ПРО в Румынии

Верховный совет обороны Румынии одобрил предложение США о размещении на румынской территории элементов глобальной системы противоракетной обороны (ПРО) США. Речь идет о ракетах-перехватчиках и системах слежения. Вполне вероятно, что парламент Румынии поддержит эту инициативу и ратифицирует соответствующий договор, согласовать который со своими заокеанскими союзниками планирует румынский президент Т.Бэсеску.

Госдепартамент США уже сообщил, что элементы ПРО начнут функционировать в Румынии в 2015 г., причем часть из них будет базироваться и на Черном море. Одновременно Вашингтон дал понять, что продолжит развивать ПРО в новой конфигурации, о которой ранее сообщил Б.Обама. Представитель американского госдепа Ф.Кроули пообещал, что США будут вести консультации и с другими странами по вопросу участия в ПРО, упомянув в этой связи Польшу.

Вашингтон и Бухарест подчеркивают, что их сотрудничество в сфере ПРО не направлено против России. Ф.Кроули пояснил, что главная цель –«иранская угроза». Однако маловероятно, что Кремлю придутся по душе американо-румынские планы. Обнародование этих планов в тот момент, когда в Москве торжественно заявляют о неминуемой близости заключения нового договора по СНВ[1], весьма симптоматично. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что никаких серьезных обязательств по ПРО США на себя брать не собираются.

Между тем, в российских СМИ всплывала информация о том, что Вашингтон якобы учел в тексте готовящегося соглашения российскую позицию по увязке в договоре наступательных вооружений с оборонительными (то есть с ПРО). Наконец, заявления румынских и американских руководителей говорят и о том, что США в принципе не желают отказываться от размещения элементов ПРО в Восточной Европе. Вероятно, в силу необходимости согласовать с Москвой новый договор по СНВ Вашингтон из тактических соображений решил не форсировать вовлечение восточноевропейских государств в паутину ПРО (отсюда отказ от размещения противоракет в Польше и радара ПРО в Чехии).

Однако Москву, судя по всему, не устраивает сам факт втягивания Восточной Европы в американские противоракетные стратагемы. Именно поэтому замена Польши и Чехии на Румынию и какие-то еще неизвестные пока страны ничего не меняет: базовая установка на усиление военного и политического присутствия США в этом регионе остается неизменной, несмотря на риторику «перезагрузки». Кроме того, можно отметить, что Москва не может не быть встревожена намерением США разместить в Черном море элементы ПРО. Милитаризация Черного моря явно противоречит российским интересам.

Таким образом, в Кремле вряд ли с пониманием отнесутся к румыно-американской противоракетной кооперации. Россия, возможно, попытается ее торпедировать уже проверенными методами – например, размещением на своих западных границах комплексов «Искандер», однако не откажется от заключения нового соглашения по СНВ.

Вместе с тем реакция Москвы на участие Бухареста в американских программах ПРО, возможно, была бы позитивной в случае полноценной реализации идей генсека НАТО о создании альянсом, США и Россией совместной системы ПРО. Однако пока заявления Андерса Фога Рассмусена остаются всего лишь красивыми словами, впрочем, не только по его вине: стороны пока не смогли определиться даже с пониманием возможных угроз, которые должна парировать общая ПРО.

Пока же можно констатировать, что подключение Румынии к глобальной схеме ПРО США негативно отразится не только на российско-американских отношениях, но и на урегулировании приднестровского конфликта.

В настоящее время никакого серьезного прогресса в диалоге между Тирасполем и Кишиневом не наблюдается. Недавно Астана заявила о миротворческих амбициях в связи со своим председательством в ОБСЕ. Однако как показал визит представителя действующего председателя ОБСЕ по неразрешенным конфликтам Болата Нургалиева в регион, надежды Казахстана завоевать лавры успешного посредника могут оказаться призрачными.

В Кишиневе врио Президента Молдавии Михой Гипбу заявил Б.Нургалиеву, что Молдавия по-прежнему настаивает на выводе российских миротворцев и вооруженных сил из региона (во исполнение обязательств Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 г.). М.Гимпу также призвал Казахстан продвигать инициативу по преобразованию нынешнего формата по поддержанию мира в многонациональную гражданскую миссию с международным мандатом. Ровно противоположные заявления казахстанскому дипломату пришлось услышать в Тирасполе.

На этой неделе, комментируя заявления представителей руководства Молдавии о необходимости вывода российских миротворцев из Приднестровья, глава МИД ПМР Владимир Ястребчак отметил, что «до окончательного урегулирования молдавско-приднестровских отношений миротворческая операция сохранится в прежнем формате». При этом Приднестровье не только не готово к выводу миротворцев из РФ, непризнанная республика обратилась к Москве с просьбой увеличить численность российского воинского контингента в зоне безопасности до 2400 человек, а также возобновить функционирование вертолетной эскадрильи.

Таким образом, пока нет признаков того, что решение приднестровской проблемы может сдвинуться с мертвой точки. Напротив, возможные румыно-американские соглашения могут отбросить переговоры сторон назад. Американские ракеты-перехватчики и системы обнаружения в Румынии, несомненно, заставят Кремль задуматься о перспективе втягивания Республики Молдова в противоракетные проекты Белого дома. Пока такая возможность кажется теоретической спекуляцией, однако полностью исключать ее нельзя, тем более что в американском Госдепе дипломатично намекнули на консультации по этому вопросу и с другими восточноевропейскими странами.

