Украина и Молдавия: буферная зона между НАТО и РФ

Военно-морские силы Украины и морские силы пограничных войск (Севастополь) насчитывают: одну подлодку, 87 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов. Соединения и части морской авиации имеют на вооружении 50 бомбардировщиков Ту – 22М и 30 истребителей МиГ - 29. В состав флота входят бригада морского спецназа и два батальона морской пехоты. Численность личного состава ВМС около 18 тыс. человек.

Силовые структуры Украины при решении политического кризиса. Две танковых и три общевойсковые армии, четыре воздушных армии, армия ПВО, входившие в состав трех военных округов СССР (Прикарпатского, Одесского и Киевского) составили костяк ВС Украины. В их составе числилось 780 тыс. военнослужащих, 9293 танка, 18 240 орудий и минометов, 2000 самолетов, 800 вертолетов.

В военно-стратегическом плане Черное море – это скорее внутреннее озеро: его площадь невелика, крупным соединениям кораблей там просто негде развернуться. Кроме того, вся акватория Черного моря как на ладони для систем слежения, расположенных на прибрежных военных базах: крупная война в этих условиях невозможна. Средиземноморские проливы полностью под контролем Турции, в случае глобального конфликта флот в Черном море будет как в ловушке. Поэтому уже не раз еще с советских времен высказывалось мнение, что вместо ударной группировки кораблей в Черном море достаточно держать несколько соединений экранопланов, оснащенных противокорабельными ракетами типа «Гранит», которые вполне могут базироваться и в 100 км от береговой линии (лишь бы путь подлета к морю лежал по относительно ровной, желательно степной поверхности). И проблема базирования российского флота в Севастополе – это вопрос, имеющий для России скорее внешнеполитическое значение, чем военное. Хотя в этой проблеме важную роль играет и экономическая составляющая (военная инфраструктура Севастополя грандиозна, она создавалась десятилетиями огромной страной – СССР), и функция сдерживания для мелких агрессоров типа Грузии. Определенное значение наличие российских военных баз в Крыму имеет и для безопасности Украины, в которой уже открыто обсуждается вопрос, сможет ли украинская армия, пережившая несколько сокращений, отразить высадку турецкого десанта, если такое вдруг случится.

В последнее время на черноморском шельфе обнаружены довольно приличные запасы нефти и газа, но их активной разработке мешают многочисленные замороженные конфликты: грузино-абхазский, грузино-югоосетинский, молдаво-приднестровский. Угрозу потенциального взрыва в регионе несут и другие конфликтные точки, способные произвольно или в результате внешней провокации перейти в горячую фазу: замороженный на время армяно-азербайджанский конфликт (проблема Нагорного Карабаха), в который кроме прямых участников стремятся вмешаться Турция и Иран, и проблема Крыма, которая не ограничивается только нарастанием напряженности в среде русскоязычного населения, но также включает в себя агрессивную религиозную экспансию, действующей силой которой выступают экстремистские организации крымских татар. Очевидно, что нельзя строить какие-либо долгосрочные планы по добыче углеводородов на черноморском шельфе под прицелом орудий агрессивно настроенных противников, временно принужденных к миру российской вооруженной силой и ждущих нового повода для реванша. К этому можно добавить, мягко говоря, проблемные отношения между Арменией и Турцией, Россией и Грузией, которые также могут стать источниками новых политических конфликтов, прямое следствие которых – замораживание на некоторый (иногда на неопределенный) срок экономической активности и любых крупных проектов в регионе, высокие риски инвестиций. Не стоит сбрасывать со счетов и непростые отношения России с Украиной, которая вряд ли изменит свою позицию касательно российского транзита углеводородов и откажется от политики газовых конфликтов.

Однако планы по превращению Черного моря в нефтегазодобывающий регион не теряют привлекательности. Проводят или уже провели разведку своих черноморских запасов нефти Болгария, Румыния и Грузия. Грузия и Украина возлагают большие надежды на черноморскую нефть: независимые республики стремятся обрести энергетическую самостоятельность. Украина уже добывает газ на четырех из четырнадцати месторождений своей части азово-черноморского шельфа.

Турция еще в 1995 году привлекла концерны Aramco и BP к разведке глубинных структур в западной и центральной части Черного моря, в результате чего было подтверждено наличие там 100 млн тонн нефтяного эквивалента. Несколько лет назад Анкара провела новые сейсмические исследования на своем черноморском шельфе, там были обнаружены запасы, оцениваемые в 10 млрд баррелей. С тех пор влиятельные нефтяные концерны проявляют интерес к углеводородным ресурсам Черного моря. Первый контракт на глубоководное бурение подписала с Турцией бразильская Petrobras: уже в 2010 году должны пробурить первую скважину. Затем к работам подключатся американцы: соглашение с ExxonMobil уже подписано, на очереди – Chevron.

