Взгляд в будущее

В начале 2001 года, в соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь, в Министерстве обороны была развернута работа по разработке мер реформирования и дальнейшего строительства Вооруженных Сил.

Разработке концептуальных положений, определяющих дальнейшее развитие Вооруженных Сил, предшествовала основательная научно-исследовательская работа, серия экспериментов, научно-практических конференций, учений. Только в 2001 году было проведено более 400 учений различного уровня. Важнейшим из них явилось комплексное оперативно-тактическое учение «Неман -2001», носившее во многом исследовательский характер, на котором отрабатывались вопросы применения Вооруженных Сил совместно с войсками и формированиями других силовых министерств и ведомств Республики Беларусь.

Общий алгоритм планирования реформирования и дальнейшего строительства Вооруженных Сил выглядел следующим образом.

Первое. С использованием анализа повседневной деятельности войск, хода их оперативной и боевой подготовки, обобщенных результатов исследований, была разработана "Концепция строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года". В этом документе изложена система взглядов относительно развития Вооруженных Сил и обеспечения вооруженной защиты государства.

Второе. На основе "Концепции строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года" была разработана "Программа завершения реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь на 2001-2005 годы". Этот документ детализирует положения названной выше "Концепции…" и определяет цель, задачи, основные направления и мероприятия завершения реформирования Вооруженных Сил на ближайшие пять лет.

Третье. Согласованные с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, "Концепция…" и "Программа…" явились документами, которые позволили разработать механизм их претворения в жизнь, т.е. определить конкретные мероприятия реформирования Вооруженных Сил, сроки их выполнения, ответственных за их реализацию и требуемые затраты денежных средств. Все это нашло отражение в "Плане строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2006 года".

Конечной целью реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь является приведение их в соответствие с характером современной военно-политической обстановки, степенью возможных военных угроз и экономическими возможностями государства.

Для достижения этой цели определены направления реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь:· совершенствование системы управления;· оптимизация организационной структуры Вооруженных Сил;· формирование сил специальных операций;· создание системы информационного обеспечения Вооруженных Сил;· совершенствование системы комплектования войск и подготовки младших военных специалистов;· совершенствование системы военного образования;· оптимизация дислокации войск и базирования авиации;· развитие вооружения и военной техники;· совершенствование организации военной науки;· обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей.Учитывая тенденции развития военного искусства и опыт последних локальных войн в ходе реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь определены приоритетные направления: развитие противовоздушной обороны, авиации, ракетных войск, сил и средств РЭБ, разведки, связи. Это значит, что в ходе реформирования доля соединений и частей этих родов войск в общей численности Вооруженных Сил будет значительно увеличена. Кроме того, планируется их первоочередное переоснащение современными вооружением и техникой.

Каждое направление реформирования Вооруженных Сил может быть темой для отдельного обсуждения.

Каждое государство, осуществляющее качественные преобразования вооруженных сил неизбежно столкнется с необходимостью изменения действующих законов и нормативных правовых актов. Нынешнее состояние нормативной правовой базы Республики Беларусь по ряду позиций не соответствует современной военно-политической обстановке и задачам реформирования. Некоторые положения тех или иных законодательных актов вошли в противоречие с содержанием новой редакции Конституции Республики Беларусь. В связи с этим начата работа по совершенствованию законодательной базы. Объективная и своевременная оценка военно-политической обстановки в мире и стране нашла отражение в нормативных правовых актах, принятых в 2001 году и находящихся на стадии разработки. Это, прежде всего, Концепция национальной безопасности, Закон Республики Беларусь «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь» и проекты Законов Республики Беларусь «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «О военном положении», концепция территориальной обороны.Таким образом, в 2002 году предполагается создание единой стройной системы нормативного правового обеспечения реформирования и дальнейшего строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь.В процессе реформирования Вооруженных Сил предусмотрено создание новой, более эффективной системы управления.

Основу этой системы будут составлять реформированные и вновь созданные органы управления, обеспечивающие эффективное решение задач мирного времени, качественный перевод Вооруженных Сил с мирного на военное положение и, без существенной перестройки, полнокровное управление Вооруженными Силами в военное время. Мы посчитали приемлемым использовать опыт многих передовых государств мира, которые, избавляясь от громоздких армий, вкладывают значительную часть бюджетных ассигнований в оптимизацию управленческих структур.

На сегодняшний день уже выполнен ряд мероприятий реформирования системы управления.В прошедшем году проведена значительная работа по уточнению задач и функций органов управления и разработаны новые положения. Реформированы органы управления различных уровней с целью приведения их организационно-штатной структуры в соответствие с решаемыми задачами:

1. Реорганизован ряд структурных подразделений Министерства обороны, главный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь преобразован в Генеральный штаб.2. Юридически закреплено разграничение военно-политических, административных, обеспечивающих, планирующих и других функций между Министерством обороны и Генеральным штабом Вооруженных Сил.Министерство обороны получило статус республиканского органа государственного управления и сосредотачивает основные усилия на реализации военной политики государства, административном руководстве Вооруженными Силами и всестороннем их обеспечении, координации деятельности других республиканских органов государственного управления по вопросам обороны. Основным предназначением Генерального штаба является стратегическое планирование применения и оперативное управление Вооруженными Силами, организация взаимодействия всех силовых структур по подготовке обороны государства. В военное время Генеральный штаб обеспечивает стратегическое управление военной организацией государства Главнокомандующим Вооруженными Силами.

3. Создано командование Сухопутных войск.По своему составу Сухопутные войска являются самым разнородным видом Вооруженных Сил. Поэтому для их слаженного функционирования и сбалансированного развития требуется жесткое централизованное управление под единым командованием с четко обозначенными задачами и целями. До недавнего времени такие функции были возложены на Главный штаб, через который Министр обороны осуществлял руководство Сухопутными войсками. Совмещение функций стратегического планирования и руководства повседневной деятельностью Сухопутных войск принижало роль и собственно возможности Главного штаба Вооруженных Сил как основного органа военного управления.На командование Сухопутных войск в мирное время возложены задачи и функции по непосредственному руководству повседневной деятельностью войск, планирование и организация территориальной обороны и подготовки резервов, а в военное время – непосредственное руководство территориальной обороной и подготовкой резерва для Вооруженных Сил.

4. Создано командование нового вида Вооруженных Сил - ВВС и войск ПВО.Причем это не техническое слияние двух «старых» командований, а формирование органа управления, осуществляющего централизованное руководство силами и средствами, выполняющими боевые задачи в сопряженных сферах.

1. Управления армейских корпусов реорганизованы в управления Западного и Северо-западного оперативных командований Сухопутных войск.Необходимо отметить, что реформирование органов управления позволило сократить штатную численность Вооруженных Сил на 373 человека.

Уже сегодня, после выполнения ряда мероприятий по реформированию, значительные качественные изменения претерпела структура Вооруженных Сил Республики Беларусь. Путем объединения ВВС и Войск ПВО осуществлен переход на двувидовую структуру и в настоящее время Вооруженные Силы включают два вида ВС: - Сухопутные войска;- Военно-воздушные силы и войска ПВО.

Кроме того, в состав Вооруженных Сил войдут соединения, воинские части, военно-учебные и научно-исследовательские заведения, организации центрального подчинения.

В ходе реформирования планируется поэтапное сокращение штатной численности Вооруженных Сил более чем на 45 тысяч человек.

Общая численность личного состава Вооруженных Сил к концу 2007 года составит не более 65 тысяч, из них военнослужащих – не более 50 тысяч. Оперативно-стратегическими расчетами обосновано, что такая численность достаточна для выполнения задач мирного времени, нейтрализации конфликта низкой интенсивности и обеспечения мобилизационной готовности для отражения полномасштабной агрессии.Предполагаются изменения структуры самих видов Вооруженных Сил. В частности, начата работа по реформированию Сухопутных войск.а базе армейских корпусов созданы оперативные командования, которые будут координировать в зонах своей ответственности деятельность не только Вооруженных Сил, но и других силовых структур в интересах обеспечения военной безопасности Республики Беларусь.С учетом тенденций развития военного искусства и опыта последних локальных войн проводится работа по пересмотру ряда положений тактики соединений, воинских частей и в целом способов применения Сухопутных войск.

Одновременно продолжается работа по созданию и развитию в составе Сухопутных войск мобильного компонента, общевойсковых соединений постоянной готовности, а также воинских частей специального назначения, имеющих в своем составе тактические группы, которые способны своими силами произвести разведку и уничтожение выявленных объектов (военных формирований). При формировании тактических групп предусматривается обеспечить их огневую и тактическую самостоятельность, возможность определенное время действовать в отрыве от главных сил и тыловых баз.

В Вооруженных Силах Республики Беларусь осуществляется комплекс мероприятий по становлению нового вида - Военно-воздушных сил и войск ПВО. Мировой опыт свидетельствует, что большинство государств мира имеют сегодня в составе вооруженных сил единый вид, включающий и авиацию и силы и средства противовоздушной обороны. У одних стран этот вид вооруженных сил был заложен изначально. Другие государства, как, например, Украина создали его путем объединения войск ПВО и ВВС. Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны выполняют свои задачи в едином воздушном пространстве. Ряд задач, такие как ведение радиолокационной разведки, контроль использования воздушного пространства и другие частично дублируют друг друга, существуют и часть обеспечивающих подразделений, выполняющих одинаковые задачи.

Для повышения управляемости силами авиации и противовоздушной обороны создано Западное оперативно-тактическое командование и ведется работа по формированию Северо-западного оперативно-тактического командования ВВС и войск.

Оборона государства прерогатива не только Вооруженных сил. В связи с этим развивается новое направление деятельности Вооруженных Сил и некоторых других государственных институтов – территориальная оборона. Указом Президента Республики Беларусь в ноябре 2001 года утверждена концепция территориальной обороны Республики Беларусь, которая определяет роль и место территориальной обороны в системе обеспечения военной безопасности страны и раскрывает механизм ее создания и функционирования. В условиях проводимого сокращения численности Вооруженных Сил Республики Беларусь и снижения уровня вооружений одним из наиболее экономичных путей компенсации сил и средств, поддержания обороноспособности государства на должном уровне является организация территориальной обороны государства. Этот путь избрало большинство стран Европы (Австрия, Дания, Германия, Италия, Польша, Франция и другие).

В условиях Республики Беларусь для решения задач по территориальной обороне создаются территориальные войска, которые явятся резервным компонентом Вооруженных Сил и будут развертываться в угрожаемый период или с началом войны. В различных государствах территориальные войска называются по разному: в Финляндии, Норвегии, Дании – войска местной обороны; в Польше, Чехии и Словакии – войска территориальной обороны; в Великобритании – территориальные войска; в Германии – войска защиты родины; в США – национальная гвардия. Но предназначение таких формирований во всех государствах одно и тоже – ведение всеобщей (тотальной) обороны страны. Вооруженный народ можно уничтожить, но победить – никогда.В настоящее время в Вооруженных Силах Республики Беларусь сформировано управление территориальной обороны в Главном штабе Сухопутных войск, отделы территориальной обороны в управлениях оперативных командований, проводится формирование похожих структур в составе военных комиссариатов.