиц, не являющихся банками и признаваемых входящими в состав банковского холдинга (примечание: данное понятие раскрыто в статье 35 Банковского кодекса Республики Беларусь), исходя из данных бухгалтерского баланса и других форм отчетности; невыполнение предписания Национального банка; необходимость оценки эффективности мероприятий по улучшению финансового состояния, выполняемых данными юридическими лицами; вероятность возникновения в банке положения, которое может повлечь за собой его неплатежеспособность либо создать угрозу поддержанию стабильности банковской системы и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов; необходимость проверки готовности таких юридических лиц к внедрению новых подходов к осуществлению и организации деятельности, оценке рисков и управлению ими, оценке достаточности нормативного капитала, составлению отчетности, установлению новых пруденциальных требований и (или) процедур либо оценке результатов апробации на практике перспективных методологических подходов (в том числе по проектам, принятым в порядке эксперимента), а также по иным основаниям, определенным Национальным банком, в целях проведения им надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе;

 

Без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности проверки в отношении проверяемых субъектов (внеплановые проверки) назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа по следующим основаниям:

  • реорганизация проверяемого субъекта, решение иностранной организации о прекращении деятельности открытого ею представительства на территории Республики Беларусь, проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства);
  • проведение дополнительной проверки;
  • поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);
  • получение доказательств по делу об административном правонарушении;
  • возникновение инфекционных заболеваний либо подозрений на них, ухудшение гигиенических показателей среды обитания человека (по результатам проведенных лабораторно-инструментальных исследований);
  • необходимость подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • необходимость проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, представленных в налоговый орган в течение сроков, определенных налоговым законодательством;
  • необходимость оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности (внеплановая тематическая оперативная проверка). Такие проверки вправе проводить контролирующие (надзорные) органы, определенные в пункте 10 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;
  • расследование причин несчастных случаев, технических причин аварий и инцидентов на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний, расследование аварий, в том числе строительных, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий;
  • проведение государственного надзора за эксплуатацией потенциально опасных объектов;
  • необходимость проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;
  • проведение встречной проверки;
  • необходимость проверки факта неосуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних шести месяцев подряд (в целях признания задолженности такого субъекта безнадежным долгом и ее списания);
  • проведение контрольной проверки;
  • заявление проверяемого субъекта.

 

Внеплановые тематические оперативные проверки проводятся в пределах компетенции органами Комитета государственного контроля, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственным комитетом по стандартизации и их территориальными органами, Национальным банком и его главными управлениями по областям, подразделениями Государственной автомобильной инспекции, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций и ее филиалами.

 

Ведомственный контроль – контроль, осуществляемый органами и организациями (их структурными подразделениями (подчиненными организациями), отнесенными к органам ведомственного контроля перечнем контролирующих органов с указанием сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утверждаемым Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», для обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, нотариальными конторами требований законодательства.

В соответствии с пунктом 11 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», в рамках ведомственного контроля могут проводиться исключительно:

  • плановые проверки не чаще одного раза в два года независимо от отнесения проверяемого субъекта к группам риска;
  • внеплановые проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

 

Проведение ведомственного контроля осуществляется в соответствии с пунктом 4, абзацем 4 части 1 пункта 5, абзацем 1 пункта 6, пунктами 8, 12–17 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», утверждаемым им Положением о порядке организации и проведения проверок и не исключает проведения проверок контролирующими (надзорными) органами.

Проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в том числе в ходе совместной проверки, не допускается, за исключением проверок, проводимых по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, проверок, осуществляемых Национальным банком, дополнительных и встречных проверок, а также в отношении проверяемых субъектов, проверка которых ранее проведена в рамках ведомственного контроля.

В соответствии с частью 1 пункта 13 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.

Определенный в части 1 пункта 13 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» период, за который проводится проверка, не ограничивается в случаях:

  • проведения проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;
  • осуществления проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
  • проведения проверки соблюдения бюджетного и налогового законодательства, использования мер государственной поддержки, а также законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды;
  • осуществления надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе;
  • обращения физического лица при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • проведения проверки по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда;
  • проведения проверки объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;
  • осуществления проверки по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • проведения дополнительных и встречных проверок.

 

Контролирующий (надзорный) орган обязан до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок (при представлении данной книги), а также проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), при осуществлении которой такие сведения вносятся в указанную книгу после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг).

В случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.

При проведении проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности сведения о ее проведении вносятся в журнал производства работ.

Формы книги учета проверок, журнала производства работ и правила их ведения утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается.

Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.

В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.

Не допускается взимание контролирующими (надзорными) органами платы с проверяемых субъектов за осуществление проверок, за исключением возмещения (оплаты) в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь, затрат, связанных с проведением исследований, испытаний, экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов.

При отсутствии у проверяемого субъекта документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, контролирующий (надзорный) орган в пределах своей компетенции вправе определять в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

В соответствии с пунктом 18 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», не являются административными правонарушениями:

  • неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более одного процента от исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда, в том числе завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более одного процента от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.

 

Указанные положения применяются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при условии устранения нарушений и (или) возмещения проверяемым субъектом причиненного вреда государству или иным лицам в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки.

