ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО

 

Тот, кто понимает взаимосвязи между частями вселенной, поистине мудр; он может получать пользу от высших созданий посредством звуков, вибраций и форм, уловляя дух того, кто вдали.

Синезий. О снах

 

…Вот что: «Или не зришь ты слепящего света, что исходит из гробницы Пророка?»

Лодовико ди Вартема. Путешествия

 

Леонардо переехал в тесный неприглядный домишко, который подыскал ему Зороастро. Дряхлые красные кирпичи были мягкими и крошились; скорее всего, они остались от разрушенной башни, срытой для «большей общественной безопасности», когда в 1250 году народ взял под контроль Синьорию. Старые укрепленные башни были некогда средоточием непримиримой вражды между партиями гвельфов и гибеллинов[47].

Плата оказалась на удивление низкой, да иной она и быть не могла при таком состоянии дома. Зато комнаты с высокими потолками, словно в утешение, хорошо держали свет, а из окон хоть немного, но была видна Арно. Такова была новая мастерская Леонардо, где он собирался создавать предмет своей гордости – механические чудеса.

По случайному совпадению дом стоял близ Понте Веккио.

Бывший учитель Леонардо будет его соседом.

Никколо вместе с Зороастро каждый день навещал маэстро Паоло дель Поццо Тосканелли. Зороастро обожал влиятельных знакомых, а мастерская Тосканелли была салоном для художников, путешественников, известных ученых и нового поколения интеллектуалов, что восставало против приверженцев старой науки.

– Тебя приглашают, – сообщил Зороастро, без стука входя в мастерскую Леонардо.

За ним, не переступая порога, стоял Никколо.

Леонардо сидел перед холстом и писал, точно во сне. Захваченный врасплох, он вздрогнул, и его кисть скользнула, смазывая черты сурового изможденного лица святого Иеронима. В этом полотне отразились вся горечь Леонардо и его желание уйти от мира. Он писал святого со старика, которого вскрывал в больнице: впалая грудь, жилистые плечи, тонкая шея, впалые щеки. У ног страдающего святого лежал рычащий лев. Мука и жертвенность.

То был вопль его скорби.

– Значит, ты все же решил снова взяться за кисть. – Зороастро скользнул по картине пренебрежительным взглядом. – Но после твоих прелестных Мадонн я никак не ожидал такого. Это заказ?

Зороастро был щегольски разряжен в пестрые шелка.

Леонардо вспыхнул, будто с него сорвали маску.

– Почему ты врываешься ко мне, даже не постучав? – холодно спросил он. – И кто это меня приглашает?

– Это не совсем приглашение, Леонардо, – сказал Никколо. – Маэстро добрый доктор справлялся о тебе. – Только любимцам Тосканелли было позволено называть его этим прозвищем. – В конце концов, ты все эти недели пренебрегал им.

– Пренебрегать маэстро невозможно, – сказал Леонардо. – Он все время находится в обществе.

– Тем не менее он жаждет твоего, – сказал Зороастро.

– А я не готов ко встрече с обществом. Будь я там, мне не потребовались бы твои услуги, чтобы продавать мои изобретения. И ты не наживался бы на мне и не носил бы этих богатых и безвкусных одеяний.

Зороастро как будто вовсе не был задет. Он поклонился и сказал:

– Но если бы я не был к твоим услугам, о чем ты говоришь так презрительно, у тебя не было бы ни этого прекрасного дома, в коем ты работаешь, ни собственных учеников, ни денег, ни поварихи.

Леонардо улыбнулся и покачал головой.

– Вот видишь? – спросил Зороастро. – Я прав. Так что снимай свой халат и одевайся, потому что у маэстро Тосканелли гость, который хочет тебя видеть.

Было очевидно, что Зороастро упивается предвкушением.

– Никко, передай Тосканелли мои извинения.

– Он велел сказать тебе, что здесь тот, кто одалживал тебе книгу о тайнах цветка, – сообщил Никколо. – Тот, кого зовут Кукан в Венце.

– А, Куан Инь‑ци, – сказал Леонардо. – Так он возвратился?

– Мы теряем время, – заметил Зороастро. – А опаздывать к доброму маэстро непочтительно.

– Зороастро, ты тоже приглашен на вечеринку к маэстро? – спросил Леонардо.

– Мы все приглашены, – запальчиво ответил Зороастро.

