По эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог

Дополнения к отдельным пунктам инструкции

от 16 мая 1994 г. № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277

3.1.1. В соответствии с пунктом 15.41 правил технической эксплуатации железных дорог перед затяжными спусками, производить полное опробование автотормозов с 10-ти минутной выдержкой и переключением воздухораспределителей на горный режим с установкой зарядного давления в тормозной магистрали 5,3 – 5,5 кгс/см2:

- на станции Агрыз для всех груженых четных поездов весом:

более 2000 тонн до 2500 тонн – 40 осей;

более 2500 тонн до 3000 тонн – 80 осей;

более 3000 тонн до 3500 тонн – 100 осей;

более 3500 тонн до 4000 тонн – 120 осей;

более 4000 тонн – 160 осей;

- на станции Агрыз для всех чётных порожних поездов от локомотива;

- на станции Юромка для всех грузовых поездов следующих на участок Юромка – Безлесная;

- на станции Канаш для чётных поездов, отправляемых на участок Канаш – Траки – Цивильск;

- на станции Чебоксары для нечётных поездов, отправляемых на перегон Ишлей – Цивильск.

3.1.2. Полное опробование автотормозов с 10-ти минутной выдержкой без переключения воздухораспределителей на горный режим производить:

- на станции Шлаковая для нечётных поездов;

- на станции Пинюг для чётных поездов, отправляемых на участок Пинюг-Подосиновец;

- на станции Стальная для нечётных поездов, формируемых на этой станции.

3.1. К пункту 10.1.2.:

3.2.1. Если при проверке тормозов в пути следования, снижение скорости поезда на 10 км/ч произойдет между знаками «КТ-33» и «КТ-28», что соответствует недостаточному тормозному нажатию, то машинист должен отпустить тормоза и далее следовать по участку со скоростью не более 70 км/ч. На конечной станции машинист обязан заявить работником вагонного хозяйства о недостаточном тормозном нажатии в поезде;

3.2.2. Если при проверке тормозов в пути следования, снижение скорости поезда на 10 км/ч произойдет между знаками «КТ-28» и «!», что соответствует превышению максимального тормозного пути в 1,5 раза и тормозному нажатию 20-28 тонн на 100 тонн веса поезда, то машинист обязан снизить скорость до 50 км/ч и следовать до ближайшей станции, где заказать контрольную проверку тормозов. В этом случае скорость проследования светофора с одним или двумя желтыми огнями должна быть не более 25 км/ч, а за 150-200 метров до запрещающего выходного (маршрутного) светофора скорость должна быть не более 5 - 7 км/ч.

3.2.3. При превышении фактического тормозного пути более чем в 1,5 раза при проследовании знака«!»применить экстренное торможение и принять все меры к остановке поезда и выяснения причины неудовлетворительной работы автотормозов. Дальнейшее движение по согласованию с поездным диспетчером осуществлять со вспомогательным локомотивом или со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, с учетом профиля пути и наличия тормозных средств, до ближайшей станции, где заказать контрольную проверку тормозов.

3.2. К пункту 10.1.4.:

3.3.1. В основных местах проверки тормозов для грузовых и пассажирских поездов, указанных в Приложении № 9, скорость подъезда к началу проверки действия тормозов в пути следования и тормозной путь должны соответствовать указанным в Приложениях № № 1, 2, для чего установить ориентиры, форма которых определена п п. 3.3.1., 3.3.2.

3.3.2. Для грузовых поездов:

- первый ориентир в форме квадратного щита белого цвета размером 500×500 с рамкой красного цвета шириной 50 мм. В центре щита черным цветом изображены буквы НТ (Приложение № 3 к указаниям и дополнениям, рис.1). Устанавливается на местах начала проверки тормозов в пути следования, установленных в Приложении № 1;

- второй ориентир в форме квадратного щита белого цвета размером 500×500 с рамкой черного цвета шириной 50 мм. В центре щита черным цветом изображены буквы КТ-33 (Приложение № 3 к указаниям и дополнениям, рис.2). Устанавливается на расстоянии от ориентира НТ, определяемом для каждого места индивидуально, с учетом профиля пути, на котором расположено место проверки тормозов, с единым наименьшим тормозным нажатием для грузовых поездов, установленным в Приложении 5 инструкции № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 со скорости, установленной в Приложении № 1;

- третий ориентир в форме квадратного щита белого цвета размером 500×500 с рамкой черного цвета шириной 50 мм. В центре щита черным цветом изображены буквы КТ-28 (Приложение № 3 к указаниям и дополнениям, рис.3). Устанавливается на расстоянии 150 метров от ориентира КТ-33. Указывает на недостаточное тормозное нажатие при снижении скорости на 10 км/ч. Машинист при этом должен учитывать наличие тормозных средств и следовать с учетом фактического тормозного нажатия в соответствии с главой 4 Приложения 2 инструкции № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277:

- грузовым поездам не более 70 км/ч;

- грузовым соединенным поездам не более 60 км/ч;

- четвертый ориентир в форме квадратного щита белого цвета размером 500×500 с рамкой черного цвета шириной 50 мм. В центре щита черным цветом изображен восклицательный знак (Приложение № 3 к указаниям и дополнениям, рис.4). Устанавливается на расстоянии 1,5 расчетного тормозного пути от ориентира НТ. Устанавливается на месте первой проверки тормозов в пути следования, при отправлении со станции формирования, пунктов технического осмотра и пунктов смены локомотивных бригад.

3.3.3.Для пассажирских поездов:

- первый ориентир в форме квадратного щита белого цвета размером 500×500 с рамкой красного цвета шириной 50 мм. В центре щита черным цветом изображены буквы НТ (Приложение № 3 к указаниям и дополнениям, рис.1). Устанавливается на местах начала проверки тормозов в пути следования, установленных в Приложении № 2.

- второй ориентир в форме квадратного щита белого цвета размером 500×500 с рамкой черного цвета шириной 50 мм. В центре щита черным цветом изображены буквы КТ-55 (Приложение № 3 к указаниям и дополнениям, рис.5). Устанавливается на расстоянии от ориентира НТ, определяемом с учетом профиля пути, на котором расположено место проверки тормозов, с единым наименьшим тормозным нажатием для пассажирских поездов, установленным в приложении № 5 инструкции № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 со скорости, установленной в Приложении № 2 настоящего приказа.

- третий ориентир в форме квадратного щита белого цвета размером 500×500 с рамкой черного цвета шириной 50 мм. В центре щита черным цветом изображены буквы КТ-33 (Приложение № 3 к указаниям и дополнениям, рис.2). Устанавливается на расстоянии от ориентира НТ, определяемом с учетом профиля пути, на котором расположено место проверки тормозов, с единым наименьшим тормозным нажатием для грузовых поездов, установленным в Приложении 5 инструкции № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277.

3.3.4. На электрифицированных участках ориентиры устанавливать на опорах контактной сети на высоте 3000 мм от уровня головки рельс, а на не электрифицированных участках ориентиры размещать на специальных столбах, высотой 2100 мм.

3.4. К пункту 10.1.6.:

3.4.1. При необходимости остановки поезда до места первой проверки действия тормозов, машинист должен произвести торможение на таком расстоянии, чтобы убедиться в их эффективности и обеспечить остановку поезда у запрещающего сигнала или в установленном месте.

3.4.2. Скорость начала торможения должна соответствовать указанной в Приложениях № № 1, 2, 3;

3.4.3. Если к установленному месту пробы тормозов в пути следования скорость, указанная в Приложениях №№ 1, 2, 3 по каким-либо причинам не будет достигнута, то проверку действия тормозов разрешается производить при фактически достигнутой скорости, но не менее:

- 40 км/ч - для пассажирских и моторвагонных поездов;

- 30 км/ч - для грузовых поездов, до полной остановки;

3.4.4. Если к установленному месту проверки тормозов в пути следования достигнутая скорость менее 30 км/ч, произвести проверку тормозов с фактически достигнутой скорости до полной остановки, с обязательной последующей проверкой действия тормозов в пути следования в месте, указанном в Приложениях №№ 1, 2, 3;

3.4.5. Если тормоза поезда применялись ранее места проверки, установленного в Приложениях №№ 1, 2, 3 на площадке или спуске при скорости 50 км/ч и машинист убедился в их исправном действии, то повторная их проверка не требуется. В этом случае тормозной путь не должен превышать расстояния, указанного в Приложении № 5.

3.4.6. В случае выявления отсутствия тормозного эффекта произвести экстренное торможение и принять все меры к остановке поезда. Доложить об этом поездному диспетчеру, который обязан принять все меры к освобождению путей для беспрепятственного пропуска поезда.

3.4.7. С целью исключения отказов автотормозов в грузовых поездах после стоянок (независимо от продолжительности) на перегонах, станциях, особенно предшествующих затяжным или крутым спускам, указанным в Приложении № 6, производить обязательную проверку плотности тормозной магистрали с отметкой в справке ВУ-45. При изменении плотности более чем на 20% от первоначальной величины (со станции формирования, смены локомотивных бригад, последней прицепки-отцепки вагонов), произвести сокращённое опробование автотормозов по срабатыванию 2-х хвостовых вагонов с привлечением работников вагонного хозяйства. При отсутствии работников вагонного хозяйства на станциях, где они не предусмотрены, а также на перегонах, с привлечением помощника машиниста.

3.4.8. Дежурным по станциям, а при диспетчерской централизации поездному диспетчеру заблаговременно предупреждать локомотивную бригаду о времени отправлении поезда.

3.5. К пункту 10.1.7.:

3.5.1. В пассажирских и моторвагонных поездах, при наличии электропневматических тормозов, первыми опробовать пневматические тормоза (далее - ПТ), затем электропневматические тормоза.

3.5.2. Проверку действия тормозов в пассажирских поездах производить в местах установленных в Приложении № 2:

- пневматические тормоза проверять при скорости 60 - 80 км/ч, тормозной путь не должен превышать 250/300 метров;

- электропневматические тормоза проверять при скорости 50 - 70 км/ч, тормозной путь не должен превышать 150/200 метров.

3.5.3. Тормозные пути определены из расчёта проверки тормозов в пути следования со снижением скорости на 10 км/ч:

- на площадке 0,0‰ (ПТ - 250 метров, ЭПТ - 150 метров);

- на уклоне 4,0‰ (ПТ - 300 метров, ЭПТ - 200 метров).

3.5.4. если места проверки тормозов в пути следования для пассажирских поездов, не указаны в Приложении № 2, проверку производить в местах, указанных в Приложении № 1 для грузовых поездов;

3.5.5. В случаях, когда после проверки тормозов в пути следования в дальнейшем при ведении поезда, применять тормоза не было необходимости, или поезд следовал на ЭПТ, то для проверки исправной работы ПТ, установить дополнительную проверку ПТ через 80 км.

3.5.6. Проверку действия ПТ перед затяжными спусками и полное опробование тормозов в пассажирских поездах и моторвагонном подвижном составе производить в местах, установленных для грузовых поездов.

3.5.7. После стоянки пассажирского поезда на промежуточной станции более 20 минут, проверку действия ПТ и ЭПТ производить в местах опробования тормозов, установленных для грузовых поездов или на первом перегоне, имеющем профиль пути с уклоном от 0,0‰ до – 4,0‰, при скорости не менее 60 км/ч.

3.5.8. Проверку действия тормозов в моторвагонных поездах при выезде со станции отправления до первого остановочного пункта производить в местах, установленных в Приложении № 3:

- пневматические тормоза проверять при скорости 60 - 80 км/ч, тормозной путь не должен превышать 150/200 метров;

- электропневматические тормоза проверять при скорости 50 - 70 км/ч, тормозной путь не должен превышать 120/150 метров;

3.5.9. Тормозные пути определены из расчёта проверки тормозов в пути следования со снижением скорости на 10 км/ч:

- на площадке 0,0‰ (ПТ - 150 метров, ЭПТ - 120 метров);

- на уклоне 4,0‰ (ПТ - 200 метров, ЭПТ - 150 метров).

3.5.10. Проверку реостатного тормоза на электропоездах серии ЭР9Т, ЭД9Т, ЭД9М, производить при скорости 50 - 70 км/ч, путем постановки контроллера машиниста в 3-е (4-е для ЭД9М) тормозное положение. Тормозной путь при этом не должен превышать 100 метров.

3.6. К пункту 10.1.10.:

3.6.1. При подъезде к установленному месту опробования тормозов помощник машиниста, обязан докладывать машинисту о месте их проверки, установленной скорости при которой должна проводиться проверка и вести отсчёт тормозного пути при снижении скорости на 10 км/ч. Сравнив фактический тормозной путь с установленным в Приложениях №№ 1, 2, 3 локомотивная бригада обязана продублировать «действие тормозов нормальное» или «тормозной путь более установленного».

3.7. К пункту 11.2.5.:

3.7.1. При выполнении служебного торможения в два приема, если глубина разрядки тормозной магистрали более 1,0 кгс/см2 от зарядного, в зимнее время отпуск тормозов осуществлять только после полной остановки

3.8. К пункту 11.4.3.:

3.8.1. Установить следующий порядок проверки действия тормозов в соединённых грузовых поездах с постановкой локомотивов в голове и середине состава весом до 12000 тонн, с числом осей до 540 включительно:

- опробование тормозов поездов, подлежащих соединению, производить у каждого состава раздельно, с выдачей справки ВУ-45 об исправном действии тормозов и готовности для следования в соединённом грузовом поезде. После объединения поездов и соединения тормозных рукавов, производится проверка работы тормозов следующим порядком:

- после проверки плотности тормозной магистрали в соединённом грузовом поезде. Каждый машинист считает (при выключенных мотор-компрессорах), машинист головного локомотива суммирует, делит на два и сообщает по радиосвязи машинисту локомотива в середине состава. После чего предупреждает машиниста в середине состава по радиосвязи и производит проверку работы тормозов, путём разрядки тормозной магистрали на величину 0,7 - 0,8 кгс/см2. Машинист второго поезда, после срабатывания датчика усл. № 418, выполняет ступень торможения на величину 0,7 – 0,8 кгс/см2. Помощник машиниста второго поезда проверяет работу автотормозов у первых 5-и включенных вагонов с головы своего поезда и работу 2-х хвостовых вагонов первого поезда на торможение и отпуск. Убедившись в работе тормозов, машинист второго локомотива докладывает об этом по радиосвязи машинисту головного поезда, после чего оба производят отпуск тормозов установленным порядком. Проверка действия тормозов в пути следования производится в местах установленных в Приложении № 1 для соединенных грузовых поездов.

3.8.2. Если соединение грузовых поездов происходит на перегоне или станции (при отсутствии работников вагонного хозяйства) после того, как проверка действия тормозов в пути следования каждым поездом по отдельности была произведена в месте, установленном в Приложении № 1, то после соединения поездов производится проверка плотности объединённой тормозной магистрали соединенного поезда с отметкой в справке ВУ-45. Каждый машинист считает (при выключенных мотор-компрессорах), машинист головного локомотива суммирует, делит на два и сообщает по радиосвязи машинисту локомотива в середине состава. После чего предупреждает машиниста в середине состава по радиосвязи и производит сокращённое опробование тормозов с проверкой исправного действия сигнализатора обрыва тормозной магистрали поезда по загоранию сигнальной лампы «ТМ» (датчик усл. № 418). Проверка действия тормозов в пути следования в этом случае не требуется.

3.8.3. При стоянке более 30 минут, снижении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см2, а также разъединении рукавов в составе, производить следующую проверку автотормозов:

- проверить плотность тормозной магистрали. Каждый машинист считает (при выключенных мотор-компрессорах), машинист головного локомотива суммирует, делит на два и сообщает по радиосвязи машинисту локомотива в середине состава. Отклонение от первоначальной величины допускается не более чем на 20%;

- машинист головного локомотива производит ступень торможения снижением давления в тормозной магистрали на 0,7 – 0,8 кгс/см2. После срабатывания тормозов и загорания лампы «ТМ» на пульте второго локомотива, машинист производит аналогичную ступень разрядки тормозной магистрали, а помощник машиниста второго локомотива проверяет действие тормозов у 5-ти вагонов за локомотивом второго поезда и работу 2-х хвостовых вагонов 1-го поезда на торможение и отпуск.

3.8.4. После разъединения соединенного поезда проверка действия тормозов в пути следования не производится в том случае, если до объединения такая проверка производилась в каждом поезде отдельно.

3.8.5. Проверку действия тормозов в пути следования после разъединения соединенного поезда, выполнять, если до соединения такая проверка не производилась.

3.8.6. При следовании с соединенными поездами дополнительную проверку действия тормозов в пути следования можно не производить.

3.9. К пункту 13.4.:

3.9.1. При смене кабины управления на уклоне, до зарядки тормозной сети и проведения сокращенного опробования тормозов произвести закрепление состава.

3.9.2. При остановке МВПС на промежуточных станциях (остановочных платформах) отпуск тормозов производить непосредственно перед отправлением.

3.10. К пункту 18.4.7.:

3.10.1. Дополнительную проверку действия тормозов в зимний период производить в местах, установленных в Приложении № 4.

3.10.2. Дополнительную проверку действия тормозов в грузовых поездах в зимний период можно производить при любой скорости, но не менее 40 км/ч, со снижением скорости в тормозном режиме на 10 км/ч в грузовых груженых поездах и на 4 - 6 км/ч в грузовых порожних поездах с обязательной выдержкой ручки крана машиниста в IV положении не менее 3-х секунд на каждые 100 осей поезда.

3.10.3. Считать дополнительную проверку действия тормозов в зимний период выполненной при наличии торможения пневматическими тормозами при скорости менее 40 км/ч, но не менее 15 км/ч, до полной остановки поезда в местах, установленных в Приложении № 4.

3.10.4. Считать дополнительную проверку действия тормозов в зимний период выполненной при наличии торможения пневматическими тормозами за 20 км до места, установленного в Приложении № 4, при выполнении условий п п. 3.10.2., 3.10.3.

3.10.5. Помощникам машиниста отмечать в выписке предупреждений формы ДУ-61 места дополнительных проверок тормозов.

3.10.6. При снегопаде, пурге, снежных заносах, свежевыпавшем снеге, превышающем уровень головок рельсов, до торможения перед входом на станцию или перед следованием по спуску, а также при появлении жёлтого огня на локомотивном светофоре, если автотормоза не применялись более 19 минут, производить регулировочное торможение со снижением скорости в тормозном режиме не менее чем на 5 км/ч. В случае невозможности произвести регулировочное торможение при жёлтом огне локомотивного светофора по условиям профиля при появлении на локомотивном светофоре запрещающего показания применять тормоза заблаговременно, с учетом профиля пути и расстояния до входного (выходного, маршрутного) светофора, с остановкой не ближе 200 метров до него, с последующим подтягиванием со скоростью, обеспечивающей остановку поезда у запрещающего сигнала краном вспомогательного тормоза локомотива с обязательным применением автотормозов.

3.11. Во всех случаях, не предусмотренных настоящим приказом, руководствоваться правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26.05.00 г. № ЦРБ-756, инструкцией от 16.05.94 г. № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 по эксплуатации тормозов подвижного состава железных, инструкцией от 12.08.01 г. № ЦД-ЦТ-851 по организации обращения грузовых поездов повышенного веса и длины на железных дорогах Российской Федерации, инструкцией от 16.10.00 г. № ЦД-790 по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации и приказом начальника Горьковской железной дороги от 04.01.08 г. № 1/Н, а также инструкциями, приказами и другими нормативными актами ОАО «РЖД» и Горьковской железной дороги, направленными на обеспечение безопасности движения поездов.

 

_____________

 

 

Приложение № 1

к приказу

от « ___ » _______ 2008 г. № _____