Когда речь заходит о Черноморском регионе, в первую очередь поднимают вопросы о транзите энергоносителей в Европу и о связанных с этим транзитом угрозах международной энергетической безопасности. Между тем значение ключевого звена в транзите углеводородов для экономики западных стран и США Черноморский регион приобрел совсем недавно – после распада СССР. Сегодня Черное море рассматривается как естественное продолжение энергетического коридора от Каспия, где сосредоточены огромные запасы нефти и газа, в Европу. Транспортировка нефти и газа осуществляется сейчас и будет расширяться в дальнейшем через Черноморский регион, увеличение поставок энергоресурсов будет происходить за счет Черного моря. Поэтому Черноморский регион становится зоной особого внимания США и ЕС.

Благодаря возрастающему значению региона в транзите углеводородов на Черном море все активнее начинают действовать разнонаправленные векторы мощных геополитических сил. Сюда зачастили военные корабли США, тут обосновались американские нефтяные компании. Свою игру ведет Турция, стремящаяся взять весь углеводородный транзит под свой контроль. Наконец, заметным действующим лицом на черноморской арене стал Европейский Союз.

США пытаются утвердиться в регионе, получив для этого любые «законные» поводы и основания. В последние годы в Вашингтоне и вообще в западной политике все чаще звучит понятие «Расширенный Черноморский регион», к которому стремятся добавить еще и Ближний Восток. По мнению директора Центра стратегического развития А. И. Гушера, подобные геополитические манипуляции с названиями («Расширенный Ближний Восток», «Расширенный Черноморский регион», «Балтийско-Черноморский регион» и др.) отражают стратегические замыслы и устремления тех политических сил Запада, которые хотят войти и укрепиться в Черноморском регионе и активно ищут для этого «законные» основания, прикрываясь фразами о мире, защите прав человека, стремлении обеспечить международную безопасность и вести борьбу с международной террористической угрозой.

Замысел этой психологической операции США построен на довольно примитивной игре географическими понятиями и теми ассоциациями, которые возникают в человеческом сознании при конструировании новых образов и политических мифов. Если Черноморский регион неразрывно связан с Ближним Востоком, и не только связан, но и является его неотъемлемой частью в рамках концепции «Расширенного Черного моря», то Соединенные Штаты имеют законное право на ведение в Черноморском регионе той же политики, которую они последовательно проводят в Ираке, Афганистане: с установлением единоличного контроля над добычей и транзитом углеводородов, с распределением квот на добычу и реализацию энергоресурсов, наконец, с обязательным военным присутствием и правом определять всех несогласных с такой политикой в «международные террористы». Также несомненно, что термин «Расширенный Черноморский регион» – это геополитическое обоснование расширения НАТО на Восток.

Резкое нарастание интереса Запада к Черноморскому региону сегодня обусловлено и последствиями вооруженного конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 года, проблемой Крыма, а также тем, что это практически единственный регион, где еще не решен вопрос о границах евроатлантического сообщества.

В общем, Черноморский регион представляется сегодня центром сосредоточения глобальных интересов могущественных политических игроков, опирающихся в утверждении своего присутствия в регионе на возможности международных союзов (ЕС) и военно-политических альянсов (НАТО), а также на содействие многочисленных сателлитов. Столкновение интересов этих игроков, относительно недавно пришедших в регион, но уже стремящихся навязать всем другим участникам свои правила, с интересами России, в прошлом доминировавшей во всем Черноморском регионе, несут объективную угрозу как ее национальной безопасности, так и безопасности Грузии и Украины, которых в разворачивающейся в регионе крупной политической игре откровенно используют «втемную».

 

Какими боевыми кораблями основных классов располагает ныне российский Черноморский флот: одна дизель-электрическая подводная лодка проекта 877В с водометным движителем, один ракетный крейсер, два больших противолодочных корабля проекта 1134Б (один – в длительном ремонте), по одному СКР проектов 61М, 1135 и 1135М, три больших десантных корабля проекта 1171 и четыре БДК проекта 775М, два ракетных корабля на воздушной подушке проекта 1239 со сверхзвуковыми ПКР «Москит», два малых ракетных корабля проекта 12341 с ПКР «Малахит» (один из них – МРК «Мираж» – потопил в ходе недавнего конфликта грузинский боевой катер), семь малых противолодочных кораблей, а также шесть ракетных катеров, вооруженных противокорабельными ракетами «Термит» (1 РКА), «Уран» (1 РКА) и «Москит» (4 РКА) и девять тральщиков.

Суммарный боезапас противокорабельных ракетных комплексов составляет 96 ракет (16 ПКР П-500 ПКРК «Базальт»; 8 ракет комплекса «Метель», способных поражать надводные цели; 16 ПКР Х-36 комплекса «Уран», 8 ракет комплекса УРПК-5 «Раструб», 32 ПКР комплекса «Москит», 12 ПКР П-120 комплекса «Малахит» и 4 ПКР П-15М комплекса «Термит»), а также 368 ракет комплексов «Оса-М» и «Оса-МА», 16 ЗУР комплекса «Волна», обладающих способностью поражать надводные цели на малых дальностях.

