Профессиональной деятельности преподавателя

Информационные технологии в образовании и

Выход из релаксации.

Стадия гиперактивности.

 

Одним из признаков глубокого погружения является то, что в конце релаксации наступает стадия гиперактивности. Ощущения сменяются на противоположные - вместо чувства покоя и удовлетворения приходит некоторый дискомфорт, занимающийся ощущает прилив внутренней энергии, который больше не дает лежать спокойно, возникает желание пошевелить руками и ногами и встать. Это нормальная реакция нервной системы и организма в целом, работающих по принципу маятника - чем дальше отводен маятник в одну сторону, тем сильнее он затем качнется в противоположную. Чем глубже было расслабление и чем быстрее наступила стадия погружения, тем быстрее приходит стадия гиперактивности. Наступление этой стадии является показателем того, что организм достаточно отдохнул и пора вставать.

 

Если в своих занятиях вы продвинулись настолько, что в конце релаксации доходите до стадии гиперактивности, то, занимаясь перед сном, вы должны соблюдать одну предосторожность. А именно – прерывать занятие на середине, не доводя до стадии гиперактивности, иначе потом долго не сможете заснуть. Когда вы почувствуете, что хорошо расслабились, вошли в состояние погружения, повернитесь на бок и спите как обычно.

 

 

Вставать после релаксации нужно постепенно – сначала пошевелить руками, ногами, открыть глаза, потом сесть и только затем можно встать. Если есть время и желание, то после релаксации полезно выполнить несколько спокойных дыхательных упражнений.

Развитие и широкое внедрение информационных технологий возникает на всех сферах современной жизни, в том числе в системе образовании.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое иноформационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанным с внесением корректив в содержание технологии обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоническому вхождению ребенка в информационное общество. КТ призваны стать не дополнением в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность

Однако КТ в школе еще не нашли своего должного применения.

ИТ – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения инф нового качества о состоянии объекта, процесса или явления

По мнению специалистов управления экономикой и образованием для реализации современных ИТ требуется:

- создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие нормальное функционирование производства,

- подготовить квалифицированные кадры,

- реализовать комплексное внедрение ИТ в сферу образования, науки, производства, культуры.

Для вхождения отечественной системы образования в мировую образовательную среду министерство образования и науки РФ определило следующие пути:

- совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов вузов, ссузов по информатике и ИТ;

- переподготовка преподавателей в области ИТ;

- информатизация процесса обучения и воспитании;

- оснащение системы образования техническими средствами информатизации;

- создание современной инф-й среды и интеграция в нее учреждений образования;

- создание на базе ИТ единой системы дистанционного образования в России.

 

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие направления внедрения компьютерной техники в образовании:

· Использование КТ в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность.

· Использование КТ в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности.

· Рассмотрение КТ в качестве объектов изучения.

· Использовать средства ИТ в качестве средства творческого развития обучающихся.

· Использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.

· Организация коммуникаций на основе использования средств ИТ с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы.

· Интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы ИТ.

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

вычислительные – быстрое и точное преобразование любых видом информации;

комбинаторные – возможность запоминать, сохранять, структурировать большие объемы информации;

графические – представление результатов работы в наглядной форме;

модулирующие – построение информационных моделей реальных объектов и явлений.

Проникновение ИТ в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и орган формы обучения. Целью ИТ в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, гумманизация, индивидуализация, повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

С развитием ИТ большими темпами идет становление системы дистанционного образования. Основная роль, выполняемая ИТ в ДО, - обепечение учебного диалога. Технологии делятся на два типа – онлайн и офлайн(электронная почта, телеконференция). Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени (сообщение, посланное отправителем, достигнув адресата, направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании технологии офлайн полученные сообщения хранятся на компьютере адресата.

Федерация «Интернет образование» создает виртуальную инф-ую образовательную среду для учителей». Планируется, что учебная среда должна предоставлять свободный доступ к необходимым разделам курсов по смежным областям знаний, лабораторным работам, практикумам. Кроме того, в компании «Кир и МеФ» создается виртуальная школа, в которой будут представлены все учебные предметы школьной программы.

В школьной практике компьютерные учебные программы заявили о себе как о средстве обучения в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки как программно-методический комплекс, обучающие программы, программные средства учебного назначения, контролирующие обучающие программы и т.д. Наиболее широкое их них является понятие программное средство учебного назначения (ПСУН)

Основные цели использования ПСУН:

Ø Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

Ø Осуществить контроль с диагностикой ошибок, с обратной связью;

Ø Осуществить самоконтроль;

Ø Высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

Ø Визуализировать учебную информацию;

Ø Моделировать и имитировать процессы и явления;

Ø Формировать умения принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

Ø Формировать культуру познавательной деятельности.

 

Перечень ПСУН на современном этапе включает в себя электронные учебники, электронные лекции, контролирующие программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач и генераторы примеров, предметно-ориентированные средства, учебно-методические комплексы, программно-методические комплексы, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.