Леонардо хмыкнул.

– Так он не хочет принимать тебя без меня, так, что ли, Зороастро? Из доброго маэстро вышел бы отменный лавочник.

– Что ты имеешь в виду? – спросил Никколо.

– Как положено лавочнику, он хорошо знает своих посетителей. Ему отлично известно, что наш друг и компаньон не успокоится, пока не проникнет в ближайшее окружение маэстро. И не даст покоя мне.

Зороастро двинулся к двери, источая ледяную ярость.

– Не будь так уверен, маэстро художник. – Его голос, упавший до шепота, дрожал. – Тебе не всегда будет так просто унижать меня – и находить кредиты для исследований, которые столько же мои, сколь твои.

Леонардо удивленно взглянул на Зороастро. Не может же он, в самом деле, настолько принимать себя всерьез?

– Добрый маэстро сказал еще, что один султан проехал полмира, чтобы повидаться с тобой, – некстати вставил Никколо.

– Он сказал это тебе? – вопросил Зороастро. – Ну, если маэстро Тосканелли избирает наперсником дитятю, то без моего общества он вполне сможет обойтись.

И он удалился, уязвленный до глубины души.

Леонардо взглянул на фигуру святого Иеронима, страдавшего во тьме на холсте, посмотрел так, словно давал понять, что и Никколо и Зороастро являются лишь временной помехой. Он улыбнулся картине, как будто только святой на ней мог понять его. Корни поведения Леонардо уходили в слоистые каменные стены грота за домом его матери в долине Бончио. На миг Леонардо даже почуял затхлый запах сырой земли и сладостный аромат снадобий из черники и шалфея, тимьяна и мяты. Ребенком в той прохладной и душистой пещере он был счастлив.

– Идем, Никколо, – сказал он наконец, выходя из задумчивости. – Думаю, Зороастро уже настрадался всласть.

– Добрый маэстро просил также, чтобы мы привели Тисту, – сказал Никколо.

Хотя Тиста формально был учеником Верроккьо, тот позволил ему уйти с Леонардо.

– Зачем бы это?

Никколо только пожал плечами.

– Ты никак не связан с этим?

– Нет, Леонардо. Даю слово.

 

Леонардо, Никколо, Тиста и Зороастро пришли к Тосканелли незадолго перед заходом солнца.

Было еще не темно, но колокола Великолепного уже звонили. Мечи не обнажались, не горели сигнальные огни, но Флоренция жила как в осаде.

Казалось, фортуна отвернулась от города удачи. Убежденный, что Лоренцо в союзе с Карло Фортебраччо – кондотьером, который напал на папские области в Перудже, – Папа Сикст IV теперь открыто интриговал против Флоренции. Ходили также слухи, что король Неаполя Ферранте благословил флорентийских изгнанников в Ферраре на убийство Лоренцо. Те же слухи приходили и из Милана – так, во всяком случае, сообщал доверенный советник Лоренцо Джованни Торнабуони. И теперь, когда Пацци объединились с Папой, до заговора было рукой подать.

– Входи, Леонардо, ты припозднился, – сказал Америго Веспуччи, настежь распахивая дверь мастерской Тосканелли.

В этот миг из‑за угла вывернули трое Товарищей Ночи в черных рясах.

– Эй вы, там, стоять! – рявкнул один из вооруженных священников.

– Преподобные, – сказал Америго монахам‑воинам, – эти люди здесь по приглашению самого маэстро Тосканелли.

Старший из солдат кивнул и убрал руку с эфеса меча. К этому времени и Леонардо, и его спутники были уже в доме, вернее, в его маленьком дворике; в сумеречном свете правильные ряды готических окон и тонкие колонны создавали иллюзию высоты постройки.

Леонардо обнял Америго.

– Почему нас ждал ты? – спросил он. – Это же дело слуги.

– Не тогда, когда гости приходят после колокола.

– Ну, с Товарищами Ночи мог бы поговорить и любой из нас, – заметил Леонардо, – хотя бы тот же Зороастро.

Как ни противился Леонардо покидать свою мастерскую, сейчас ему было уютно, даже легко. Что в мире имело значение? Быть может, этой ночью ему удастся напиться. Утром ему будет худо, и к работе он вернется лишь после полудня. Леонардо засмеялся над собой, и Никколо тревожно нахмурился.

