Вопрос 1 Основные принципы организации коммуникативно-информационного пространства
Свобода слова как нормативный
принцип деятельности СМИ
Принцип свободы слова возникает как основа деятельности прессы, борьба за реализацию которого оказывается центром противостояния государства и гражданского общества, а пресса выступает его рупором.
В основе всех современных дискуссий о роли масс-медиа в обществе лежат представления и подходы, сформировавшиеся в XVII— XIX вв. в борьбе за осуществление идей о свободе слова и свободной прессе, направленные на защиту интересов и свобод граждан от чрезмерного и репрессивного контроля государства. В недрах формирующегося в этот период в Европе, прежде всего в Англии, гражданского общества вызревает новое историческое образование — публичная сфера (см. гл. 2), в рамках которой и формируется общественность, обладающая собственным, нередко отличным от властного, мнением. Роль выразителя и защитника общественного мнения перед лицом власти берет на себя именно свободная пресса. Для утверждения статуса отдельной науки или отрасли, какой является социология коммуникации, важным моментом следует считать сам характер процесса обособления секторов знания. Так, известно, что мышление по своей природе предполагает абстракции, абстрагирующую деятельность. Но оказывается, что абстрагируются не только от несущественного. В становлении социологии коммуникации существенным оказалось абстрагирование от всего, что лежит за механизмами коммуникативно-информационного пространства. Разделение сфер исследования в науках означает исключение из компетенции каждой науки того существенного, что составляет предмет (объект?) исследования других наук. Науки не могут обойтись без разделения труда [Стеклова И.А. с.96] (Стеклова И.А. Наука среди форм познания / И.А. Стеклова // Социально-гуманитарные знания. – 2003. №1. – С.94-105). Выручить в данном случае может творческое использование знаний пограничных свойств наук, их соотношений.
Возникающее гражданское общество обретает свое социально-философское обоснование в идеях раннего либерализма (Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – политическая теория, отстаивающая свободу личности, частного предпринимательства и демократически-республиканскую форму правления). Основными представителями либералдизма были английские мыслители: поэт и политический деятель Джон Мильтон, философы Джон Локк, Иеремия Бентам и Джон Стюарт Милль. Именно в их трудах идеи свободы слова и печати впервые обретают своё теоретическое выражение.
Обычно выделяют четыре основных типов аргументов, фиксирующих историческое развитие принципа свободы выражения мнений (свободы слова).
1. Теологический тип аргументов. Теология (гр. theos – бог + logos – учение) – систематическое изложение вероучения, в данном случае христианства, обосновывающее с помощью рациональных доказательств его истинность и необходимость для человека. Теологический характер аргументации Д. Мильтона определялся ролью религии как высшего авторитета в этот период. аргументы, сформулированные Джоном Мильтоном (1608–1674), автором поэм «Потерянный рай» и «Возвращенный рай», в середине XVII в. Бог наделил каждого человека разумом, способностью самостоятельно мыслить и восприятием напечатанного, а ограничение свободы печати лишает человека возможности жить по-христиански. Цензурные ограничения и запреты входят в противоречие с дарованными свыше возможностями делать самостоятельный, основанный на собственной совести, выбор между добром излом. Испытание же противоположными мнениями лишь способствует совершенствованию добродетельной личности.
Именно Мильтону принадлежат столь современно звучащие понятия, как «рынок идей» и «процесс возвращения к истине». «Пусть все, у кого есть, что сказать, получат свободу выразить себя... Правительство не должно вмешиваться в эту борьбу [мнений] и оказывать влияние на шансы той или иной стороны. И даже если ложные мнения могут одержать временную победу, то, что истинно, призвав на защиту дополнительные силы, в конце концов выживет через процесс возвращения к истине» [ Цит. по: Черных А.И. с.125 ] (Мильтон Д. О свободе печати (Ареопагитика) / пер. с англ. М., 1907. С. 45.Цит. по: Черных А.И. Социология массовых коммуникаций / А.И. Черных. – М.: Изд. Дом ГУ – ВШЭ, 2008. – С.125
2. Философское обоснование свободы печати как производной
от естественных прав личности принадлежит Джону Локку (1632–1704), создателю первой теории «разделения властей» на исполнительную, законодательную и судебную. Аргументация Локка такова: поскольку человек от рождения наделен естественными правами в вопросах веры, то он не может отказаться от них в политической сфере. Центром власти, по Локку, является воля народа, а не государства, Человек свободен осуществлять свои естественные права вопреки государству. Одним из естественных прав выступает свобода печати.
Именно свобода печати способствует установлению добродетельного правления, противодействуя парламентской лжи и всевлас-
тию правительства. В процессе завоевания прессой свободы печати постепенно формируется общество, в котором господствует закон (право).
3. Аргументы в защиту свободы печати получили дальнейшее развитие в философско-этической концепции утилитаризма (утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода) – учение, признающее пользу или выгоду критерием нравственности), создателем которой является Иеремия Бентам (1748–1832). Утилитаризм утверждает, что наилучшими являются те законы и то правительство, которые обеспечивают максимум счастливой жизни как можно большему числу граждан. Один из важнейших инструментов достижения этого состояния – именно свободная печать, поскольку она противодействует деспотическому правлению, содействует принятию и применению законов в интересах большинства, контролирует деятельность бюрократии и делает достоянием гласности факты общественной жизни.
4. Эпохальную роль в развитии либерализма сыграли идеи последователя И. Бентама утилитариста Джона Стюарта Милля (1806–1873), автора знаменитого трактата «О свободе». Под свободой Милль понимал право каждого человека думать и поступать так, как ему хочется, если он при этом никому не наносит вреда. Общество может добиться того, чтобы наибольшее число людей наслаждалось «наибольшим возможным количеством счастья», если даст им право думать и действовать самим. Только свободный обмен мнениями между гражданами, считал он, позволяет достичь истины.
Дж. С. Милль предложил трёхступенчатую аргументацию, демонстрирующую важность столкновения мнений, т.е. их свободного обмена, или критики, для развития общества, в ходе которого истина упрочивает свои позиции: 1) Замалчиваемые правительством как «неверные», мнения могут на деле соответствовать фактам реальной жизни, поэтому цензурирование мнений представляет собой отрицание их потенциальной истинности; 2) Даже ложное (ошибочное) мнение, утверждал Милль, несет в себе некоторую долю истины, а потому истина может быть выявлена только через столкновение мнений, что невозможно без свободы печати; 3) Если истинный взгляд не будет встречать критики, то со временем он может переродиться в предрассудок. Поэтому печать – союзник истины, ее нельзя ограничивать и цензурировать. Таким образом, Милль переходит от общей идеи свободы к конкретной свободе выражения мнений, что нашло свое отражение в часто цитируемом отрывке из его трактата «О свободе»:
«Если бы все человечество, кроме одного человека, придерживалось одного мнения, и только один человек придерживался противоположного мнения, у человечества было бы не больше оснований заставлять этого единственного человека молчать, чем у этого человека, будь у него власть, были бы основания заставить замолчать все человечество» [ Цит. по: Черных А.И. Соц. масс х ком-й с.127 с. (Милль Дж.С. О свободе // Утилитаризм. О свободе / пер. с англ. СПб.: Тип. (быв.) A.M. Котомина, 1882. С.176-177].
Эти аргументы суммировал Томас Джефферсон (1743–1826) – один из «отцов-основателей» Северо-Американских Соединенных Штатов и создателей единственной в мире конституции, базирующейся на принципах либерализма. Главную задачу правительства он видел в создании и поддержании строя, при котором личность способна добиваться поставленных ею целей. По его мнению, даже если отдельные граждане и могут заблуждаться, то большинство, группа, непременно найдет правильное решение при условии, что члены общества являются образованными и информированными. Основным инструментом образования и информирования Джефферсон считал прессу.
Таким образом, для всех этих мыслителей свободное выражение мнений через прессу является принципиальным условием формирования просвещенного общественного мнения, инструментом контроля и противодействия возможным злоупотреблениям и нарушениям со стороны правительственных органов. Расходясь в аргументации, представители ранней либеральной мысли были единодушны в главном: свободная и независимая пресса — гарант от проявлений деспотизма власти государства.
Практическая реализация этих идей заняла несколько веков, превратившись (без преувеличения) в битву за свободу печати в стране первой демократии — Англии. В английском «Билле о правах» 1689 г. печать вообще не упоминалась. Первым этапом этой борьбы стало требование о снятии законодательного запрета на публичную информацию о деятельности парламента, в частности о парламентских дебатах. Начало этой борьбе за «открытие» парламента для прессы положил в 30-х годах XVIII в. лондонский издатель Эдуард Кейв, помещавший в своем журнале Jentelmen's magazine сообщения о парламентских прениях, за что несколько раз попадал в тюрьму. Когда отношения с властями обострились до предела, Кейв придумал страну Лилипутию, куда и «перенес» английский парламент, наделив его членов вымышленными именами, легко поддававшимися расшифровке, и стал публиковать репортажи под заголовком «Прения в сенате Лилипутии», что позволял закон, запрещавший выдавать секреты деятельности парламента. В 60-е годы XVIII в. эстафету подхватил Джон Вилке — издатель газеты North Britain, сумевший привлечь к этой борьбе лондонскую бедноту. В итоге этого единоборства, длившегося около 40 лет, парламенту пришлось уступить, признав в 1771 г. право прессы сообщать о прениях, происходящих в обеих палатах английского парламента.
Это была первая победа прессы над государственной властью, позволившая ей почувствовать свою силу, источником которой фактически являлось общественное мнение, и в определенном смысле стать «над» государственной властью, открыто обсуждая (и нередко осуждая) действия последней. Именно в этот период возникает понятие «четвертой власти»1, или четвертого сословия (fourth estate), наряду с ленд-лордам и, крестьянами и ремесленниками, как фигурального обозначения прессы — газет, журналов и других массовых печатных изданий, — отражающего степень ее влияния на государство и общество в целом.
В американском «Билле о правах» (Bill of Rights) — первые десять поправок к Конституции США, внесенные в 1789 г. и ратифицированные 15 декабря 1791 г., — вобравшем в себя исторический опыт защиты прав личности в Англии, права прессы по отношению к власти были зафиксированы еще более выразительно. Билль предусматривал свободу слова, печати, собраний, вероисповедания наряду с Впервые этот термин применил видный политический мыслитель, англичанин Эдмунд Берк (1729—1797), считающийся «отцом» консерватизма (от лат. conservare — охранять, сохранять), противостоящего либеральному течению политической мысли.
неприкосновенностью личности, личного имущества и личных бумаг, и до сих пор считается гарантом свободы информационной деятельности в демократическом обществе, представляющем собой, по широко цитируемому выражению Авраама Линкольна, «власть народа для народа, осуществляемую народом». Запрет на принятие законов, ущемляющих свободу слова и печати, укреплял общественный статус печати как «сословия», получившего права на «четвертую власть» в государстве наряду с тремя другими ее формами — законодательной, исполнительной и судебной.
Интересно, что в России в XIX в. о прессе будут говорить как о «шестой державе», ставя ее в один ряд с великими державами того времени — Англией, Францией, Россией, Австро-Венгрией и Соединенными Штатами Америки. Первые школы российской журналистики, возникшие в начале XX в., как раз и пропагандировали эту концепцию Можно сказать, что в понятии четвертой власти нашло свое отражение признание роли и значения прессы как со стороны общества, так и со стороны власти. О понимании данного обозначения самими журналистами и практических последствиях этого речь пойдет ниже.
Резюмируя, можно сказать, что именно идея свободы прессы стала центральной в постепенно формирующемся — в ходе дискуссий — наборе принципов, составивших нормативный базис развития и функционирования средств массовой коммуникации в западных странах. И хотя эти принципы и сегодня выступают как институциональный базис деятельности медийных структур, однако следует признать, что нормативные составляющие классической идеи свободы печати слабо отражают коммуникационные реалии современности. Проанализируем выдвинутый тезис.
Порядки знании – информационная основа социальных институтов
Последствием возникновения «общественности», этой бархатной революции – бархатной в том смысле, что она происходила без явно выраженных социальных потрясений, и революции в том смысле, что именно на ее основе сформировался политический плюрализм информационной эпохи, — является возникновение целого ряда так называемых «порядков знаний», где каждый из «порядков» имеет свою особенную «конституцию».
Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт
Автор концепции «порядков знания» немецкий философ Г. Шпи-нер понимает под порядком знания своеобразный способ порождения, передачи и получения информации, имеющий собственные специфические регулятивы1. Фактически у Шпинера речь идет об информационной стороне социальных институтов, где каждому порядку знаний соответствует собственная область или сфера социальной жизни. Система информационно-познавательных регулятивов деятельности СМИ как социального института наиболее адекватно описывается в терминах «конституционно-правового» или «публично-правового» порядка знаний, анализ которого будет сделан в конце данной главы.
Предложенная Г. Шпинером теория представляется на сегодня наиболее адекватной реалиям «информационного общества», давая конкретные объяснения особенностям функционирования смыслообра-зующей составляющей всех его сфер — знания как такового.
Шпинер выделяет восемь современных «порядков знаний»2.
1.Академический порядок, где реализуются классические принципы свободы знания и преподавания.
2.Архивно-библиотечный порядок, служащий для сохранения документированного знания.
3.Конституционно-правовой порядок, ориентированный на обеспечение свободы мнения, информационных и прочих, связанных со знаниями, прав личности.
4.Экономический порядок, где знания коммерциализированы и рассматриваются в качестве товара.
5.Технологический порядок, где обеспечивается техника изготовления и «процессирования» знаний.
6.Бюрократический порядок, где сосредоточены документы и данные, управляемый в согласии с определенными принципами, которые локализованы где-то «между служебной тайной и демократической открытостью».
7.Военно-полицейский порядок—для особого рода знания, связанного с проблемами безопасности, — техническое, бюрократичес-
1 Spinner H. Die Wissensordnung. Ein Leitkonzept fur die dritte Grundordnung
der Informationszeitalter. Opladen: Leske + Budrich, 1994.
2 Spinner H. Op cit. S. 16-17.
2.4. Порядки знании
— информационная основа социальных институтов
кое, политическое тайное знания для потребностей правительства, военных ведомств, секретных служб.
8. Национальный/интернациональный порядок, обеспечивающий внутригосударственный и, соответственно, международный поток новостей, содной стороны, и развлекательной информации — с другой, функционирующий, прежде всего, через посредство масс-медиа.
С целью иллюстрации подхода Шпинера ниже приведем образец «спецификации» нескольких порядков знаний. Самые важные, с точки зрения наших интересов, порядки — порядок общественного мнения и международный информационный порядок — будут рассмотрены далее.
Архивно-библиотечный порядок. Социальной функцией этого порядка является сохранение знания в противоположность его производству, расширению и увеличению, которые составляют задачу академического порядка. Как всякий порядок знания, архивно-библиотечный имеет собственные нормы. Это, во-первых, требование обеспечивать накопление и сохранность документов (в основном выступающих В письменной форме) или книг без потери информации и изменения содержания; во-вторых, стремление обеспечить максимальную полноту и верность воспроизведения исторически складывавшихся ступеней знания. Последнее не имеет отношения к правильности или неправильности, истинности или неистинности накапливаемой информации. 'Этим архивно-библиотечный порядок отличается от академического, норма которого — стремление к истинному, верному, обоснованному и В прочих отношениях «надежному» знанию. Архив и библиотека, в принципе, индифферентны по отношению к истине.
Следующее отличие состоит в том, что академия (наука) продуцирует «свое» знание, а архив питается «чужим» знанием, не стремясь его освоить, а предоставляя по желанию как ученым, так и неспециалистам, которые его осваивают, производя на его основе собственное знание. (Хотя сама архивная деятельность, состоящая в систематизации и классификации документов и книг привела к выработке прикладной научной дисциплины «архивоведение» или «библиотековедение», идеально-типическое различие между архивно-библиотечным и академическим порядками знания сохраняется как различие между «идеей архива» и «идеей науки».)
Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт
Возникновение архивно-библиотечного порядка знаний — не архивирования как рода деятельности, а именно порядка, стоящего в одном ряду с другими порядками, — связано с эпохой модерна, в особенности с характерным для этого периода изменением общественного сознания («онаучиванием» общественной жизни) и ростом авторитета знания, которое стало рассматриваться как нечто, достойное сохранения само по себе, в «чистом» виде, а не применительно к конкретным жизненным целям и интересам. Другой причиной заведения архивов оказался также пришедшийся на время модерна резкий количественный рост знания, которое уже не в состоянии было сохраняться и передаваться на биологических «носителях» — в человеческом сознании, — как это происходило в традиционную эпоху.
.Хотя по особенностям организационного устройства архивы и библиотеки близки к науке, т.е. управляются, как правило, специалистами-историками и используются для целей развития знания, они не ориентированы (в отличие от академических организаций) на прогресс познания. Шпинер отмечает: «В то время как исследовательский императив академического порядка знаний направлен на (неосуществимую) задачу достижения предела, конца познания, сохрани-тельный императив архивно-библиотечного порядка нацеливает на удержание в памяти общества начала познавательного процесса»1.
Экономический порядок знаний включает в себя процессы использования и применения знания как 1) производительной силы, 2) орудия принятия решений и 3) товара. Он не чужд академическому порядку, ибо использует теоретическое знание, но только в том случае, если имеется возможность его практического применения либо продажи. Институциональной основой этого порядка знаний являются коммерческие механизмы самых разных сфер деятельности, прежде всего, разумеется, промышленности. В качестве нормативной основы выступает право собственности как право на распоряжение имеющимся знанием и его использование. Включение того или иного вида знания в сферу экономического порядка определяется чисто экономическим критерием окупаемости.
1 Spinner H. Die Wissensordnung. Ein Leitkonzept fur die dritte Grundordnung der Informationszeitalter. Opladen: Leske + Budrich, 1994. S. 49.
2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных институтов
Для экономического порядка характерно снятие всех классических «отделений»: знания от собственности, идей от интересов, теории от практики, науки от государства. Этим и определяется его роль в современном мире. Если в классическом академическом порядке господствовал «коммунизм знания» — знание считалось общим благом или, говоря юридическим языком, общественной, не имеющей владельца собственностью, — то в информационном обществе в силу экономических и правовых преобразований оно соединилось с собственностью, превратившись в товар, и ныне рынок знаний обретает черты «нормального» рынка любых других товаров.
Двоякий эффект вызывает соединение знания, т.е. науки, и государства. С одной стороны, в настоящее время только государство с его финансовой мощью способно сохранять и поддерживать классический академический порядок знаний, с другой — соединение государства и науки ведет к утрате последней независимости: когда продуцирование знаний соединяется с властными интересами, происходит разрушение критического механизма самокоррекции научного знания. Пожалуй, наиболее отчетливо эту тенденцию демонстрирует монополизация науки государством в СССР.
Особое значение в современном мире приобретает проблема коммерциализации социальных наук. Здесь мы имеем дело с взаимодействием трех порядков знания: традиционного академического — поскольку выработка этих знаний происходит или, по крайней мере, должна происходить в соответствии с познавательными критериями, диктуемыми научным сообществом (ясность, логическая непротиворечивость, обоснованность); конституционно-правового — ибо результаты социальных наук отражаются в общественном мнении и становятся ориентирами формирования знаний в повседневной жизни; экономического — поскольку они рассматриваются как товар в рамках коммерческих механизмов политической индустрии, ориентированной на информирование (и формирование) общественного мнения. Именно на «пересечении» соответствующих этим трем порядкам знания структур формируется характерная для последних десятилетий новая профессионально институционализированная роль — политического консультанта.
Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт
Коммерциализация знаний происходит не только в сфере промышленного производства в узком смысле слова, но и в таких «инду-стриях», как индустрия развлечений, информационная и политическая индустрия, где экономический порядок знаний по-разному пересекается с порядком общественного мнения (конституционно-правовым). В силу этого возникает, как пишет Шпинер, «дуальный порядок» сосуществования нормативных регуляторов, свойственных этим двум порядкам: «со стороны» общественного мнения действуют нормы классического, или свободного, конституционно-правового порядка знаний, «со стороны» товарной стоимости выражаемых мнений — нормы современного экономического порядка. Тенденция преобладания нормативов экономического порядка отчетливо проявляется в основной для процессов массовой коммуникации сфере — конституционно-правового порядка знаний.
Военно-полицейский порядок знаний охватывает знания, получаемые, перерабатываемые и применяемые тайно. В обществе имеется множество разновидностей тайного знания — от эзотерических сведений культового характера до врачебной тайны, банковской тайны или тайны исповеди, подпадающих под категорию знаний, относящихся к конституционно-правовому порядку; существуют закрытая экономическая информация (коммерческая тайна) и бюрократические требования сохранения втайне определенной информации о гражданине (эти требования, вытекающие из принципов охраны прав личности, возникают в зоне пересечения конституционно-правового и бюрократического порядков знания). Но все они, по мнению Шпи-нера, не предполагают специальной когнитивной организации — особого рода порядка знаний.
Такой порядок возникает применительно к тайному знанию, получаемому, перерабатываемому и используемому в связи с целями обеспечения внутренней и внешней безопасности государства. Это могут быть сведения любого рода, попадающие в сферу интересов полиции и спецслужб, но, по преимуществу, знания, касающиеся военно-технических аспектов деятельности вооруженных сил и ведения военных действий. В этом порядке осуществляются два рода деятельности: обеспечение собственной тайны и раскрытие тайн других — и в том его отличие от всех прочих порядков знания.
2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных институтов
Специфическая когнитивная организация военно-бюрократического порядка наилучшим образом выявляется при сравнения его норм с соответствующими нормами функционирования других порядков. Более всего он отличается от конституционно-правового порядка (порядка общественного мнения): если в последнем (а) допускается и приветствуется любое знание и (б) господствуют принципы свободы высказывания и свободы сохранения личностью собственных знаний, то в рамках военно-полицейского порядка (а) получаемые знания подвергаются строгой селекции с точки зрения их соответствия критериям безопасности и (б) обе свободы — высказывания и сохранения знаний — принципиально отвергаются. В отличие от науки в военно-полицейском порядке речь не идет о производстве знаний, поскольку его задача состоит в получении, сохранении и применении знаний, произведенных в рамках всех иных когнитивных порядков как собственного, так и других обществ, в том числе их военно-полицейских порядков. В этом отношении данный порядок более всего напоминает архивно-библиотечный.
Ясно, что все эти, более или менее детально охарактеризованные выше, порядки знания не совпадают с какими-либо иными социально-научными членениями и классификациями. Принципиальной особенностью порядков знания оказывается их трансфункциональность, т.е. присутствие в разных сферах общества. Например, бюрократический порядок знания реализуется и в академической среде, и в военно-полицейском управлении, и в экономике, и в других подсистемах общества. В свою очередь, экономический порядок знания (или экономический подход) в нарастающей степени пронизывает все сферы социальной жизни: науку, технику, государственное управление, политику, даже общественное мнение. И это справедливо по отношению к любому порядку знания.
Социальные институты и порядки знания не совпадают, поскольку последние описывают лишь один аспект разных институтов — нормы функционирования в них знания. Но в этом есть глубокий смысл: анализируя порядки знания, мы все более полно постигаем саму природу этих институтов.
Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт 2.4.1
«Академический порядок знаний» — научная коммуникация
Академический порядок знания охватывает свободное исследование и преподавание. В этой сфере производится почти «чистое» теоретическое знание, элементы эмпирической информации черпаются как бы извне самого этого порядка и служат целям «внешней» проверки теоретических достижений. Задачей «акторов», действующих в рамках этого порядка, является изготовление и распространение знания, что осуществляется путем исследований и публикации их результатов. На эти цели ориентируется вся внутренняя структура этого порядка — совокупность ценностей и норм, регулирующих поведение индивидуумов: это нормы и ценности улучшения, распространения и постоянной критики получаемых знаний, невзирая на наличие чуждых науке интересов, практические затруднения деятельности, воздействия власти. Именно эти нормы и ценности являются базовыми принципами классического порядка знаний, господствующего в рамках научного сообщества и основанного на идее «коммунизма знаний». Руководящая ценность научного сообщества — прогресс познания, состоящий в достижении максимально всеобщего, истинного, как можно более точного и надежного знания. К основным институтам этого порядка знаний относятся преимущественно академические учреждения — университеты, исследовательские институты и лаборатории, частично научные отделы промышленных корпораций, занимающиеся фундаментальными исследованиями; институциональные роли исполняют эксперт, исследователь, ученый, ориентирующиеся на классические нормы научной этики (мотивация на познание, преследование истины, честность в представлении научных результатов, открытость по отношению к критике и т.п.), нормы научного метода (объективность, проверяемость), а в отношении с внешним миром — выполнение функции научного консультирования как независимой экспертизы.
Огромным преимуществом этого порядка знаний по сравнению с другими является наличие исторически сложившейся «инфраструктуры критики для целей систематической коррекции ошибок». В связи с этим можно предположить, что академический порядок знания
2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных институтов
является одним из самых защищенных от ошибок и сознательной дезинформации секторов общества. Если так, то академическая сфера — та сфера, где царит наибольшая справедливость, ибо главной предпосылкой последней являются открытость для критики и равенство шансов1.
Разумеется, нельзя считать, что эти ценности реализуются в академической среде в абсолютно чистом виде. Речь идет об идеально-нормативной структуре научного сообщества, реальное функционирование которого во многом не совпадает с идеалом. Кроме того, само академическое сообщество претерпевает изменения как с точки зрения его отношений с обществом, так и в своем внутреннем строении. Так, характерное для эпохи модерна «онаучивание» общества реали-зовывалось не только в научно-техническом и индустриальном развитии как таковом, но прежде всего в том, что «республика ученых» была образцом общества вообще, ориентиром и в понимании роли «гражданина», и в создании демократических политических учреждений. По мере дальнейшего развития место и роль академического сообщества в обществе изменились, превратившись из идеала в один из элементов (и нельзя сказать, что самый значимый) плюралистического порядка знаний. Ныне академическое сообщество со всеми его нормами, институтами и структурами, т.е. академический порядок знаний вообще, стало одним из многих «сообществ знания» и не может претендовать на прежнее исключительное место в мире. (Это изменение фиксируется даже в самоназвании сообщества — в переходе от преданной забвению «республики ученых» к новому самообозначению «invisible college» — «невидимый колледж».)
Параллельно процессу изменения места и роли академического порядка в обществе идет процесс размывания его стабильных прежде норм. Во-первых, по мере роста масштабов исследований и превращения научных лабораторий в грандиозные «фабрики» по производству знания прежняя «республика ученых» превращается в современ-
1 Как может показаться, реальные факты истории науки опровергают эти тезисы. Примером может служить, например, реальность функционирования науки, особенно общественной, в СССР в сталинское время. Но такое извращение норм академической жизни было результатом насилия над наукой и, по сути дела, подмены норм академического порядка знаний нормами бюрократического порядка, о котором говорилось выше.
Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт
ную высокоорганизованную корпорацию с бюрократическими структурами, четкой иерархией, разделением функций и секторов ответственности. Это ведет к изменению нормативной среды, прежде всего к подавлению критики, которая не только затрудняется в силу возникновения жестких бюрократических иерархий, но фактически невозможна по причине глубокого разделения функций в ходе исследований. «Соседние» аспекты исследования становятся непрозрачными для коллег.
Во-вторых, главные персонажи классической модели академического порядка — ученый, исследователь, университетский профессор, творящие в уединении и свободно, исчезают со сцены; на их место приходит энергичный и деловитый, включенный в сеть властных, экономических и прочих интересов научный менеджер. Современный научный менеджер, действующий в сети властных отношений, не может не принимать в расчет как национальную, так и местную (региональную) политику, в результате его сознание становится ареной конфликта между всеобщими интересами науки и локальными групповыми, политическими и иными «частными» интересами.
То же самое происходит и в экономической области. Коммерциализация науки и ее связь с промышленностью превращают результаты исследования в товар, что позволяет говорить о коммодифика-ции науки и научного знания1. Знание перестает быть общественным достоянием — достоянием всего человечества, как в классической «республике ученых», а становится частной собственностью (автора, заказчика, государства), что практически выводит его за рамки академического порядка знаний, и делает элементом рассмотренного выше экономического порядка.
В результате ученый оказывается перед лицом трудно разрешимой дилеммы, которая, как это ни парадоксально звучит, не является дилеммой в рамках норм академического порядка: ориентироваться ему в своей научной деятельности на свободный рынок или на бюрократические иерархии? Возникает и другой вопрос: чем является для ученого наука — призванием или службой?
' Коммодификация (commodification) — процесс превращения любого продукта в товар. Синоним — валоризация (valorization).
2.4. Порядки знаний
— информационная основа социальных институтов
Самому академическому сообществу, а также регулирующим и планирующим науку организациям приходится разрешать такие же дилеммы: развивать академическое самоуправление или, наоборот, переводить науку под управление бюрократических организаций? Как определять стратегию исследований: исходя из целей чистого познания или из интересов лиц и инстанций, финансирующих исследования? Публиковать все, как того требует научная этика, или «секретить» данные по политическим да и по экономическим соображениям?
Как бы ни решались эти вопросы в каждом конкретном случае, тенденция состоит во все более активном проникновении в академический порядок знаний норм и принципов, характерных для совсем иных порядков. В лучшем случае речь идет об усложнении отношений между академическим и другими (бюрократически-военным, экономическим, правовым и прочими) порядками знаний, вхудшем — о разрушении классического академического порядка знаний и формировании на его месте какого-то нового порядка или о замещении академического порядка другими, например названными выше, порядками знаний.
2.4.2
Массовая коммуникация
как конституционно-правовая сфера
Приведенный выше анализ различных порядков знания призван, в частности, показать, что получение и функционирование информации в рамках разных социальных институтов принципиально различаются по характеру. Эти теоретические рассуждения имеют свой коррелят в практической жизни, прежде всего в практике работы СМИ, где постоянно происходят конфликты именно «на стыках» института СМИ и различных институциональных порядков знания: бюрократического, экономического, военно-полицейского, архивно-библиотечного и других.
Для того чтобы сориентироваться в этих проблемах и конфликтах, нужно определить характеристики порядка знаний, типичного для СМИ как социального института. По Шпинеру, это конституционно-правовой, или публично-правовой, порядок знаний, главной функцией которого является поддержание, а также нормирование систем получе-
Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт
ния и выражения взглядов и мнений. В отличие от академического порядка, задача которого — обращение с научными знаниями, здесь речь идет исключительно о повседневном знании, т.е. о мнениях, взглядах, точках зрения, суждениях, теориях, мировоззрениях и позициях, для которых не характерны квалификационные признаки научного знания — истинность, обоснованность, рациональность и другие. Факт, что выражение этого знания может принимать внешне наукообразный характер, не должен вводить в заблуждение: могут организовываться «школы», «академии» (будь то политические, оздоровительные, астрологические и т.п. учреждения), читаться систематические лекции, проводиться экспертные оценки — это знание все равно будет повседневным.
Черты повседневного знания, или Мнения
Каковы же признаки повседневного знания, которое распространяется в процессе массовой коммуникации? Во-первых, оно всеохватно, т.е. включает в себя практически все, что актуально и потенциально входит в мир индивидуума, — все, что «релевантно» для него (за исключением сферы его профессиональной деятельности как эксперта). Во-вторых, оно носит практический характер, т.е. формируется и развивается не ради самого себя (как научное знание, определяемое идеалом «науки для науки»), а для непосредственной связи с реальными жизненными целями. В-третьих, главной его характеристикой является нерефлексированность: оно принимается на веру как таковое, не требуя систематических аргументов и доказательств.
Именно получение и высказывание знаний такого рода и становятся предметом регулирования в рамках конституционно-правового порядка, главной нормой которого является свобода распоряжения знаниями — как своими собственными, так и «чужими», обращающимися в этой сфере. Другими словами, конституционно-правовой порядок знаний — это порядок, устанавливающий и реализующий принципы свободы слова как максимально неограниченной свободы выражать, воспринимать и критиковать знания.
«Вторичными» нормами этого порядка знаний можно считать принципы 1) равнозначности всех мнений и точек зрения и 2) свободного доступа к этому порядку. Под первым подразумевается отсут-
2.4. Порядки знаний
— информационная основа социальных институтов
ствие всяких квалификационных требований к «качеству» мнения (истинность, содержательность, эмпирическая подтверждаемость и т.д.), под второй — отсутствие формальных барьеров доступа к «форуму мнений» (напримертребование их обоснования).
Институциональную структуру конституционно-правового порядка знаний образуют институт общественного мнения (публичная сфера) и охраняемая законом сфера частной жизни. Поэтому к конституционно-правовому порядку знаний относятся как парламент и масс-медиа, с одной стороны, так и неформальные сети коммуникаций, наполненные слухами и разрозненными обрывочными сведениями — с другой. Пожалуй, самым полным и последовательным выражением конституционно-правового порядка знаний, его совершенной институциональной формой является процедура свободного демократического голосования: «один человек — один голос», где абсолютно не важны ни обоснованность, ни прочие эпистемологические, психологические, социологические и любые другие качества высказываемого мнения.
Фундамент этой сферы образуют базовые «когнитивные», т.е. связанные со знанием и информацией, демократические права — свобода слова, свобода веры, свобода прессы. Можно сказать, что в корне отличаясь от академического порядка знаний в одном отношении — квалифицированности представляемых в нем знаний, — конституционно-правовой порядок сходен с академическим порядком в отношении царящей в нем свободы выражения, получения и критики знаний. Это результат их генетического родства: конституционно-правовой порядок знаний ведет свое происхождение от классического академического порядка знаний, свойственного науке эпохи модерна.
Противоречивость конституционно-правового порядка
Общая нормативная и институциональная структура конституционно-правового порядка знаний, однако, оказывается весьма противоречивой. Практически в любом обществе с большей или меньшей силой проявляется противоречие между приватностью и публичностью внутри самого этого порядка, поскольку требования доступности и открытости информации входят в конфликт с правом личности на со-
Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт
хранение в неприкосновенности ее приватной сферы. Особенно ярко это противоречие обнаруживается в деятельности СМИ, стремящихся к максимальной полноте информации, предоставляемой обществу по интересующим его вопросам, причем не важно, касаются ли эти вопросы текущих изменений климата или частной жизни выдающихся персон. К последним общество проявляет больший интерес, и требования конституционно-правового порядка о доступности и открытости информации только поощряют СМИ максимально удовлетворять общественные запросы (что к тому же способствует увеличению продаж информационного продукта), но при этом страдают частные интересы. Вспомним в связи с этим всеобщее негодование по поводу папарацци, чуть не обвиненных в гибели принцессы Дианы, транслированное и усиленное СМИ. (Приговор суда, вынесенный в феврале 2006 г., признал их невиновными в этой трагедии, присудив трем журналистам символический штраф в один евро.)
В последнее десятилетие в публичной и частной сферах как основных «локусах» функционирования массовой информации наблюдаются интересные изменения. С одной стороны, происходит своеобразная реприватизация публичной сферы путем законодательного усиления права на защиту частной жизни и неприкосновенность «частной» информации, что означает сужение публичной сферы как открытой для обсуждения и высказывания мнений. Наряду с этим расширяется сфера приватного, т.е. исключенного из потока свободной циркуляции идей, по мере активизации авторского и патентного права (здесь речь идет о проблемах, возникающих «на стыке» конституционно-правового и экономического порядка знаний). С другой стороны, оживление террористических движений вызывает усиление государственного контроля за гражданами, что ведет к сужению сферы приватного, но выигрывает от этого не конституционно-правовой, а военно-полицейский и бюрократический порядки знаний.
В России общепринятая модель взаимоотношений частной и публичной сфер еще не сформировалась. Этим, до некоторой степени, объясняется огромный поток информации в СМИ, вызывающей опровержения, судебные иски о защите чести и достоинства, а также обвинения в безнравственности и оскорблении общественной морали.
2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных институтов
| Рассмотрим еще одну, пожалуй, базовую проблему, вытекающую из глубинного принципа конституционно-правового порядка знаний: подлежит высказыванию любое мнение, даже заведомо ложное или нелепое. В рамках конституционно-правового порядка знаний принципиально отвергается требование квалифицированности высказываемого мнения (его истинности, обоснованности, рациональности и т.д.). Демократия — не теория познания. «Демократические выборы, являются тайными, — напоминает Шпинер. — Это означает, что без всякой проверки отдаваемые голоса подсчитываются, но не взвешиваются»1. Та же проблема существует применительно к масс-медиа, императивом которых является информирование, т.е. максимально широкое представление сведений, а не селекция знаний.
Истории известны разные способы решения этой проблемы в процессе становления конституционно-правового порядка знаний. Они сводятся к попыткам (а) эпистемологической квалификации знаний, допускаемых в сферу свободной циркуляции, (б) квалификации их сточки зрения своеобразно понимаемой обыденной социологии и (в) морально-этической их квалификации. К первому и второму способам относится введение разного рода цензов и ограничений (цензы оседлости, имущественный, возрастной, дискриминация по полу, гражданству, национальной или этнической принадлежности и т.д.), применяемых в отношении лиц, имеющих право на выражение своих знаний, т.е., скажем, обладающих правом голоса в принятии важных решений на общегосударственном или локальном уровнях. При этом практикуются своего рода повседневные антропология и социология, основанные на нерефлексируемых квазитеоретических предпосылках обыденной жизни2.
Так, в основе дискриминации по половому признаку, одним из проявлений которого было лишение женщин права голоса, лежало господствовавшее столетия предположение, что женщины по своей когнитивной и эмоциональной конституции не способны формиро-
1 Spinner И. Op.cit. S. 127.
2 О повседневных теориях см.: Ионин Л. Г. Социология культуры. 4-е изд.
М.: ИД ГУ ВШЭ, 2004. С. 281-285.
Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт
вать истинное, обоснованное и разумное мнение, т.е. они являются эпи-стемологически ущербными существами — эпистемологическими инвалидами. Понадобились долгие десятилетия борьбы за всеобщее избирательное право, пока, наконец, женщины были допущены к избирательным урнам. Такого же рода сомнения выражались и в отношении негров. До сих пор нельзя считать полностью разрешенным вопрос о том, каков нижний возрастной предел когнитивной зрелости (вспомним в связи с этим, что в греческих полисах из гражданского состояния исключались мужчины, достигшие 60 лет).
До сих пор в ходу множество теорий повседневной «социологии», предполагающие, например, что верное (истинное) мнение об интересах общества или локальной общины могут иметь только те граждане, что прожили в данном государстве или городе, поселке не менее определенного количества лет (на этом обыденном знании зиждется ценз оседлости), или только те, кто обладает недвижимым имуществом на данной территории (имущественный ценз), или только принадлежащие к «титульной» национальности. При этом предполагается, что мнения лиц, не относящихся к названным категориям, в плане интересов общества ложны либо потому, что эти лица недостаточно интегрированы в соответствующую социальную общность, либо потому, что они ориентированы на интересы другой национальной или государственной общности (например «русскоязычные» в нынешней Латвии).
Если эпистемологическая квалификация знаний предполагает в качестве институционального механизма разного рода цензы и ограничения на право выражения мнений, то морально-этическая квалификация требует введения моральной цензуры. В этой области критерии моральной оценки высказываний еще в большей степени определяются повседневными теориями, как правило, в принципе недоступными верификации, что в конечном счете обрекает моральные суждения и осуждения на субъективизм и произвол.
Попытки введения разного рода цензов и цензур всегда были действиями, направленными на выработку системы своего рода самокоррекции конституционно-правового порядка знаний, подобно системе критики знаний академического порядка. Но критика знаний опирается на четко сформулированные эпистемологические кри-
2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных институтов
терии. Введение таких критериев в конституционно-правовой порядок, где используются не знания в научном смысле, но повседневные знания, т.е. мнения, не обладающие свойствами, которые позволяют оценивать их истинность, ведет, как видно, к разрушению самих основополагающих принципов этой сферы.
Современный информационный плюрализм основан не только на развитии техники порождения и переработки знаний (о чем говорилось выше в этой главе), но и на демократических нормах того, что здесь именуется конституционно-правовым порядком знаний. Истории формирования этих норм и анализу их современного содержания посвящена следующая глава.
Последний из выделенных Г. Шпинером порядков знания — национальный/международный информационный, приобретающий особое значение в условиях глобализации.