О необходимости реформирования Вооруженных Сил
Реформирование вооруженных сил любого государства, как правило, осуществляется при возникновении таких условий, при которых их количественно-качественное состояние вступает в противоречие со складывающимися реалиями обстановки.
Военная теория и практика последние годы динамично изменяются. Уже в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого столетия произошли коренные изменения сущности и содержания вооруженной борьбы. Приоритетными стали неконтактные действия, информационные формы противоборства, действия сил специальных и психологических операций, разведки, радиоэлектронной борьбы и систем высокоточного оружия. Эти тенденции наиболее ярко проявились в ходе военных действий в Ираке, Югославии, Афганистане. Изменения сущности и содержания вооруженной борьбы и войны выдвинули новые требования к Вооруженным Силам. Возникшие противоречия между требованиями к Вооруженным Силам и их состоянием обусловили необходимость относительно быстрых и качественных преобразований, то есть проведения реформы Вооруженных Сил. Необходимо было безотлагательно перестраивать Вооруженные Силы, приводить их в соответствие требованиям сегодняшнего дня.
Кроме того, сложившееся количественно-качественное состояние Вооруженных Сил не в полной мере соответствовало экономическим возможностям государства. Один из важнейших принципов строительства вооруженных сил любого государства можно выразить словами советского маршала М.Н.Тухачевского: «Каждая армия должна соответствовать экономическим возможностям страны, ибо только на этих возможностях она может реально развернуть свою боевую силу и достигнуть тех боевых результатов, которых требует от стратегии политика».
Ни для кого не секрет, что белорусская армия вооружена, в основном, техникой советского производства, и с момента образования национальных Вооруженных Сил закупок ее новых образцов практически не производилось. За эти годы процесс «старения» вооружения и техники подошел к критической черте. Значительного износа достигли учебно-материальная база, жилищно-казарменные, парковые и складские фонды. Для того, чтобы изменить ситуацию необходимы были миллиарды долларов, которых у государства на эти цели не было. В этих условиях пассивное ожидание развязки могло бы привести к тяжелейшим для Вооруженных Сил последствиям.
Мировой опыт свидетельствует, что военные расходы европейского государства в среднем составляют 1,5-2% от объема внутреннего валового продукта. Утвержденный руководством Беларуси курс для корректировки расходов на оборону позволит нашему государству к 2005 году выйти на среднеевропейские показатели. Однако для переоснащения армии на современные виды вооружения и разрешения целого комплекса других проблем этого, безусловно, недостаточно. Решение проблемы видится только при значительном сокращении наших расходов, прежде всего за счет оптимизации структуры и численности Вооруженных Сил.
Общий замысел решения этой проблемы выглядит следующим образом: оставаясь в рамках финансирования 1,5-2% от объема ВВП, но сократив численность Вооруженных Сил, мы сможем сократить расходы на их содержание (содержание личного состава, военных объектов, обслуживание вооружения и техники и т.д.) и получить экономию средств. Высвободившиеся средства планируется направить, прежде всего, на решение наиболее острых социальных проблем военнослужащих, и на модернизацию, ремонт и восстановление, а также закупку новых образцов вооружения и военной техники.
Совокупность этих причин и вызвала необходимость развертывания активной работы по реформированию Вооруженных Сил.