1. Обучающая программа (ОП) – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Является частью всей системы обучения, поэтому должна быть связана со всем учебным материалом, выполняя свои функции. Программы называют обучающими, так как принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами заданий). Программами они называются, потому что составлены с учетом всех пяти принципов программного обучения:

наличие цели работы и алгоритм достижения этой цели,

расчлененность учебной работы на шаги, связанные соответствующими дозами информации,

завершение каждого шага самопроверкой,

использование автоматического устройства,

индивидуализация обучения.

При составлении ОП необходимо учитываются психофизиологические закономерности восприятия информации. ОП распространяются на дискетах или CD, ВВС, FTP. Чаще всего такие программы применяют для демонстрации в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета. Наибольшую популярность получили курсы иностранного языка, мультимедийные энциклопедии, такие как Microsoft Encarta, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Список и аннотация наиболее популярных образовательных компьютерных программ публикуется в периодической печати (журналы «Информатика и образование», «Компьютер пресс»)

Приведем пример наиболее популярные программы: Репетитор Физика, Русский яз, Реп тесты по пунктуации, TeachPro Office 2000, TeachPro PowerPoint, TeachPro Windows, TeachPro Word, Библиотека школьника, Интеллектуальный тренажер, Репетитор диктант, Русская литература 19 века, Достоевский. Полное собрание сочинений.

Одна из наиболее востребованных программа в современном образовательном процессе – программа PowerPoint, с помощью которой создаются презентации учебного материала и представляют собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

Основными направлениями разработки компьютерных презентаций в являются:

· сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание студентов на особо значимых (важных) моментах учебного материала;

· использование технологии компьютерной блиц-подготовки к компьютерному тестированию, контрольным работам и другим видам оперативного контроля знаний, позволяет интенсифицировать и персонифицировать процесс повторения заданного материала и ускорить адаптацию к виртуальной среде в случае последующего компьютерного тестирования;

· установка учебного материала (лекций, интерактивных справочных материалов и т. п.) в виде презентационных программ в компьютерных классах позволяет использовать их для дополнительных занятий в часы, отведенные для самостоятельной работы;

· компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала: справочного материала, памяток и т.п.

В настоящее время прослеживается 4 пути создания ОП на основе:

- прямого программирования яз высокого уровня (джава);

- инструментальных систем, которые позволяют изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, незнакомому с программированием (АДОНИС, УРОК - инструментальные системы) и системы, позволяющие создавать программные продукты: Дельфин 3, Statpro Multimedia.

- использование готовых ОП по курсам, дисциплинам, которые созданы в фондах НИИ.

Выбор пути зависит от материально-технической базы образовательного учреждения, финансовых возможностей, уровня компьютерной подготовки преподавателя.

2. Классификация. Программные средства учебного назначения имеют многослойный характер. С одной стороны, по выполняемым функциям, их можно отнести к учебным изданиям и соответственно, использовать принципы классификации, используемые для учебной книги. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий. С третьей стороны, по технологии создания, они являются программным продуктом. Поэтому в основу классификации электронных средств учебного назначения положены общепринятые способы классификации как учебных, так и электронных изданий, и программных средств.

Исходя из описанных в современной литературе и общероссийских стандартах критериев, электронные средства учебного назначения следует различать:

§ по функциональному признаку, определяющему значение и место ОЭИ в учебном процессе;

§ по структуре;

§ по организации текста;

§ по характеру представляемой информации;

§ по форме изложения;

§ по целевому назначению;

§ по наличию печатного эквивалента;

§ по природе основной информации;

§ по технологии распространения;

§ по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.

Электронные издания по структуре подразделяются на:

§ однотомное электронное издание - электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе;

§ многотомное электронное издание - электронное издание, состоящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на самостоятельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;

§ электронная серия - серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.

Учебные электронные издания по организации текста подразделяются на моноиздания и сборники. Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы. Учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения - в виде сборников. Что касается учебных планов, учебных программ, методических указаний и руководств, заданий для практических занятий, то их выпускают преимущественно в виде моноизданий. Подобные издания усиливают активность студента, обеспечивают комплексность процесса овладения информацией.

По характеру представляемой информации можно выделить следующие устоявшиеся виды учебных изданий: учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, хрестоматия, книга для чтения и др.

По форме изложения материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:

§ конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения;

§ программированные учебные издания, которые, по существу, и представляют собой в этой классификации электронные издания;

§ проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления;

§ комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.

По целевому назначению электронных средств учебного назначения могут быть разделены на следующие группы:

§ для школьников;

§ для бакалавров;

§ для дипломированных специалистов;

§ для магистров;

§ для взрослых.

§ Различия по целевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня.

По природе основной информации выделяются:

§ текстовое (символьное) электронное издание - электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольное обработку;

§ изобразительное электронное издание - электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;

§ звуковое электронное издание - электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;

§ программный продукт - самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода;

§ мультимедийное электронное издание - электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязанно для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами.

По технологии распространения можно выделить:

§ локальное электронное средство учебного назначения - электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;

§ сетевое электронное издание - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;

§ электронное издание комбинированного распространения - электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.

По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания можно выделить две группы:

§ детерминированное электронное издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем;

§ недетерминированное электронное издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем.

Используя классификацию программных средств, представленную в общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 имеется отдельный подкласс 50 7000 - Прикладные программные средства учебного назначения [14]. Он включает в себя педагогические, обучающие, контролирующие, демонстрационные, досуговые, вспомогательные программные средства, а также программные средства для тренажеров, для моделирования, для управления учебным процессом, для создания программ учебного назначения, для профориентации и профотбора, для коррекционного обучения детей с нарушениями развития.

3К компьютерным средствам учебного назначения относитсяэлектронный учебник,который в настоящий момент получил широкое распространение – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и инф-справочные материалы по учебным дисциплинам, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. ЭУ изначально разработаны для организации дистанционного образования. Однако со временем они переросли эту сферу применения. ЭУ на лазерном диске теперь может использовать самостоятельно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения курса. Как и обычный учебник.

Преимущества ЭУ: быстрый поиск по тексту, организация учебной информации в виде гипертекста (возможность создания «живого» интерактивного учебного материала, снабженного ссылками на различные части материала).

Гипертекст - способ хранения и манипулирования информацией, при котором она хранится в виде сети связанных между собой узлов. Наличие мультимедия, моделирование учебного процесса, наличие системы самопроверки.

4. В ряду программных средств учебного назначения особое значение имеют учебно-методические комплекты (УМК). Каждый УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п. Создание УМК имеет особое значение, так как позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач.

Учебно-методические комплекты могут быть представлены как мультимедиа курсы, каждый из которых представляет собой комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса .

Современный учебный мультимедиа курс - это не просто интерактивный текстовый (или даже гипертекстовый) материал, дополненный видео- и аудиоматериалами и представленный в электронном виде. Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах и на различных носителях. В комплект курса рекомендуется включать видео- и аудиокассеты, а также печатные материалы. Это обусловлено не только техническими и экономическими соображениями, но и соображениями психологического характера. Наличие у учащегося ведущей сенсорной модальности (основного канала восприятия информации) приводит к тому, что одни легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики).

Мультимедиа курс является средством комплексного воздействия на обучающегося путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей. Структура и пользовательский интерфейс этих частей курса должны обеспечить эффективную помощь при изучении материала.

Определяя таким образом мультимедиа курс, мы определяем и структуру учебно-методических комплектов, подготовка которых является наиболее важной для преподавателя задачей в системе открытого и дистанционного образования.

Основой УМК (мультимедиа курса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В нее входят:

§ электронный учебник,

§ электронный справочник,

§ тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры),

§ задачник,

§ электронный лабораторный практикум,

§ компьютерная тестирующая система.

Данная структура может быть скорректирована с учетом специфики гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин.

5. Контролирующие, обучающие и комбинированные программы Одной из самых распространенных компьютеризированных систем организации контроля знаний является тестовая система. Контролирующие, обучающие и комбинированные программы разрабатываются с учетом рекомендаций педагогической кибернетики. Данные программы используют компьютерную графику в информационных и контрольных кадрах, позволяют оперативно изменять содержание учебного курса с помощью меню, обеспечивают возможность изменения трудности заданий, позволяя обучаемому работать в индивидуальном темпе, возможность автоматически анализировать ответы. Основные требования: тестовые вопросы должны быть четкими и понятными, простыми в использовании, должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый вопрос, вопросы должны подаваться в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности, необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы и огран чить это время.

Задания тестового контроля в зависимости от изучаемого предмета, уровня сложности и целей контроля можно разделить на тестовые вопросы и тестовые задания.

Тестовый вопрос требует от обучающегося только знания того или ионного факта, изложенного в учебнике, ответ на тест вопрос может быть дан сразу путем выбора из предложенных вариантов ответа.

В тестовом задании ответ может быть дан только после выполнения дополнительных действий, например, с вычислительными. Задания в виде тестовых вопросов наиболее распространенные, легкие в программировании. Выделяют следующие типы тестовых вопросов:

Тип А: Наиболее простой. В качестве вопроса фигурирует фраза в вопросительной или утвердительной форме.

Тип Б: На вопрос нужно дать ответ, выбрав один из предложенных вариантов.

Тип В: Требует заполнить пропуски в предложении текстовыми фрагментами, предложенными в качестве вариантов ответа.

Тип Г: Необходимо указать и установить соответствие между элементами двух списков.

Тип Д: Следует переставить элементы списка в соответствии с заданным условием.

Недостатки:

· Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин ещё не разработаны, а разработанные обычно имеют очень низкое качество.

· Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

· Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

· Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

· Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

· В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором.

 

 

Таким образом, рассмотренные примеры компьютеризации школьного образования показывает, что КТ, как и любые другие имеют свои сильные и слабые стороны. Педагогический процесс - это не только обучение, но и формирование личности,. А компьютер это не обеспечивает, но способствует релаксации учащихся в процессе познавательной деятельности, что активизирует мышление, а следовательно усвоение предмета.