Таким образом, по количеству противокорабельных ракет и ЗУР большой дальности, способных применяться по надводным целям, весь российский Черноморский флот проигрывает в 1,5 раза всего лишь пяти «натовским» кораблям. К тому же, за исключением ПКР комплекса «Уран», все остальные противокорабельные ракеты являются разработками 30-летней и более давности и имеют системы управления и наведения, уже плохо отвечающие жестким требованиям современной войны на море.

Состояние Украинской армии.
На данный момент основными функциями ВС Украины являются: сдерживание вооруженной агрессии против страны и ее отражение, охрана сухопутного, воздушного и морского пространства государства. В соответствии с функциями, сформулированы основные задачи Вооруженных Сил Украины, суть которых состоит: в достижении способности нейтрализовать военный конфликт низкой интенсивности составом войск (сил) мирного времени и обеспечении мобилизационной готовности для ведения локальной или региональной войны. Одновременно ставится задача быть в постоянной готовности к участию в миротворческих и гуманитарных операциях силами до одной бригады.
Процессы реформирования и развития Вооруженных Сил Украины происходят в условиях изменений военно-политической обстановки в регионе и мире, которая характеризуется:
· активизацией интеграционных процессов на глобальном и региональном уровнях;
· расширением международного военного сотрудничества;
· увеличением зоны коллективной безопасности для стран блока НАТО за счет его расширения;
· малой вероятностью возникновения в отношении Украины конкретных военных угроз со стороны других стран;
· расширением спектра и масштабов новых вызовов и угроз международной безопасности, в том числе, и от проявлений терроризма.
Как видно, современная обстановка в мире и Европе на данный момент, с одной стороны, требует адаптации украинской армии к новым вызовам и условиям, а с другой стороны, способствует проведению значительных мероприятий по ее реформированию.
Кроме внешних факторов, существует достаточно много веских причин и внутри страны по незамедлительному осуществлению преобразований. К внутренним факторам можно отнести:
· невозможность и нецелесообразность содержания столь многочисленной военной группировки в Европе;
· отсутствие ресурсов для поддержания таких Вооруженных сил на достаточно качественном уровне;
· низкую эффективность существующих группировок войск (сил), прежде всего по причине ограниченных возможностей их подготовки, снижения качества призывных ресурсов, старения вооружения и техники, наличия целого ряда социальных, экономических и других проблем в армии.
Ради справедливости нужно указать, что указанные проблемы не возникли в одночасье и руководство страны о них знало. Но одной из главных ошибок предыдущих лет реформирования украинской армии было то, что планы поручали реализовывать самим военным без должного участия других государственных структур, а необходимого финансового обеспечения для претворения планов в жизнь не предусматривалось.
Мероприятия по реформированию украинской армии осуществляются на основе положений Государственной программы реформирования и развития Вооруженных Сил Украины на период до 2005 года, положения которой на сегодняшний день уточняются.
В контексте этого на протяжении 2003 года военным ведомством были разработаны:
· перечень основных задач ВС Украины;
· организационные структуры, боевой и численный состав украинской армии модели образца 2005 года на, так называемом, «амбициозном уровне»;
· проекты Закона Украины «Об организации оборонного планирования в Украине» и Распоряжения Кабинета министров Украины «Об урегулировании организации и порядка привлечения иностранных экспертов (фирм) к проведению оборонного смотра Украины»;
· анализ потенциальных угроз военной безопасности Украины на период до 2015 года;
· предложения прогнозных показателей оборонного бюджета Украины на период до 2015 года.
Помимо этого, проведены расчеты и определена потребность количественных и стоимостных показателей ресурсного обеспечения ВС Украины по номенклатуре вооружения, тыла, техники и т.п. на период до 2005, 2010 и 2015 годов.
В настоящее время осуществляется разработка проекта Стратегического оборонного бюллетеня Украины на период до 2015 года.

. Ориентировочный состав войск (сил) в условиях военного времени составит около 25 боевых бригад в сухопутных войсках, 40 бригад (авиационных и ПВО) в Воздушных Силах и 50 кораблей в ВМС. Численность личного состава на военной время составит 308 тысяч человек (в т.ч. 54 тысячи офицеров).

Проводимый в современных условиях курс государственной политики Украины на полномасштабную евроатлантическую интеграцию призван способствовать решению задач национальной безопасности путем участия в системах мировой и евроатлантической безопасности. Основными направлениями реформирования и развития ВС Украины провозглашены:
· Создание гражданского Министерства обороны, способного претворить в жизнь современные методы руководства путем постепенного увеличения удельного веса гражданских специалистов. Для кадрового обеспечения данного направления на базе Национальной академии обороны Украины и Украинской академии государственного управления при Президенте Украины внедряется система подготовки гражданских специалистов для их последующей работы в военном ведомстве. Соответственно, процент гражданских специалистов в структурах Министерства обороны Украины до конца 2004 года должен составить 40-50%, а к концу 2005 года –70-80%.
· Разделение полномочий между Министерством обороны и Генеральным штабом с четким разграничением функций и задач на военно-политическое, административное и оперативное руководство.
· Уменьшение количественных показателей Вооруженных Сил, предусматривающее общее сокращение армии на 155 тысяч человек и доведение к концу 2005 года штатной численности ВС Украины до 200 тысяч человек, 160 тысяч из которых составят военнослужащие.
Во исполнение требований Президента Украины по активизации процесса реформирования армии разработан План сокращения численности Вооруженных Сил Украины в 2004-2005 годах. Его выполнение призвано за непродолжительное время привести структуру и численность украинской армии до оптимальных параметров.
Соответственно, темпы сокращений составят:
- до конца 2004 года – 80 тысяч человек (50,5 тысяч военнослужащих и 29,5 тысяч гражданских специалистов);
- до конца 2005 года – 75 тысяч человек (55 тысяч военнослужащих и 20 тысяч гражданских специалистов).
Определены лимиты численности по категориям военнослужащих. Численность офицеров составит 20% от общей численности военнослужащих. В частности, на конец 2006 года в украинской армии предусматривается иметь 190 должностей высшего офицерского состава (0,12% от общей численности ВС Украины), количество полковничьих должностей с 6,6 тысяч будет уменьшено до 3,3 тысяч. Соотношение старших и младших офицеров планируется довести до 1:1.4.
До конца 2005 года будет проведено около 800 основных организационных мероприятий, в том числе, расформировано около 370 военных структур, переформировано – более 150, внесены изменения к штату – в 270. Из боевого состава будет выведено около 2000 танков, более 2300 других боевых бронированных машин, более 2000 артиллерийских систем калибра более 100 мм и другие вооружения.
Реформирование ВС Украины включает также их развитие по функциональному принципу. Речь идет о разделении Вооруженных сил на силы реагирования, основные силы обороны и силы усиления (резервы). Более динамично начал осуществляться процесс создания новых функциональных структур ВС Украины: Объединенных сил быстрого реагирования (ОСБР), Основных сил обороны и Стратегических резервов. Определены их назначение и основные задачи по участию в возможных военных конфликтах. При этом Объединенные силы быстрого реагирования должны стать основой будущих Вооруженных Сил Украины и главным носителем их боевого потенциала в мирное время. Они предназначены для предотвращения и сдерживания возможной агрессии против Украины, немедленного реагирования на вызовы и угрозы, вооруженные конфликты с целью их нейтрализации и недопущения перерастания в локальную (региональную) войну. В случае эскалации вооруженного конфликта своими активными действиями они должны обеспечить оперативное развертывание Основных сил обороны. Кроме этого, их часть должна быть готова к участию в миротворческих, гуманитарных и контртеррористических операциях, а также к ликвидации последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Разнообразие функций и задач ОСБР предполагает определенные требования к их боевому и численному составу. В Министерстве обороны Украины проводятся мероприятия по поэтапному наращиванию их боеспособности. Их реализация позволит достичь численности ОСБР около 30 тысяч человек.
Создание Объединенных сил быстрого реагирования (ОСБР) предусмотрено в три этапа: первый – это 2001-2002 годы, второй – 2003-2004 годы, третий – 2005-2006 годы. Их окончательная готовность планируется к концу 2006 года. Основу ОСБР составит сухопутный компонент – 8-й армейский корпус, ряд соединений и частей ракетных, аэромобильных войск, части армейской авиации, специального назначения, а также подразделения специальных информационных операций - всего около 30 соединений и частей. По состоянию на конец 2003 года их укомплектованность личным составом составляет 90%, вооружением и техникой – 100%. Части ОСБР имеют приоритет комплектования военнослужащими, проходящими службу по контракту. Если в среднем их количество в Сухопутных войсках составляет 25%, то в частях ОСБР, по словам Главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковника П.Шуляка, их количество составляет 40%. Что касается вооружения и военной техники ОСБР, то за последнее время все они прошли через ремонтные заводы.
Соответственно, Основные силы обороны предназначены для отражения агрессии, прекращения военных действий и создание условий для заключения мира, а также усиления ОСБР при ликвидации ими вооруженного конфликта на угрожаемом направлении или применения в локальной (региональной) войне.
Стратегические резервы обеспечивают устойчивость обороны Украины. Они могут развертываться накануне или в ходе вооруженного конфликта (войны) и предназначены для усиления (замены) войск из состава Основных сил обороны.
Следует заметить, что данное распределение является общемировой тенденцией, обусловленной невозможностью и/или нецелесообразностью в мирное время содержать многочисленный боевой компонент армии в соответствующей степени боевой готовности. Кроме того, указанное деление создает возможности по проведению адекватного планового развертывания ВС Украины, наращивания их боеготовности, оперативному реагированию на угрозы и вызовы, сообразуясь с изменением обстановки.
Существенные преобразования происходят в Сухопутных войсках ВС Украины. Одним из перспективных направлений их реформирования является реформирование оперативного командования, способного эффективно выполнять поставленные задачи, не требуя существенных изменений в организации управления, всестороннего обеспечения войск (сил), размещенных на его территории и входящих в его боевой состав. Соответственно, в составе Сухопутных войск до конца 2005 года из боевых единиц останутся лишь механизированные, танковые, ракетные, артиллерийские, аэромобильная и воздушно-десантная бригады. На конец 2005 года ориентировочная численность Сухопутных войск составит 106 тысяч человек, из которых 85 тысяч военнослужащих, остальные – гражданские специалисты.
На тактическом уровне наиболее оптимальной структурой выбрана бригада, которая в перспективе должна стать основной тактической единицей сухопутных войск. Бригады будут состоять из батальонных тактических групп с необходимым соотношением механизированных и танковых рот, а также подразделений поддержки и обеспечения. В результате будет создана основа для формирования соединений и частей по модульному принципу для выполнения поставленных задач. В тоже время, для решения задач на отдельных направлениях предусмотрено сохранить соединения с дивизионным статусом в виде общевойсковых тактических групп, а также создать артиллерийские тактические группы на базе бывших артиллерийских дивизий.
Воздушные силы, как новый вид ВС Украины, к этому же сроку будут включать Командование Воздушных Сил, четыре управления Воздушных командований со статусом дивизии, авиационные бригады и полки.
В Военно-Морских Силах к концу 2005 года планируется усовершенствовать структуру Эскадры разнородных сил, военно-морских баз, а также сократить ряд частей и подразделений обеспечения и обслуживания. В структурной перестройке Военно-Морских Сил ВС Украины основное внимание будет сосредоточено на многофункциональности и многовариантности их применения. В частности, предусмотрено создание оперативно-тактического объединения в виде Войск береговой обороны, куда войдут соединения береговой обороны, морской пехоты, береговые ракетно-артиллерийские войска, специальные соединения и части.
Важной составляющей деятельности украинских Вооруженных сил является их участие в миротворческих операциях. На сегодняшний день в различных миротворческих миссиях задействовано около 3 тысяч военнослужащих, которые находятся в Республике Молдова, Косово, Грузии, Ливане, Сьера-Леоне, Демократической Республике Конго, Эфиопии, Эритрее, Республике Ирак и Либерии.
Пресс-служба украинского военного ведомства в одной из своих публикаций привела цифры, что годовые расходы за 2002 год каждого гражданина Украины на оборону страны составили 14,09 доллара США, а если сравнивать военные бюджеты стран мира, то расходы в расчете на душу населения в России превышают украинские показатели в 5 раз, в Польше – в 12 раз, в Германии – в 47 раз.
Недостаточное финансовое обеспечение может привести к двум вариантам развития событий: или планы не будут реализованы в полном объеме, или же они будут претворены в жизнь любой ценой за счет самих военнослужащих.
Следует также ожидать возрастания социального напряжения в обществе в результате планируемых сокращений армии. Результаты проведенных социологических исследований свидетельствуют, что около 76% опрошенных военнослужащих имеют желание продолжать службу до приобретения права на пенсию или достижения предельного пребывания на службе и лишь 4% настроены на увольнение в ближайшее время. Между тем лишь треть из подлежащих увольнению в 2004-2005 годах военнослужащих успеют получить право на пенсию. Офицерам есть что терять: денежное содержание, например, командира батальона в звании «подполковник» с соответствующей выслугой стало составлять до 300 американских долларов. «Тревожные симптомы проявляются уже сейчас, - свидетельствует председатель Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны парламента страны Георгий Крючков. – Только за 4 первых месяца 2003 года число обращений по указанным вопросам в парламент увеличилось по сравнению с 2002 годом в 1,5 раза».
Не следует также понимать членство в НАТО как панацею от всех возможных бед и гарантию абсолютной безопасности государства. Следует помнить, что наиболее развитые страны блока НАТО реализуют прежде всего свои национальные интересы, а уже потом коллективные. Пример недавнего прошлого: разногласия между США, Великобританией, Францией и Германией в отношении Ирака.
Иллюзией также является то, что членство в НАТО откроет вооружению и военной технике украинского производства путь на западные рынки. Пример также показателен: судьба самолета Ан-70 на пути в Европу. С другой стороны, создадутся предпосылки для поставок ВВТ западного производства (прежде всего бывшего в употреблении) украинским силовым структурам. Пример: поставки партии американских F-16 Военно-воздушным силам Польши.
Что касается выполнения планов комплектования армии военнослужащими-контрактниками, то проблемы этого процесса очень напоминают российские. Планы набора контрактников выполняются с большим трудом, очень многие военнослужащие разрывают контракт до истечения его срока или увольняются по служебному несоответствию.
По состоянию на начало 2003 года контрактников в украинской армии насчитывалось около 36 тысяч человек (23% от общей штатной численности сержантов и солдат), хотя по планам их должно было быть примерно 40 тысяч человек. За 10 месяцев 2003 года было заключено еще 9524 контракта. Причины такого положения вполне известны: невысокий по сравнению с некоторыми регионами страны уровень денежного содержания, отсутствие жилья и ряд других социальных проблем.
В тоже время из почти миллиона украинских призывников больше 900 тысяч имеют льготы, освобождающие их от службы в армии. К тому же только 25% призывников физически пригодны к прохождению воинской службы.
Выводы:
Анализируя проводимые в украинских Вооруженных силах мероприятия, следует признать, что речь идет о реформировании армии, а не о военной реформе в стране. А в таком контексте нельзя рассчитывать на максимальную эффективность осуществления декларируемых планов.
В проводимых мероприятиях не заметны в достаточном количестве те действия, которые способствуют созданию Вооруженных сил, способных успешно действовать в условиях применения противником современных средств воздушно-космического нападения, высокоточного оружия и средств информационной борьбы. Пока речь идет в основном о пропорциональном уменьшении имеющихся военных группировок и сил без изменения их качественного содержания.
Членство в НАТО, так же как и в любой другой коллективной системе безопасности, способствует укреплению безопасности страны в определенных направлениях, но никогда не заменит те меры, которые обязано предпринимать государство для обеспечения своей национальной безопасности.
Более того, еще ни одна страна в мире не смогла создать современные и эффективные Вооруженные силы без соответствующего ресурсного обеспечения.

В настоящее время ВС Украины включают: 200 тыс. в том числе 160 тыс. военнослужащих, из них офицеров 32 тыс, в том числе: генералов 190, полковников 3.3 тыс. человек, 40 тыс. контрактников и 40 тыс. гражданских лиц. На военное время предполагается иметь армию численность 308 тысяч человек (в т.ч. 54 тысячи офицеров).

Военизированные формирования МВД – 387 тыс. человек и 44 тыс. человек во внутренних войсках; пограничные войска – 30 тыс. человек; органы государственной безопасности и внешняя разведка. В целом Украинская армия по численности занимает 13 место в мире, но второе место в Европе по количеству боевой техники и вооружений в соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе.

Сухопутные войска объединены в три оперативных командования: «Запад» (со штабом во Львове) в составе 2 армейских корпусов (5
дивизий и 3 отдельных бригады); «Север» (штаб в Чернигове) в составе одного армейского корпуса (3 дивизии и 3 отдельных бригады);, «Юг» (штаб в Одессе) в составе
2 армейских корпусов (6 дивизий и 5 отдельных бригад). На вооружении СВ имеют - девять оперативно-тактических ракет 9к79 «Точка У», 3563 танка, 4307 бронемашин, 2914 орудий и минометов, 280 ударных вертолетов.

ВВС и ПВО (Главное командование Военно - Воздушных сил в Виннице, а штаб ПВО в Днепропетровске) в свой боевой состав включают авиационных дивизий: одну бомбардировочную, две истребительно-бомбардировочных, две истребительных; авиационных полков: четыре разведывательных, восемь учебных. В частях имеется: 830 боевых самолетов, 160 транспортных самолетов ИЛ - 76 и около 100 транспортных самолетов других типов, 120 вертолетов разных типов. Численность личного состава ВВС - около 50тыс человек, ПВО -20 тыс. человек.

МВД Украины в свом составе имеет: шесть территориальных командований внутренних войск, каждое из которых состоит из двух-трех оперативных полков, мотополков милиции и отдельных батальонов. В составе внутренних войск входят отдельный полки СпецНаза «Барс» (Киев), «Ягуар» (Винница), «Гепард» (Запорожье), «Тигр» (Крым) и батальоны СпецНаза – «Кобра» (Симферополь). Непосредственно МВД подчинены отряд спецназа «Сокол», полк «краповых беретов» «Беркут». Отдельные отряды «Беркут» (аналог российского СОБРА), имеются во всех региональных управлениях милиции. В составе антитеррористического центра, базирующегося в Крыму имеются батальон спецназначения с уникальными подразделениями: горно-стрелковой ротой "Лаванда", ротой разведки "Тень" и отрядом боевых пловцов «Омега». Подразделение специального назначения внутренних войск МВД Украины «Скорпион» выполняет задания, связанные с осуществлением охраны 5 атомных электростанций и научно-исследовательских учреждений. Внутренними войсками выполняют задачи в 24 областных центрах, городах Киеве, Севастополе, в 23 городах областного подчинения, осуществляется охрана 9 объектов военно-промышленного комплекса.

Служба безопасности Украины (СБУ), имеет свои подразделения во всех регионах страны. Служба внешней разведки - самая молодая силовая структура Украины, образованна в 2004 году вместо департамента разведки СБУ. Сегодня общая численность правоохранительных органов и органов безопасности в Украине значительно превышает численность Вооруженных сил Украины.

Нынешнюю ситуацию на Украине можно сравнить с ситуацией в России в октябре 1993 года с большой натяжкой. Сейчас на Украине ситуация только внешне похожа: противоставление президента и парламента с частью исполнительной власти. Похоже, как в свое время российские, так и сейчас украинские политики стремятся втянуть в свои «разборки» армию, и силовые структуры. Однако в отличие от России, на Украине четко просматривается разделение пристрастий силовиков по политическому и местному географическому признаку.

Когда украинские политики говорят о поддержке, которую им оказывают
силовые структуры или армия, они, видимо, забывают о том, что
Костяк высшего командного состава украинской армии, бывшие офицерами Советской армии сохранил память о «Тбилисском синдроме». Когда после участия Советской армии в событиях в Баку, Вильнюсе или в Тбилиси начинали работать парламентские, прокурорские и внутренние комиссии по расследованию участия армии «в предотвращении конфликтных ситуаций и восстановлении конституционного порядка». Хорошо помнят украинские силовики «разборки» после событий смены власти в 2004 году, закончившиеся несколькими громкими «самоубийствами».

Как правило, выяснялось, что письменных приказов высшие
должностные лица не подписывали, а устные распоряжения судом или
следствием не рассматривались. Всякие комиссии искали и находили
стрелочника и "подставляли" армию как мальчика для битья. Поэтому
историческая память бывших советских офицеров, а ныне генералов
украинской армии может сыграть с украинскими политиками злую шутку.

Сами силовые структуры, а вернее сказать военнослужащие и работники правоохранительных органов, в своем большинстве не горят желанием выступать пешками в чужих играх. К тому же, в условиях отсутствия в Украине достаточной нормативно-правовой базы применения силовых структур при разрешении внутренних кризисных ситуаций вместе с традиционным для украинской политэлиты отсутствии политической воли при принятии «сильных решений», легко предсказать возможную реакцию представителей фактора силы Украины. Военная организация и правоохранительные органы при изменении нынешнего «status guo», приложат все силы, чтобы держаться в стороне от политической свары и постараются «не во что не вляпаться» и перейдут на сторону победителя.

В рамках СНГ Украина занимает твердое вторе место не только по численности населения, но и по размерам ВВП. Однако, как показали последние десять лет сам потенциал мало, что стоит без интеграции в общее экономическое пространство с Россией или общеевропейский рынок. Сложное положение Украины состоит в том, что создание системы коллективной безопасности на континенте тормозится тем, что в случае ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном такая система вряд ли будет создана. В случае военной опасности для Украины Совет безопасности ООН не сможет принять никакого решения. Поскольку оно будет блокировано одной из двух держав, которые являются его постоянными членами.

Страна постепенно превращается в буферную зону между НАТО с одной стороны и странами, входящими в ШОС и ОДКБ, военным союзом между Россией и Белоруссией, или даже одной Россией. Это полностью относится и к военной промышленности. Стремление Киева резко увеличить военные связи с Брюсселем, привело к резкому ухудшению двусторонних отношений с Москвой. Россия в области производства вооружений попыталась найти адекватную замену практически всем украинским компонентам и смогла практически за последние десять лет создать автономную от Украины оборонную промышленность. Военно-техническое сотрудничество России с Украиной пока не прервалось полностью, но в последнее время стало давать трещины и сбои и существенно сократилось.

Россия и Украина, по сути дела, яркий пример двух народов, имеющих между собой так много общего, так глубоко взаимосвязанных, что только недальновидные российские политики, навязывающие свое мировоззрение, и реакция экстремистски настроенных украинских националистов могут разрушить развитие таких же тесных отношений, которые имеются сейчас у Германии и Австрии или Канады и США. Жизненные интересы России требуют от нее уважения независимости и территориальной целостности Украины, что, в свою очередь, служит укреплению умеренных политических сил в Киеве.

По ряду направлений отношения между нашими странами характерны только для самых близких союзников, ибо речь идет о ядерном сдерживании, которое невозможно без надежной системы раннего предупреждения и дальнего обнаружения ракетного нападения. Америка имеет такие станции только на территории Великобритании и Дании.

То же самое относится и к договоренностям по поддержанию в боевой готовности стратегических ракет. Такие отношения у США только с Англией, которой она поставляет ракеты под британские боеголовки "Трайдент".

Поэтому попытки манипулировать поставками энергоносителей в угоду газовым монополистам и попытки дискредитации Украины в глазах российского населения и в глазах Запада противоречат национальным интересам и безопасности России. Ничем нельзя оправдать появление огромной бреши в системе противоракетной обороны, на что толкают Россию недальновидные политики.

Давление на Украину вызовет противоположную реакцию и только усилит пронатовские настроения населения и части политической элиты в стремление искать "защиту" у Запада. Хотя ни в НАТО, ни в ЕС ни Россию, ни Украину не ждут. НАТО не может переварить маленькие страны Прибалтики, что уж говорить о таких гигантах, как Россия или Украина.

Украина самостоятельно продвигает свою продукцию на рынки вооружений и развивает военно-техническое сотрудничество со многими странами Юго-восточной Азии. Примером тому поставка устаревших танков Т-59 производства и модернизация своей машины Т-55, (ставшей прототипом для китайских Т-59) для Народной республики Бангладеш, и представление на конкурс нового танка Т- 84, конкурирующего с российским Т-89У и китайским МТБ- 2000. После фактического самоустранения России от участия в программе Ан -70, Украина самостоятельно завершает работы по этому самолету и выходит с ним на мировой рынок. При техническом задании длинны разбега 600 -650 метров , а длинны пробега 520 -550 метров в период испытаний на бетонном аэродроме Бельбек длинна разбега машины была 310 метров, а длинна пробега 350 метров. Многие страны проявили заинтересованность в самолетах базирования на коротких грунтовых взлетно-посадочных полосах. Ряд зарубежных стран проявили заинтересованность к этой машине среди них Индия, Китай, Чехословакия .В страны Персидского залива Украина продвигает свои самолеты Ан -70 и Ан -148.

Наиболее тесное военное сотрудничество Украина развивает с Арменией, Грузией, Азербайджаном, США, и странами НАТО. Украина первой из стран СНГ в 1994 году подписала рамочный документ программы НАТО «Партнерство во имя мира». В 1995 году Украина присоединилась к процессу планирования и осмотра сил, и в 1997 году Украина и НАТО заключили Хартию об особом партнерстве, которая и в настоящее время обеспечивает Украине статус особого партнера НАТО. Военное сотрудничество с Великобританией было начато с 1992 года. За последние два года улучшилось сотрудничество и с Китаем. С назначением министром обороны Гриценко, участились контакты с руководителями оборонных ведомств стран – участниц Вышеградской группы в которую входят, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия, с которыми обсуждаются перспективы и направления военного сотрудничества. Тесные контакты с Грузией помогают восстановить ее систему ПВО. В конце апреля 2002 года Тбилиси утвердил программу восстановления грузинской системы ПВО, разработанную при активном участии украинских специалистов. В рамках данной программы в Грузию страну будут поставлены украинские зенитно-ракетные комплексы малой и средней дальности - соответственно С-125 и С-75, произведенные лет сорок назад. Возможно создание системы радиолокационного обнаружения для грузинских ПВО.

Молдавия, как нейтральное государство в течение последних лет находилась в тени внимания и неопределенности Москвы и Запада и нечеткой позицией Киева в отношении Приднестровского конфликта. Период неопределенности продолжается второй десяток лет. Москва рассматривает неопределенность в Приднестровье, как один из аспектов российско-украинских отношений. В начале 2000 годов наблюдалась более активная политика. Были возвращены совместные маневры России и Молдавии. Однако после выборов Президента Молдавии в 2005 году продолжился курс на интернационализацию урегулирования приднестровского конфликта и исключения России из миротворческого процесса и замены российских миротворцев натовскими или украинскими. В нарушение договоренностей 1997 года Украина и Молдавия под видом пресечения контрабанды из Приднестровья 3 марта 2006года начали экономическую блокаду Приднестровья. Целью, которой является привлечения США и ЕС к переговорному процессу по нейтрализации независимости Приднестровья и принуждения Тирасполя к присоединению на условиях Кишинева.

Юридически Молдова нейтральное государство. И как у всякого нейтрального государства большая часть сил приходится на полицейские и пограничные войска. В состав вооруженных сил РМ входят национальная армия, войска карабинеров и погранвойска. В национальной армии по постановлению парламента должно состоять 7200 человек. На сегодняшний день насчитывается 6800 военнослужащих и около 2000 гражданских лиц. Общая численность военнослужащих примерно в три раза больше. В Национальной армии Молдовы шесть бригад: три мотопехотные, одна артиллерийская, одна ПВО и смешанная авиационная. Полк связи, инженерно-технический батальон, отдельный батальон охраны и обеспечения, батальон "голубых касок". Батальон спецназа "Фулджер" ("Молния"). На вооружении армии имеются 229 единиц бронетехники, артиллерийских орудий – 226, около 30 вертолетов "Ми-8". Средства ПВО: ЗРК "С-200", "С-125", "С-75", ПЗРК "Игла". Корпус карабинеров около 11000 человек. Из его состава вдоль границы с Приднестровьем размещены около 3800 человек, 19 единиц бронетехники. СпецНаз МВД – 2500 человек, 4 батальона ОПОНа, части РУОПа и ГУОПа – всего внутренние войска составляют около 27 000 человек. Пограничные войска насчитывают около 7000 человек. Численность министерства национальной безопасности неизвестна

Приднестровская Молдавская Республика (ПМР)
Общая численность вооруженных сил ПМР — около 5 тысяч человек (по другим данным, 7 тысяч). В составе армии — 4 мотострелковые бригады (Тирасполь, Тигина, Рыбница, Дубоссары), танковый батальон, зенитно-артиллерийский дивизион, противотанковый дивизион. На вооружении имеются: 18 танков, 69 бронетранспортеров, 115 орудий и минометов (18 установок "Град", 30 гаубиц и пушек, 66 минометов), 51 бронетранспортер, 8 вертолетов "Ми-8" и 5 самолетов (Ан-2, Ан-26, Як–18). В состав МВД ПМР входит батальон спецназа "Днестр" ("черные береты") и 9 отделов милиции по 500 человек каждый. МГБ имеет батальон "Дельта" ("голубые береты"). В подчинении этого ведомства находятся 7 батальонов народного ополчения численностью около 2000 человек

и 7 отрядов черноморского казачьего войска.