Вопрос № 2. Эксплуатация складских трубопроводов.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ частичного и полного обследования резервуаров
Вид хранимого нефтепродукта | Срок эксплуатации резервуара | Периодичность полного обследования с выводом из эксплуатации | Периодичность частичного обследования без вывода из эксплуатации |
Бензин | Более 20 лет | Один раз в 3 года | Один раз в год |
Менее 20 лет | Один раз в 5 лет | Один раз в 2,5 года | |
Дизельное топливо, топливо для реак-тивных двигателей | Более 20 лет | Один раз в 4 года | Один раз в 2 года |
Менее 20 лет | Один раз в 7 лет | Один раз в 3 года |
При подготовке зачищенного резервуара к ремонту с ведением огневых работ производится анализ воздуха в резервуаре с целью определения взрывобезопасной концентрации паров нефтепродуктов и оформляется акт о готовности резервуара к проведению огневых работ.
При подготовке к ремонту казематных резервуаров производится проветривание казематов, анализ воздуха с целью определения концентрации паров нефтепродуктов производится в резервуарах и их казематах.
Перекачка горючего производятся по стационарному трубопроводу, который на войсковых складах горючего прокладывается, как правило, заглубленно с непрерывным уклоном в сторону резервуаров с горючим или зачистных резервуаров, что обеспечивает их полное самотечное опорожнение.
Перед каждой перекачкой, но не реже двух раз в месяц, производится технический осмотр технологических трубопроводов (проверяются целостность труб, герметичность стыков, исправность запорно-регулирующей арматуры, состояние фильтров-отстойников, компенсаторов, опор, положение труб на опорах).
На каждый трубопровод, проложенный стационарно, должна быть составлена градуировочная таблица (акт вместимости по участкам).
Все фланцевые соединения трубопроводов должны быть плотно затянуты на прокладках из бензомаслостойкого материала.
Задвижки перед установкой тщательно притираются и проверяются на плотность.
Задвижки и вентили следует открывать и закрывать медленно, чтобы избежать гидравлического удара и повреждения трубопровода, после приема и выдачи горючего задвижки на трубопроводах закрываются и пломбируются (или опечатываются). Шпиндели задвижек и вентилей своевременно смазываются.
Профилактический осмотр (планово-предупредительное обслуживание) с разборкой задвижек и вентилей проводится не реже двух раз в год, в том числе обязательно при подготовке склада к работе в осенне-зимних и весенне-летних условиях.
В процессе эксплуатации складских трубопроводов особенно важно не допускать повышения давления в трубопроводе сверх установленного, проверять плотность соединений трубопровода внешним осмотром и по показаниям манометра на напорном патрубке перекачивающего насоса, своевременно набивать сальниковой набивкой уплотняющие узлы задвижек и периодически их подтягивать.
Следить, чтобы в трубопровод не попадала вода, так как замерзание воды приводит к размораживанию трубопровода.
Трубопроводы войсковых складов горючего заканчиваются, как правило, резинотканевыми рукавами для подсоединения их к мотонасосным установкам и автотопливоцистернам.
При ремонте трубопровода рекомендуется использование пластмасс на основе эпоксидных смол. В случае устранения течи нефтепродуктов сваркой трубопровод освобождается от горючего и подготавливается к ремонту.