Контролирующий (надзорный) орган, выявивший нарушения, относимые законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь к грубым, вправе внести в регистрирующий орган представление о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, в лицензирующий орган – об аннулировании специального разрешения (лицензии), выданного лицу, осуществляющему частную нотариальную деятельность. На основании данного представления регистрирующий орган вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, а лицензирующий орган – принять решение об аннулировании выданного специального разрешения (лицензии).

При принятии хозяйственным судом решения о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя собственник имущества (учредитель, участник) ликвидированного юридического лица, физическое лицо, деятельность которого прекращена, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, индивидуального предпринимателя только по истечении года со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности).

При принятии лицензирующим органом решения об аннулировании специального разрешения (лицензии), осуществлявшее частную нотариальную деятельность, вправе обратиться за получением специального разрешения (лицензии), необходимого для осуществления данной деятельности, по истечении года со дня принятия решения об аннулировании выданного специального разрешения (лицензии).

В соответствии с пунктом 21 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», положения Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» не применяются при осуществлении:

  • контроля (надзора) за соблюдением законодательства о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе проверок, проводимых при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления;
  • контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области национальной безопасности государства в военной сфере, за обеспечением защиты государственных секретов государственными органами, юридическими и физическими лицами, а также государственного контроля за деятельностью по обеспечению государственных органов и иных юридических лиц правительственной и оперативной связью, за обеспечением безопасности шифрованной, засекреченной и кодированной связи, за использованием на территории Республики Беларусь излучающих радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств любого назначения;
  • охранных мероприятий в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 мая 2009 года «О государственной охране» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 119, 2/1568);
  • правосудия, а также уполномоченными государственными органами процессуальных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, оперативно-розыскной деятельности;
  • пограничного контроля, а также санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, автомобильного и иных видов контроля, проводимых на Государственной границе Республики Беларусь;
  • таможенного контроля (за исключением проведения таможенных проверок);
  • экспортного контроля;
  • обязательств, принятых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  • проверок наличия и ведения учета движения и состояния качества материальных ценностей государственного и мобилизационного материальных резервов в организациях, осуществляющих хранение этих материальных ценностей;
  • контроля (надзора) за соблюдением законодательства о политических партиях и других общественных объединениях, их союзах (ассоциациях), республиканских государственно-общественных объединениях, их организационных структурах, фондах;
  • мероприятий по выявлению имущества юридического лица или индивидуального предпринимателя и их дебиторов, проводимых в целях взыскания задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням, иным обязательным платежам в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды;
  • проверок государственных органов, нотариальных контор, за исключением проверок этих органов, контор, проводимых в рамках ведомственного контроля;
  • проверок, необходимых для подготовки к проведению массовых мероприятий;
  • контрольных обмеров объемов выполненных строительно-монтажных работ при строительстве (реконструкции) жилых помещений с использованием льготных кредитов, проводимых открытыми акционерными обществами «Сберегательный банк «Беларусбанк» и «Белагропромбанк» в пределах полномочий, предоставленных законодательными актами;
  • полевых мероприятий для оперативного выявления и пресечения нарушений в области охраны и использования объектов животного и растительного мира при проведении контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях;
  • мероприятий, связанных с процедурами аккредитации, аттестации, сертификации, выдачи банковских кредитов, займов, ссуд, получения специального разрешения (лицензии), отбором проб и производством замеров в области охраны окружающей среды;
  • государственной санитарно-гигиенической экспертизы и иных исследований, в том числе лабораторных, связанных с отбором проб, проводимых должностными лицами органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, по заявкам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором, результаты которых не являются основанием для составления акта (справки) проверки и вынесения решения, требования либо предписания;
  • иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, а также дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ (услуг);
  • проверок, проводимых по месту нахождения контролирующего (надзорного) органа на основании изучения документов и информации, полученных контролирующим (надзорным) органом в соответствии с законодательством, без истребования от проверяемого субъекта иных документов (камеральных проверок);
  • Национальным банком надзора в форме анализа деятельности банков, банковских групп и банковских холдингов на основе отчетности и иной информации, полученной им в соответствии с законодательством;
  • проверок обоснованности решений комиссии по чрезвычайным ситуациям об оказании финансовой поддержки юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имуществу которых нанесен материальный ущерб в результате чрезвычайных ситуаций.

 

Невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ – в случае, предусмотренном в части 3 пункта 14 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь») (при представлении данных книги, журнала), нарушение этим должностным лицом установленного порядка назначения проверки (в том числе ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной.

Решение о признании проверки незаконной принимается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган отсутствует), в том числе по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта.

Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано проверяемым субъектом в течение десяти дней со дня начала проверки и рассматривается контролирующим (надзорным) органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа) в срок не позднее десяти дней со дня его получения. Пропуск срока подачи заявления (жалобы) является основанием для отказа в его рассмотрении. Копия решения по заявлению (жалобе) в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту, а также в органы Комитета государственного контроля или прокуратуру при принятии решения о признании проверки незаконной. В случае несогласия с решением вышестоящего органа (руководителя контролирующего (надзорного) органа) об отказе в признании проверки незаконной в десятидневный срок со дня получения такого решения действия (бездействие) должностных лиц контролирующего (надзорного) органа могут быть обжалованы проверяемым субъектом в общий либо хозяйственный суд в соответствии с установленной подведомственностью.

Совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа указанных деяний рассматривается как ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Необоснованное назначение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа проверки, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность.