Вы обдумываете, не причинит ли ваше возмещение ущерба еще больший вред вам или кому-то еще.

Возмещение ущерба означает исправление, восстановление. Но, прежде чем пытаться исправить нанесенный вами вред, вы должны подумать о последствиях этого. Почему? Потому что иногда, пытаясь что-то исправить, вы можете сделать еще хуже.

У Джона, когда он пил, была любовная связь с замужней женщиной. Когда она обнаружила, что беременна, она порвала с ним отношения и убедила своего мужа, что ребенок его. Шесть лет спустя, когда Джон бросил пить, он осознал, что у него есть прелестная маленькая дочка, которая даже не знает, что он ее отец. Джон знал, что он причинил зло женщине и девочке. Что же ему было теперь делать? Следовало ли ему рассказать дочери, или женщине, или ее мужу, что произошло? Джон решил, что не стоит. Он был убежден, что пытаясь открыто возместить ущерб в этом случае, он причинил бы еще больше вреда.

Вы должны возмещать ущерб кроме тех случаев, когда это может причинить кому-то вред. Таким образом, прежде, чем пытаться что-то исправить, вы должны подумать о возможных последствиях. Отец Мартин вполне ясно определяет, что такое трезвая жизнь. Трезвый человек планирует, прежде чем действовать, и оценивает последствия, когда что-то сделано. Следуя трезвому образу решения проблем, вы планируете, действуете и оцениваете. Аддиктивный образ решения проблем подразумевает гиперреакцию, сожаление и обвинение других. Обе формулы очень просты. Прежде чем переходить к девятому шагу, вы должны оценить, какой формуле вы следуете. Адекватны ли ваши действия? Сожалеете ли вы о том, что сделали, обвиняете ли потом других? Или вы планируете, прежде чем действовать, и потом оцениваете то, что сделали?

Письменное выполнение восьмого шага поможет вам увидеть, в какой степени вы приблизились к трезвой жизни. Вы должны точно определить, что вам необходимо сделать, чтобы исправить нанесенный вами вред. В восьмом шаге вы еще ничего не исправляете, вы только готовитесь к этому.

Многие шаги подразумевают двухступенчатый процесс. Сначала вы готовитесь к чему-то, а затем действуете. Во втором и третьем шагах вы готовитесь поверить, и затем приходите к вере. Вы готовитесь к тому, чтобы открыть перед другими людьми, кто вы есть; и затем открыто делитесь с ними. В четвертом и пятом шагах вы сначала готовитесь к духовному очищению; и потом делаете это. В восьмом шаге вы готовитесь возместить ущерб, а в девятом - действительно возмещаете его.

Есть поговорка, что “Бог учит нас через последствия нашего поведения.” Вы обращаетесь к своему прошлому, чтобы учиться у него. История учит нас, что, если мы не хотим учиться на собственных ошибках, мы обречены повторять их, или “история повторяется”. Если вы отказываетесь сознательно признать тот вред, который вы причинили другим людям, вы обречены и дальше причинять людям такой же вред.

В начале вы говорите: “Трезвость - это лишь одна неприятьность за другой.” Потом, когда в процессе выздоровления вам удается разрешить какие-то проблемы раз и навсегда, вы начинаете понимать, что это была все одна и та же неприятьность, повторяющаяся снова и снова. Одни и те же проблемы будут возникать вновь, пока вы не вырветесь из этого круга. И для этого нужно сделать две вещи. Первое, вы должны вспомнить людей, которым причинили вред, и возместить нанесенный им ущерб. И второе, вы должны вспомнить тех людей, которые причинили вред вам, и простить их.

Это два ключа от секретного замка, которыми открывается дверь, ведущая к истинной трезвости. Это подобно ядерной ракете. Чтобы запустить ракету, вы должны повернуть два ключа одновременно. Но проблема в том, что эти ключи находятся так далеко друг от друга, что вы не можете их повернуть один. Вам нужна помощь. Вам нужен кто-то еще, кто возьмется за другой ключ, и тогда вы повернете их одновременно. Почему? Потому что существует замкнутый круг. Я не могу простить себя, пока я не прощу других, и я не могу простить других, пока не прощу себя.