Каждый - в свой Мир.

Вместе, а выйдем поврозь.

Мы войдем в Мир образования

Ваш комментарий

Лекция 2. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Античности.

 

 

Нет человека вне истории, но история реальна только в человеке, в его самоощущении внутри истории, его догадке о самом главном – о его месте во вселенной.

С. Аверинцев

 

Введение

1В процессе работы над курсом мы будем рассматривать четыре большие эпохи: Античность, Средневековье, Новое время и Новейшее время.

 

2.Каждая из этих эпох достигала своего расцвета и переживала кризис.

 

 

3.Античность постоянно присутствовала и присутствует в европейской культуре.

Это присутствие может быть:

- в словах (сизифов труд, нить ариадны, гомерический хохот),

- в текстах: литературы, драматургии, философии , мы называем авторов классика ( Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Сенека, Гораций, Эсхилл, Еврипид, Софокл, Аристофан) ;

-в памятниках искусства (скульптура, архитектура)

- в идеях о человеке в мире, ряд этих идей переосмысливаются по принципу похожести, вызывают ассоциации. Ассоциация –связь между образом или явлением, которые вы встречаете, знакомясь с текстами о культуре и воспитании в античности и современными явлениями и процессами. Эта связь в сознаний вызывает ощущение похожести и помогает размышлять, сравнивая.

Например:

- психологическая атмосфера упадка античной культуры (кризиса Рима, во многом напоминает картину современных симптомов кризиса: пресыщение, цинизм, распад семьи, расцвет коррупции, политические апатия и атония..);

- модель воспитания в условиях Спарты или утопия Государства Платона напоминают воспитание в советское время в условиях тоталитаризма;

- раннее язычество, где человек не знал личной вины, а отношения с Богами выстраивались по принципу: «-ты мне дай, помоги, а я отблагодарю сжиганием тучных тельцов» встречаются и в современных проявлениях религиозности.

 

Другое психологическое понятие, необходимое при обращении к текстам античности- архетип, то от греч. arche - начало и typos - образ) - первичный образ, коллективного бессознательного" (К. Юнг), т. е. лежащий в основе культуры и переходящий из поколения в поколение..

 

 

Например: (благородный воин, как архитип маскулинности, женский образ, сочетающий богиню и труженицу(Пенелопа), образ послушного солдата, сложившийся в Спарте, архетип спартанского воспитания) и т.д..

 

4. Обращаясь к истории мы будем искать не технологии воздействия на человека в условиях семьи и школы, а его самоощущение и мироощущение в контексте социокультурного пространства. Порождение ассоциаций и размышление об архетипах лежат в основе историко педагогического образования.

 

.

5.В каждой исторической эпохе складывался определенный тип личности, и присутствовало особое мироощущение.

 

Об этом С. Аверинцев как-то сказал, что:

 

античный мир был театром, где человек ощущал себя - зрителем,

 

средневековый мир был школой, где Христос являлся учителем, а каждый человек чувствовал себя учеником,

 

в Новое время – мир превратился в мастерскую, где человек стал работником.

 

 

Идея такого подхода к анализу истории принадлежит М.Бахтину и называется теорией диалога культур. Другая культура открывается исследователю только при серьёзном вопрошании, которое и возникает от переживаемой близости, чувства ассоциативности. Другая культура открывает исследователю многое, что её создатели не видели, не предполагали. Но при этом исследователь должен помнить, что он обращается к другой культуре, которая «вне» его, Бахтин назвал это «вненаходимостью».

 

В античности воспитательное влияние всего контекста жизни человека (стихийная социализация) и направленное воспитание (относительно осмысленное и относительно целенаправленное) слились.

I.Можно выделить следующие факторы, влиявшие на воспитание и социализацию: