Образование и государственный строй Арабского Халифата
Каролина как источник средневекового уголовного права в Германии
Виды преступлений:
*против государства(бунт, измена родине)
*религиозные(колдовство)
*против личности(убийство человека равного себе)
*против нравственности и семьи(изнасилование)
*имущественные(кража, грабеж)
Наказания
По классу, тяжкости, возрасту, полу
*смерть(бродяжничество- не допускалось)
Их ловили и без суда и следствия казнили(враги народа)
*телесные наказания(отсечение органов тела)
*позорище(выставление у позорного столба)
*штрафы и конфискация имущества
В VII веке у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейх (глава племен) и саиды (племенные старейшины) захватывают лучшие земли оазисов. В их собственность переходит большое количество скота. Появляются рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.
Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджазе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом районе были торгово-ремесленные города: Мекка, Ясриб, через которые пролегал большой караванные путь с юга на север. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики. Особившись в привилегированную
группу, они, тем не менее, не порывали родственных связей с определенными племенами и их знатью. В эти районах находилось большое количество обездоленных бедуинов. Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, связавшие всех соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.
Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общество. И, как это имело место у других народов, идеология общественного движения, объективно выступившего за новый строй, приобрела религиозную форму.
Возникновение новой религии – Ислама–связано с именем Мухаммеда
(приблизительно 570-632 гг.). Мухаммед провозглашал необходимость нового
порядка, исключавшего прежнюю племенную рознь.
Среди простых людей новые идеи нашли ревностных сторонников. Они приняли Ислам.
Народный характер первоначального движения отпугнул богатых, затем
Знать начала понимать, что новая религия не угрожает их коренным интересам.
Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.
К этому времени (20-30 гг. VII века) было завершено организационное
Оформление религиозной мусульманской общины, возглавляемой Мухаммедом.
Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед
страной – преодоление племенного сепаратизма. К середине VII века объединение Аравии было в основном завершено
Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным.
Этому значительно способствовало концентрация в руках главы государства
значительной части земельного фонда страны. Высшая власть: духовная (имамат) и светская (эмират)–находилась в руках халифа. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть Халифата стала наследственной. Арабское государство приобрело формы централизованной теократической монархии. Власть Халифа в принципе признавалась неограниченной. В действительности он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей.
Центральными органами государственного управления считались следующие ведомства (диваны):
* ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу.
* контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну.
*управление дорог и почты, руководившие также строительством дорог, колодцев и т.д.
Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало визиру (или визирю).
Опираясь на поддержку знати, визиры постепенно сосредоточили в своих руках управление и тем самым оттеснили в определенной мере халифов от их реальной власти.
27 Основные институты и источники мусульманского права
Источники:
* Коран – священная книга мусульман, составление которой приписывается пророку Мухаммеду.
* Сунна («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда
* иджма, рассматривающаяся как «общее согласие мусульманской общины». Иджма создавалась в ходе интерпретации текста Корана или Сунны. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкают фетвы – решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
* кияс – решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу, правило, содержащееся в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое не было прямо предусмотрено в этих источниках права, путем применения аналогии права.
Институты
Частно-правовые отрасли
Основными институтами данной отрасли являются брак, развод, родство, (материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследование «по закону», опека, попечительство, ограничение правоспособности и т. п. К частно-правовым отраслям относится и «гражданское право» (муамалат), регулирующее вопросы собственности, различные виды сделок и их обеспечение, (порядок исполнения обязательств и т. П
Деликтное (уголовное) мусульманское право
она включает санкции за все правонарушения независимо от их характера. Поэтому здесь объединяются нормы (как публичного, так и частного права, граница между которыми весьма условна.
Публично-правовая отрасль
ряд институтов и норм, регулирующих государственно- и административно-правовые (в том числе и финансовые) отношения в современном пониманий. Близко к ней примыкает отрасль сийар, нормы которой касались отношений халифата с иными государствами, вопросов войны и мира, отношений мусульманской общины с представителями других религий, правового положения различных категорий населения в зависимости от их отношения к исламу и т. п.