Интенсификация американо-румынского военного сотрудничества наряду с продолжающимся сближением Румынии и Молдавии (достаточно вспомнить недавний успешный визит Т.Бэсеску в Кишинев) может снизить заинтересованность Москвы в решении приднестровской проблемы. Напротив особо актуальной может стать роль Приднестровья как своеобразного плацдарма российских интересов в регионе. Кроме того, в этой связи еще более важным станет присутствие российских сил в зоне конфликта, которое раздражает Вашингтон и Бухарест.

Румыния

Москва с тревогой встретила объявление о достижении договоренности между США и Румынией о том, что местом размещения базы американских ракет-перехватчиков станет бывшая база ВВС Румынии Девеселу, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на комментарий МИД РФ.

"Тем самым сделан еще один шаг к реализации объявленного Соединенными Штатами Америки 17 сентября 2009 года так называемого "поэтапного адаптивного подхода" к построению в Европе сегмента глобальной ПРО США. Российская сторона самым внимательным образом следит за развитием ситуации с учетом того, что планируемая система ПРО, по нашим оценкам, может создавать в будущем риски для российских стратегических сил ядерного сдерживания", - подчеркивается в комментарии.

МИД РФ заявил, что "практические шаги по созданию европейского сегмента глобальной ПРО США предпринимаются вне зависимости от российско-американского диалога по противоракетной проблематике, начатого по решению президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы, равно как и от работы над проектом возможной ЕвроПРО, осуществляемой в соответствии с договоренностями Лиссабонского саммита Совета Россия-НАТО".

В МИДе отмечают, что в этой ситуации еще более актуальным становится получение от США юридических гарантий ненаправленности развертываемой ими в Европе противоракетной системы против стратегических ядерных сил России. "Следует ускорить решение этого вопроса. Кроме того, убеждены в необходимости, как и условились члены СРН, приступить к согласованию в первоочередном порядке концепции и архитектуры европейской ПРО, в том числе с точки зрения ее воздействия на региональную и глобальную безопасность", - заявляют в российском внешнеполитическом ведомстве.

Напомним, румынский президент Траян Бэсеску заявил сегодня в телеэфире, что США и Румыния согласовали вопрос о размещении на румынской территории элементов американской системы ПРО.

"Мы выбрали и согласовали в качестве места развертывания системы ПРО в Румынии расположенную в уезде Олт на юге страны бывшую военно-воздушную базу Девеселу. Ей будет командовать румынский офицер. Частично эта база будет укомплектована американскими противоракетами", - сказал Басеску.

По его словам, на территории базы будут находиться около 200 американских военнослужащих, однако при необходимости их численность может быть увеличена до 500. Президент также подчеркнул, что "этот договор не направлен против России".

В феврале прошлого года Высший совет по обороне Румынии во главе с Бэсеску принял решение о размещении элементов ПРО на территории страны. Скорректированная президентом США Бараком Обамой архитектура ПРО в Европе будет создаваться в четыре этапа. До 2011 года предполагается дислоцировать в Средиземном море корабли, оснащенные ракетами- перехватчиками "Стэндард-3" (SM-3), а также разместить радар ПРО в Южной Европе. К 2015 году намечается перебросить три мобильные батареи с 24 пусковыми установками SM-3 на территорию Румынии.

В ноябре прошлого года Румыния напрямую объявила о том, что не доверяет России из-за присутствия российских войск рядом с румынской границей. "Мы не чувствуем себя комфортно, так как российские войска развернуты вдоль нашей северной границы - в Приднестровье. Нас совсем не устраивает и факт продления Россией договора о базировании ее флота в Севастополе", - заявил президент страны в одном из интервью.

По мнению Бэсеску, не больше доверия к Бухаресту и у Москвы. "Если Россия так дружелюбно относится к государствам Черного моря, почему тогда ей нужен такой большой флот в таком маленьком море?" - задается вопросом Бэсеску в интервью румынскому изданию.

По планам США, позиционный район ПРО, включая наземную структуру, будет создан к 2020 году в четыре этапа. Предполагается, что до момента появления первых наземных объектов у берегов Европы на боевом дежурстве будут находиться корабли ВМС США с ракетами-перехватчиками на борту.

На первом этапе создания системы, который, согласно плану, должен завершиться в этом году, предусматривается размещение в Европе уже созданных и доказавших свою эффективность систем противоракетной обороны, включая системы управления вооружением морского базирования Aegis.

В конце апреля заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филип Гордон заявил о том, что Вашингтон рассчитывают в этом году принять решение о конкретном месте размещения радара ЕвроПРО. Заявлению Гордона предшествовало проведенное 15 апреля успешное испытание в районе Гавайских элементов системы ПРО морского базирования с использованием мобильной передовой радиолокационной системы (РЛС). Во время испытаний в районе Гавайских островов система управления вооружением Aegis Ballistic Missile Defense (BMD) навела и уничтожила ракетой SM-3 (Standard Missile-3) цель, имитирующую баллистическую ракету средней дальности.

Вторая фаза развертывания ПРО США в Европе завершится к 2015 году. После необходимого тестирования планируется разместить более мощную модификацию перехватчика SM-3 (Блок-IB) в версиях для морского и наземного базирования, а также более совершенные локационные установки, необходимые для расширения защищаемого района от ракетных угроз ближнего и среднего радиуса действия.

Третья фаза, которая должна окончиться в 2018 году, предполагает разработку, тестирование и размещение усовершенствованного SM-3 (Блок IIA). Четвертую фазу создания системы ПРО планируется завершить к 2020 году. Она предполагает размещение SM-3 (Блок IIB) с тем, чтобы лучше противодействовать ракетным угрозам среднего и дальнего радиуса и возможным будущим межконтинентальным баллистическим ракетным угрозам против США.