– Пожалуй, я сыт по горло Леонардовыми шуточками, – сказал между тем Зороастро и повернулся, в одиночку направляясь к выходу.

Леонардо схватил его за руку и оттащил с порога. Он понимал, что не должен бы высмеивать Зороастро перед Америго, на которого Зороастро всегда стремился произвести впечатление – без особого, впрочем, успеха.

– Прости, Зороастро, – сказал он, – я поступил дурно, прости. Это все из‑за моего дурацкого настроения. Идем, поднимемся вместе.

И Леонардо кивком попросил Америго показывать дорогу.

– Прошлой ночью Товарищи Ночи арестовали и избили племянника Сигизмондо делла Стуффа, – сказал Америго, словно для того, чтобы отсрочить подъем. – Его нашли сегодня утром – бесчувственного. Кажется, сейчас на улицах небезопасно даже для тех, кому покровительствуют Медичи.

– Здесь мы в безопасности, – сказал Леонардо. – А теперь идем, Америго, и представь нас гостям доброго маэстро.

– Просто идите наверх, – сказал Америго. – Я буду через пару минут.

– Так ты все еще стесняешься, – сказал Леонардо. – Идем с нами, составишь нам компанию. Ты всегда был самым блестящим из учеников маэстро.

Америго кисло улыбнулся:

– Только я никак не свыкнусь со своими достоинствами.

Тем не менее он повел их наверх, и Леонардо позволил все еще дувшемуся Зороастро идти впереди.

Когда они вошли в зал на втором этаже, Тосканелли стоял перед собравшимися и держал речь. С верхней ступени лестницы Леонардо видна была его спина. Тосканелли излучал энергию, что было большой редкостью в его мастерской. Его слушатели, все внимание, сидели на стульях с мягкими подушками. Бенедетто Деи и Пико делла Мирандола улыбнулись Леонардо, Куан Инь‑ци кивнул. Он был в пышных одеждах и цилиндрической, на китайский манер, шляпе. Бенедетто и Пико курили деревянные трубки длиной локтя по четыре, и их одеяния цветного шелка были подпоясаны витыми золотыми шнурами. Слуги в кафтанах и тюрбанах, стоя рядом с ними, набивали и раскуривали трубки.

На почетном месте восседал человек, которого когда‑то Симонетта представила как посла святейшего султана Вавилонии, – Деватдар Сирийский. Подле него стояли вооруженные слуги и несколько женщин, светлокожих и смуглых, в розовых платьях, шелковых головных уборах и узорчатых вуалях, только подчеркивавших красоту их удлиненных глаз. Деватдар обратил на Леонардо пронзительный, словно оценивающий взгляд.

Сидели там и другие, богатые и почтенного вида итальянцы; но все они казались бедняками рядом с роскошно одетым Деватдаром и его свитой.

– Леонардо, – сказал Тосканелли, поворачиваясь к нему, – приветствую тебя.

И он представил Леонардо Деватдару Демурдашу аль‑Каити, который чуть склонил голову и сказал:

– Так ты и есть Леонардо да Винчи. – Говорил по‑итальянски он хорошо, без акцента. Поблескивая в улыбке ровными красивыми зубами, он продолжал: – Я наслышан о тебе, мастер Леонардо, да, наслышан.

– Тогда у вас преимущество передо мной, – сказал Леонардо.

– Разумеется.

Деватдар поднялся, словно собираясь уступить свое место Леонардо. Он был огромен и внушителен: глубоко посаженные глаза, полные губы, бритые щеки и черные борода и усы. Те воины и женщины из свиты Деватдара, которые сидели вокруг него, разом вскочили, будто вознамерившись все стулья в салоне передать в распоряжение Леонардо, Никколо и Тисты.

Возникла мгновенная неловкость, и Тосканелли, заглаживая ее, воспользовался моментом, чтобы представить Леонардо, Никколо и Тисту другим гостям; похоже, особенно ему хотелось, чтобы Леонардо познакомился с его протеже из Генуи Христофором Колумбом и инженером Бенедетто д’Абакко, которого прозывали Арифметико.

Когда Леонардо, Тосканелли и Деватдар наконец уселись рядом, Тосканелли вздохнул, словно речь, произнесенная им для Деватдарау утомила его. Он вытер свой крупный нос и мягко взглянул на Леонардо.

– Леонардо, я позволил себе познакомить его светлость с твоими изобретениями и твоим письмом Великолепному.

– Я нашел их весьма интересными, – заметил Деватдар.

– О чем ты говоришь, маэстро Тосканелли? – спросил Леонардо.

– О твоих военных изобретениях: бронированных повозках, взрывающихся стрелах, машинах, что могут летать и сбрасывать гранаты на врага, чтобы убивать и вносить замешательство, – пояснил Деватдар. – О да, маэстро Леонардо, это очень интересное письмо. А если к тому же ты действительно можешь сделать все это, то будет куда как интереснее.

– Но как это письмо попало к тебе? – Леонардо обращался к Тосканелли, упорно пропуская мимо ушей слова Деватдара.

– В этом повинен я, Леонардо, – сказал Пико делла Мирандола. Говорил он глухо, обычно бледные его щеки горели. – Я знал о твоем письме и рассказал о нем доброму маэстро. Маэстро попросил показать ему письмо.

– А Лоренцо? – спросил Леонардо.

– Он считает тебя художником, Леонардо. Он не видит в тебе инженера.

– Но он же знает о моих изобретениях.

Пико засмеялся:

– Он – Лоренцо. Он сам выбирает, что знать и что видеть. А после смерти мадонны Симонетты…

– Леонардо, Пико, – вмешался Тосканелли, – вы неучтивы к нашему почтенному гостю.

– Вовсе нет, – возразил Деватдар. – Я вижу, маэстро Леонардо расстроен, и готов просить прощения, ибо в этом есть моя вина. Айше!

Женщина в вуали бесшумно подбежала к нему. На ней был длинный жилет с глубоким вырезом, обнажавшим половину полной груди. Меж грудей у нее была татуировка – сцепленные голубые круги; длинные изящные пальцы были красными от хны. Голову ее скрывала шелковая накидка, глаза были подведены. Хотя лица ее было не разглядеть – только темные блестящие глаза, – Леонардо решил, что она красива.

Деватдар заговорил с ней по‑арабски и кивнул на Леонардо.

– Маэстро Тосканелли был столь любезен, что позволил мне развлекать его и его гостей, – сказал Деватдар. – Я настаиваю, чтобы мне было разрешено возвратить часть тех почестей, которые он оказывает мне и моей свите всякий раз, когда я посещаю ваш прекрасный город. А потому сейчас вы попробуете наш кофе из Эль‑Ладикии, ароматизированный серой амброй, – пейте его, вдыхая дым из своих трубок.

– Этот дым дурманит, – сказал Пико, и Леонардо лишь сейчас понял, что его друг опьянен.

Человек, сидевший подле Мирандолы – его представили как Христофора Колумба, – тоже выглядел захмелевшим. Лицо его горело.

– Мы называем это снадобье гашишем, – сказал Деватдар. – Мне, когда дым наполняет мои легкие, нередко являются джинны. Ты их еще не видишь?

– Нет пока, – отозвался Христофор, покачивая головой. – Но сейчас еще сумерки, а им, наверное, нужна тьма. – Генуэзец по рождению, Колумб говорил по‑итальянски с легким испанским акцентом. С виду он был ровесником Леонардо – низкорослый, мускулистый, с грубоватыми чертами лица. – А ты, маэстро Леонардо, ты видел джиннов?

Леонардо неохотно принял трубку и кофе от женщины по имени Айше. Он сжал в ладони теплую чашку и взял трубку – лишь тогда Айше отошла от него.

Леонардо затянулся смолистым дымом, и у него перехватило дыхание. Из вежливости он снова приник к янтарному, инкрустированному золотом мундштуку трубки. Чувства его вроде бы не изменились, но вдруг ему стало тепло; и теплая точка в груди вроде бы расширялась…

И сам он вроде бы расширялся.

– Ну, маэстро Леонардо? – не отставал Христофор. – Ты видишь джиннов?

– Если и вижу, то не знаю этого, – сказал Леонардо. – Что такое джинны?

– Ты разве не читал «Тысячу и одну ночь», маэстро? – удивился Христофор.

– Он говорит о книге, где собраны тысяча и одна история, – пояснил Деватдар. – Повести очень древние. Там можно найти описание джинна. Но мессеру Христофору следовало бы сослаться на священный Коран. – Эти слова прозвучали откровенной насмешкой над Колумбом. – Пророк учит нас, что джинны сотворены из огня. Это отдельный род существ, как люди, ангелы и демоны. Джинны принимают разные обличья, человеческие тоже, – тут он глянул на Христофора, словно тот и был одним из таких вот джиннов, – могут появляться и исчезать.

– Маэстро Тосканелли убедил меня, что твои знания беспредельны, – сказал Христофор, обращаясь к Леонардо. – Я поражен, что ты мог оказаться в неведении относительно…

– Христофор! – вмешался Тосканелли. – Теперь неучтив ты. – Он обратился к Леонардо: – Мой молодой друг склонен к матросским шуткам. Он только что вернулся героем. Его корабль был подожжен в сражении при мысе Сан‑Висенте, но Христофор спас его и уплыл в Португалию.

– Героем, но с чьей точки зрения? – спросил Куан Инь‑ци. – Он бился на стороне португальцев против своей родины – Генуи.

– Вам это не по нраву? – спросил у него Христофор.

Куан смотрел на него в упор, словно разглядывая интересный, но тем не менее всего лишь природный феномен, вроде луны или солнца.

– Я не погиб потому, что избран Богом для исполнения божественной миссии, которая превыше народов и правительств.

– И что же это за миссия? – спросил Куан.

– Исследовать край света, причем никакие вычисления, ни одна карта в мире не помогут мне.

– А что же поможет? – Куан откровенно развлекался.

– Пророчество, – просто сказал Христофор. – Если вам требуется доказательство, что я честен, вы найдете его в Книге Исайи или в Первой книге Ездры.

Никколо наклонился к Леонардо и сказал:

– Он безумен.

– Тише, – отозвался Леонардо.

– Айше, – негромко позвал Никколо женщину, что приготовила трубку для Леонардо.

Она обернулась, и он попросил трубку для себя.

– Нет, Никколо, совершенно точно – нет, – сказал Леонардо.

– Я для тебя еще ребенок?

– Ты для меня не ребенок, – возразил Леонардо. – Но…

Он чувствовал себя пустым, словно высосанным, мозг его истончился. Гашиш струился сквозь него, обволакивая легкие, замедляя ток крови и превращая ее в дым.

Айше что‑то сказала Деватдару по‑арабски, а он, в свою очередь, обратился прямо к Никколо:

– Да, сын мой, ты конечно же можешь сколько угодно вдыхать дым и пить кофе, но вот твой младший друг Тиста не должен пробовать ничего, кроме еды: ему уготована нами особая роль.

Слуга Деватдара готовил трубку для Никколо; Леонардо посмотрел на посланника калифа.

– Добрый маэстро… – начал он, привставая.

Но Деватдар наклонился к Леонардо и прошептал:

– Не тревожься о своем подопечном, маэстро, он получит только крепкий табак.

Никколо между тем затянулся – и тут же закашлялся. Несколько человек в тюрбанах рассмеялись и принялись переговариваться по‑арабски. Лицо Никколо вспыхнуло. Он уставился в пол, и Леонардо, сидевший рядом, потрепал его по плечу.

– У меня тоже першило в горле, – сказал он тихо. – Ужасная гадость, верно?

Леонардо казалось, что у него слипаются внутренности, зато зрение обострилось необычайно.

– Готов ли твой юный друг? – спросил Деватдар.

– Никколо, он обращается к тебе, – сказал Леонардо.

Никколо повернулся к Тисте, и тот кивнул.

– Да. Но к чему он должен быть готов, шейх Деватдар?

– А это, мой юный синьор, ты скоро узнаешь.

Деватдар поднялся и повел Тисту в другую комнату, где на подставке была приготовлена жаровня, полная углей и благовоний. За ними потянулись остальные. Деватдар кивнул Айше, и она раздула угли; он в это время нацарапал что‑то на листке бумаги и тут же разорвал его в клочки.

Комната быстро наполнилась дымом и тяжелым приторным запахом ладана и семени кориандра.

Леонардо трудно было дышать, и он гадал, испарения каких еще трав и снадобий он вдыхает. Он чувствовал себя связанным. Все его чувства обострились; он слышал каждый шепот и вздох, чуял все оттенки запахов, видел похожие на людей тени.

Джинны…

Тиста, стоявший рядом с жаровней, закашлялся. Когда кашель прошел, Деватдар сказал:

– Мой добрый друг маэстро Тосканелли поведал мне, что из его студии было похищено несколько важных предметов, в том числе ценная латунная астролябия. Я обещал продемонстрировать, как может истинная магия помочь отыскать вора. В конце концов, это наименьшее, что я могу сделать для своего любезного хозяина. – Он взглянул на Тосканелли и с улыбкой поклонился. – Добрый маэстро не верит в магию… пока.

Леонардо обвел взглядом комнату – вокруг стояли многие слуги и ученики Тосканелли.

– Для этого вам и нужен был ученик маэстро Андреа? – спросил Пико делла Мирандола.

– Я ученик Леонардо да Винчи! – возразил Тиста.

Пико поклонился мальчику.

– Прости за ошибку.

– Для успеха опыта, – сказал Деватдар, – мне надобен мальчик, не достигший зрелости, либо девственница, либо беременная женщина. Есть здесь девственницы или беременные? Думаю, таковых нет. Мастер Никколо был так любезен, что привел сюда своего юного друга Тисту. А теперь, если у кого‑то есть замечания…

– Продолжай, – сказал Тосканелли. – Все замечания могут подождать до окончания демонстрации.

Деватдар велел Тисте сесть в приготовленное для него кресло. Айше поворошила угли в жаровне и добавила ладана – и тогда Деватдар, взяв ладошку мальчика и сложив ее чашечкой, налил туда немного чернил. Все еще удерживая руку мальчика в своей, он сказал:

– Тиста, видишь ли ты отражение лица в чернильном зеркале?

– Да, ваша светлость…

Тисту затрясло.

– Ты не должен поднимать головы, не должен кашлять – только смотреть в зеркало. Ты понял?

– Да…

Деватдар начал бросать на угли приготовленные клочки бумаги, снова и снова повторяя при этом заклинание. Леонардо мог разобрать лишь два слова: «таршун» и «тариошун». Клочки сгорали, исходя едким дымом. Стряхнув на угли последний клочок, Деватдар помахал рукой, направляя дым прямо в лицо Тисте.

Леонардо поперхнулся, потому что дым заполнил, казалось, всю комнату. Он осторожно, медленно перевел дыхание. Запах ладана пропал. Жаровня источала вонь – мерзкую, нескрываемую. Леонардо чувствовал себя как во сне. Теперь и вправду могли являться тени, плясать и обращаться в духов – чистых и нечистых.

– Не тревожься, Леонардо, – прошептали у него за спиной. – Твой разум скоро очистится. Я видел уже эту магию Деватдара. Он поощряет своего джинна помогать ему. Открыто он заявляет, что они – духи чистые, но порой признает, что нет.

Леонардо обернулся и увидел Куана Инь‑ци.

– Ты прочел книгу, которую я тебе оставил? – спросил Куан.

– Да, – сказал Леонардо.

– А помнишь ты наш разговор о существовании будущего вещей и святом Августине?

– Да.

– Тогда понаблюдай за фокусом Деватдара. Это лишь демонстрация памяти.

– А теперь, – продолжал Деватдар, – видишь ли ты свое лицо в чернильном зеркале?

– Нет, – отвечал Тиста, дрожа.

– Тогда скажи нам, что ты видишь.

– Свет. Очень яркий.

– Откуда он исходит?

– Из гробницы.

– А где гробница?

– В здании. Очень далеко.

– Это гробница Пророка?

– Да.

– Из чего сделана эта гробница?

– Не знаю.

– Она парит в воздухе?

– Нет, – сказал Тиста, голова его чуть качнулась, словно он заглянул в ладонь, которую крепко держал Деватдар.

– Он испытывает мальчика, – прошептал Леонардо Куан Инь‑ци. – Многие верят, будто гроб Пророка сделан из металла и парит над землей.

– Но каким образом?..

– С помощью магнитов.

– Он подсказывает Тисте, – сказал Леонардо.

– Что еще ты видишь? – спросил Деватдар.

– Человека… старца. Он одет как ты. В зеленое.

На Деватдаре были прорезной шелковый жилет, кафтан и зеленый тюрбан, означавший, что он – последователь пророка Мухаммеда.

– Этот человек – святой?

Тиста кивнул.

– Что он говорит тебе?

Тиста резко дернулся, но Деватдар удержал его руку.

– По‑моему, хватит, – сказал Леонардо.

– Ему ничего не грозит, – сказал Куан. – Дай шейху еще немного времени.

Никколо, стоявший подле Леонардо, схватил его руку и крепко сжал.

– Тиста, – сказал Деватдар, – ответь мне.

Тиста забормотал, затем не то запел, не то завыл:

– Лалала‑иллалла‑илалла‑лала…

– Ты хочешь сказать: «Ла ила илла Аллах»?

Мальчик кивнул.

– Ты знаешь, что это значит?

– Нет, шейх.

Деватдар обратился к находившимся в комнате:

– Мальчик цитирует первую строчку символа веры Ислама: «Ла ила илла Аллах» – «Нет Бога, кроме Аллаха».

Все разом заговорили, но Деватдар поднял руку, и стало тихо.

– Теперь, Тиста, сядь рядом со святым, – велел Деватдар. – Ты сидишь?

Тиста кивнул. Хотя голова его была склонена, словно он смотрел в чернильную лужицу у себя на ладони, глаза оставались закрыты.

– Он знает, кто похитил астролябию маэстро Тосканелли. Он знает также, что еще было похищено у маэстро. Спроси его. – Деватдар сделал паузу. – Ну?..

– Были украдены флорин и другие монеты… серебряные. Я не знаю сколько. А еще – увеличительное стекло.

– Я искал его, – заметил Тосканелли. – Думал, что засунул куда‑нибудь.

– Теперь скажи нам, кто украл все эти вещи.

И опять Тиста ничего не ответил. Он тяжело обмяк в кресле и, казалось, спал.

– Тиста, отвечай сейчас же.

– Я не знаю.

– Ты все еще видишь святого?

– Да.

– Спроси его. Он поможет тебе. – И снова после паузы Деватдар спросил: – Ну?..

Тиста, запинаясь, дал общее описание, которое могло подойти к любому из стоящих вокруг учеников.

Леонардо покачал головой, а Куан легко коснулся его плеча.

– Терпение, друг мой. Хотя, быть может, на сей раз ты и окажешься прав. Это колдовство не всегда срабатывает.

– Что еще ты видишь? – спросил Деватдар.

– Только старца. Я сказал, что он говорит. Это все.

– Спроси его снова, этого недостаточно. Тиста, ну же! Спрашивай!

– Он говорит, у юноши черный зуб. Юноша носит кувшин и веревку.

Тут Тиста открыл глаза, и Деватдар проговорил:

– Продолжай смотреть в зеркало. Не отводи глаз от зеркала. – Потом он спросил Тосканелли: – Подходит описание вора к кому‑нибудь из твоих учеников?

– Нет, – сказал Тосканелли, – но я знаю, кто это.

– И кто же?

– Его нет в этой комнате. Он ученик Маттео Микьеля и часто приносил мне инструменты.

– Как ты догадался, кто это такой, по описанию Тисты? – резко спросил Леонардо.

– Все гончары и веревники в ведении Маттео, а Тиста описал юношу с кувшином и веревкой, – пожал плечами Тосканелли. – К тому же у него и впрямь черный зуб. – Он повернулся к одному из стоявших у двери учеников. – Он ведь твой приятель, Уго?

– Да, маэстро, – сказал юноша.

– Тебе что‑нибудь известно об этом деле?

– Нет, маэстро… я только знаю, что он сбежал от своего мастера. Это все, что мне известно, клянусь кровью Христовой, это правда!

– Да‑да, – сказал Тосканелли, – я тебе верю. Не волнуйся.

– Хочет ли кто‑нибудь еще узнать что‑то о человеке, живом или мертвом? – спросил Деватдар.

Бенедетто д’Абакко пожелал спросить о своем отце. Тиста описал человека в странной позе: руки прижаты к голове, одна нога приподнята, а другая стоит на земле, словно он поднимается со стула.

– Все так! – восторженно подтвердил Бенедетто. – У него бывали сильные головные боли, и он именно так держался за голову. И у него не гнулось колено. Ребенком он упал с лошади.

Деватдар спросил Тосканелли, есть ли у него еще вопросы для Тисты.

– Думаю, с мальчика довольно, – отказался Тосканелли.

– Да, конечно, – сказал Деватдар. – Но прежде чем его видения потускнеют, быть может, маэстро Леонардо пожелает что‑нибудь спросить у мальчика?

Он смотрел на да Винчи прямо, с вызовом.

«Симонетта», – подумал Леонардо.

– Мессер, ты слышишь меня? – спросил Деватдар.

– У меня нет вопросов к моему ученику, который, кажется, спит.

– Уверяю тебя, это отнюдь не так. Тиста, ты слышишь меня?

– Да.

– Думай о своем маэстро, о Леонардо. Что ты видишь в зеркале?

Тиста дернулся, глаза его расширились, он неотрывно смотрел в ладонь, которую держал Деватдар. Мальчик снова был испуган.

– Что ты видишь? – спросил Деватдар.

– Все темно.

– Скоро потемнеет. Но пока еще не темно. Что ты видишь?

– Огонь. Он окружает тебя, Леонардо! – Тиста уже почти кричал. – И кто‑то еще… там есть кто‑то еще! – Тиста вскочил, отшатнулся от Деватдара, выдергивая руку. – Я падаю! – вскрикнул он, простирая руки. – Помогите!

Леонардо кинулся к мальчику и держал его, покуда тот не затих. Через несколько минут Тиста огляделся, словно только что проснувшись. Вид у него был озадаченный.

– Что ты видел? – спросил Деватдар. – Почему падал? Откуда?

– Довольно, – сердито сказал да Винчи, становясь между мальчиком и Деватдаром. – Вы не должны были позволять этого, маэстро, – упрекнул он Тосканелли.

Деватдар склонил голову и извинился перед Леонардо, но все же не оставил попыток заставить Тисту описать то, что он видел.

– Ты наверняка помнишь зеркало, – говорил Деватдар. – Просто сосредоточься.

Похоже, он был искренне тронут, словно все произнесенное Тистой касалось именно его.

Тиста изумленно глянул на Леонардо.

– Маэстро, я не помню никакого зеркала.

 

Деватдар дожидался да Винчи наверху, в личных покоях Тосканелли. Он сидел за длинным столом, заваленным чертежами и картами.

– Прими мои искренние извинения, маэстро Леонардо, – сказал он, опуская карту, разрисованную зверями и чудищами. – Я не хотел пугать твоего ученика, но я и никогда прежде не видел, чтобы на зеркало так реагировали. Хоть мальчик и утверждает, что ничего не помнит, но он что‑то видел. Я бы последил за ним повнимательнее, чтобы с ним не случилось беды.

Леонардо остановился в дверях.

– Как вы думаете, что он видел?

Деватдар пожал плечами:

– Будущее, без сомнения.

Леонардо из почтения кивнул.

– Но мы встретились здесь не поэтому, – продолжал Деватдар, жестом приглашая Леонардо сесть рядом. – У меня есть для тебя предложение.

– Какое?

– Ты можешь сделать все, о чем говорил в письме к Великолепному? Можешь построить такие военные машины? Или ты просто хвастал?

– Это правда.

– Тогда, возможно, у меня найдется для тебя работа, если ты пожелаешь попутешествовать и пережить приключения. – Он помолчал. – Мне нужен военный инженер. Маэстро Тосканелли сказал мне, что эта должность может тебя заинтересовать.

– Нет, – сказал Леонардо. – Он ошибается. Моя жизнь и работа – здесь. Я никуда не уеду.

Деватдар пожал плечами:

– Мы ведем войну с захватчиком, что коварно вторгся на наши пограничные земли. Мы сможем хорошо заплатить тебе и обеспечить тебя деньгами, людьми и всем необходимым для постройки твоих бомбард и летающих машин.

– И кто же этот захватчик?

– Один из сыновей Великого Турка Мехмеда, который является исконным врагом равно христиан и арабов. Сына зовут Мустафа. Ты наверняка слышал о нем.

Леонардо чуть покачал головой, уверенный, что Деватдар разыгрывает его.

– А где идет война?

– В землях, что вы зовете Киликией. Но пока это не большая война, а скорее стычка. И для тебя это будет своего рода проверка.

– И если я ее выдержу…

– То сможешь получить больше людей и власти, чем твой герцог Лоренцо, – сказал Деватдар. – Но сперва ты должен принять решение.

Не принимая вызова, Леонардо спокойно смотрел на Деватдара.

– И покинуть край, где претерпел столько унижений.

 

Глава 16