Крушение колониальной системы и образование независимых государств во второй половине 20 вв.
Особенности государственного и правового развития социалистических стран Европы и Юго-Восточной Азии во 2 половине 20 века
Парламентарной монархией
Государственный строй Японии по Конституции 1947
Парламентзаконодательной власти | Император | Правительствоисполнительной власти | Верховный суд |
состоящий из двух палат. В палату советников-6 лет- ротация 3 года на 1/3.В палату представителей-4 года | Наследственный Полномочия по совету и одобрению Кабинета министров По представлению парламента он назначаетпремьер-министра, по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного суда Японии. | Состав кабинета министров формируется премьер-министром и формально утверждается императором. | функции конституционного суда--- высшая судебная власть и орган конст контроля |
Становление в этих странах тоталитарного социализма шло различными путями. В странах Восточной Европы разгром фашизма привел к восстановлению независимости там, где она была утеряна, или смену политического режима там, где она сохранилась. Повсеместно утвердился демократический строй, всеобщее избирательное право и многопартийность, были проведены аграрные реформы, уничтожившие крупное землевладение, конфискована собственность предателей и активных сторонников фашизма.
Кризис колониальной системы начался после первой мировой войны. Уже в 1918-1923 гг. в ряде стран Азии и Арабского Востока (Индонезии, Индии, Иране, Ираке и др.) произошли мощные народные выступления. В большинстве колоний руководство освободительным движением взяла в свои руки национальная буржуазия, а иногда и немногочисленная интеллигенция, создавшие свои политические организации, которые возглавили борьбу за политическую самостоятельность. Так, в Индии еще в 1885 г. была образована партия Национальный конгресс, в Индонезии в 1927 г. возникла Национальная партия, в Тунисе в 1934 г. была создана левонационалистическая партия Новый Дустур.
Национально-освободительное движение заставило правящие круги метрополий внести некоторые изменения в формы и методы колониального управления.
Наиболее отчетливо кризисные явления проявились на данном этапе внутри самой обширной колониальной империи - Британской
Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать
Внешние изменения в структуре французской колониальной империи получили отражение в Конституции Франции 1946 г. В ней провозглашалось образование Французского союза. В этот союз входили, с одной стороны, сама метрополия, ее "заморские департаменты" и "заморские территории", а с другой стороны, "присоединившиеся территории и государства".
Конституция Франции 1958 г. предусматривала новый вариант объединения - так называемое Сообщество, куда вошли 17 африканских колоний, получивших местную автономию.
В странах "третьего мира" наука выделяла в основном три группы государств. В некоторых из них, где капиталистический уклад стал господствующим (Индия, отдельные государства Персидского залива, Тунис и др.), государство в целом относилось к тому же историческому типу, что и в развитых странах мира. В ряде других, менее развитых стран, где традиционные докапиталистические отношения еще превалируют, государство было отнесено к типу "капиталистической ориентации"
В моделях государственной организации страны "капиталистической ориентации" подражали прежним метрополиям, копируя зачастую даже внешнюю атрибутику деятельности государственных органов (символику, связанную с заседаниями парламента, и т. п.).
аким образом, в подавляющем большинстве стран независимо от "ориентации" сложились, как правило, авторитарные политические режимы с характерной концентрацией власти в руках главы государства, особой ролью армии, слиянием партийного и государственного аппарата, сверхцентрализацией государственной структуры, отсутствием единой системы представительных органов власти и пр.
Всем развивающимся странам было присуще также выдвижение государства на ведущую роль в общественной жизни, усиление его регулирующих функций, которые охватывали все сферы жизни общества.