Государственный строй стран Древнего Востока: формы правления, системы органов государственной власти и управления
Наиболее типичной формой правления в данном регионе была монархия в виде так называемой «восточной деспотии». Втаких государствах власть и собственность были неразделимы. Правитель — монарх не только имел неограниченную власть, но и являлся верховным собственником всей земли, контролировал через своих чиновников правильное использование земли частными лицами.
В условиях деспотии происходило обожествление монарха, который сам считался живым богом или прямым потомком богов. Монарх должен был строго сохранять традиционный правопорядок, якобы установленный богами и потому считавшийся неизменным. Эта задача царя считалась важнейшей в глазах его подданных. В общественном сознании стал формироваться идеальный образ правителя-отца, защитника справедливости, который заботится о благе всех подданных. Не случайно, что именно на Древнем Востоке появились древнейшие концепции происхождения государства - теологическая и патриархальная теории.
Большую роль в управлении любой страной Древнего Востока играл разветвленный бюрократический аппарат, где существовали строгая субординация, четкая система рангов.
Чиновники объединялись по рангам и ступеням в различные ведомства государственного управления, среди которых особо важную роль играли: 1)финансовое ведомство,занимавшееся прежде всего, сбором налогов с трудового населения 2) военное ведомство,обеспечивавшее оборону страны, охрану царя, высших придворных, чиновников, завоевание новых территорий 3) ведомство общественных работ,занимавшееся организацией строительства крайне необходимых для стран Древнего Востока оросительных систем и регулярным поддержанием их в рабочем состоянии, сбором населения на эти работы, обеспечением его материалами, инструментами, питанием из государственных хранилищ, учетом выполненной работы, а также строительством дорог, крепостей, дворцов, храмов, гробниц и т.п. В условиях ирригационного земледелия роль государственного аппарата в организации хозяйственной деятельности общин была очень велика, что и обеспечивало исключительное место управляющей верхушке в восточном обществе. Поэтому практически все население (и рабы, и свободные) фактически находились в положении рабов царя, рабов государства. Можно даже говорить о «поголовном рабстве» на Древнем Востоке.
Подавляющая масс населения к власти не была допущена и была обязана не только платить налоги государству, но и выполнять государственные повинности - общественные работы. Такой взгляд на положение народа и царя закреплялся многовековой традицией и религией. Даже народные восстания в Древнем Китае, Египте и других странах, свергавшие правящие династии, не приводили к появлению нового типа государства, не уничтожали рабство, не разрушали сложившуюся государственную традицию, а, наоборот, воспроизводили ее заново. Так, вождь крестьянского восстания становился новым царем, его помощники — новыми вельможами, и т.д., а бывшие придворные обращались в рабство.