Понятия: информация, данные методы. Привести примеры (не из лекций)
История электрических и электронных устройств, составляющие основу вычислительных машин.
Механические счётные устройства.
История вычислительных устройств начинается с того самого момента, когда человек научился считать. Первоначально себе в помощь он призвал подручные материалы: камешки, палочки, косточки и т.п. Затем, по мере усложнения вычислений, появилась необходимость упорядоченно раскладывать те же самые камешки. Так появились специальные доски, на которых раскладывались предметы для счета. Именно так появился АБАК. Первое упоминание об этом приспособлении относится ко 2 веку до нашей эры. В дальнейшем именно от АБАКа произошли русские счеты, с успехом применявшиеся до середины XX века.
В 1642 году Блез Паскаль изобрел устройство, механически выполняющее сложение чисел
В 1673 году Готфрид Вильгельм Лейбниц сконструировал арифмометр, позволяющий механически выполнять четыре арифметических действия.
В первой половине XIX века английский математик Чарльз Бэббидж попытался построить универсальное вычислительное устройство — Аналитическую машину, которая должна была выполнять вычисления без участия человека.
Однозначного определения термина "информация" не существует; есть множество вариантов, приведем некоторые из них.
Определение 1. Информация есть форма движения материи.
Определение 2. Информация - одна из трех составляющих основ мироздания наряду с материей и энергией.
Определение 3. Информация есть отражение реального мира, это сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте.
Согласно последнему определению, понятие информации связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает.
Информация о любом материальном объекте может быть получена путем наблюдения за этим объектом, вычислительного эксперимента над ним или путем логического вывода. В связи с этим информацию делят на доопытную, или априорную, и послеопытную, или апостериорную, полученную в результате проведенного эксперимента.
Информация передается с помощью сообщений. Под сообщением будем понимать различные средства общения людей.
Соответствие между сообщением и информацией не является взаимно однозначным. Для одной и той же информации могут существовать различные передающие ее сообщения. Сообщения, передающие одну и ту же информацию, образуют класс эквивалентных сообщений. Класс эквивалентных сообщений может расширяться добавлением нового сообщения, не несущего никакой дополнительной информации.
В то же время одно и то же сообщение может передавать совершенно различную информацию.
Таким образом, одно и то же сообщение, по-разному интерпретированное, может передавать разную информацию. Правило интерпретации может быть известно лишь ограниченному кругу лиц; существуют правила интерпретации для специальных языков.
Связь между сообщением и информацией особенно отчетлива в криптографии: никто посторонний не должен суметь извлечь информацию из передаваемого сообщения, иначе это означало бы, что он располагает "ключом".
В житейском смысле под информацией мы понимаем совокупность интересующих нас сведений, знаний, набор данных и т. д. Информация не может существовать без наличия источника и потребителя информации. Основной источник и потребитель информации - это человек, поэтому можно сказать, что существует столько видов информации, сколько органов чувств у человека.
Информацию можно отнести к абстрактным понятиям. Однако ряд ее особенностей приближает информацию к материальному миру. Информацию можно получить, записать, передать, продать, купить, своровать, уничтожить, в конце концов, информация может устареть.
С.А.Христочевский (2001) считает, что для человека существенно прежде всего содержание, смысл сообщения, сигнала, а для ПК смысловой аспект безразличен. В связи с этим смысловой аспект сообщения – это и есть информация. Все технические системы имеют дело с данными, представленными в том виде, который реализован аппаратными и программными средствами этих систем. Следовательно, при взаимодействии человека с техническими системами необходимо обеспечить преобразование (трансформацию) информация – данные, данные – информация.
Иными словами, можно сказать, что в ПК информация всегда представляется с помощью данных, кодирующих ее по какому-то правилу. В процессе решения задачи нужно обязательно иметь в виду следующие этапы преобразований:
исходная информация – данные;
данные – данные (то есть обработка данных по какому-то алгоритму);
данные – выходная информация.
Совершенно иной взгляд на информацию предлагает С.В.Симонович (2000). По его мнению информация – продукт взаимодействия данных и адекватных методов. Из этого следует:
Информация – динамический объект. Она существует только в момент взаимодействия данных и методов. Все прочее время она пребывает в состоянии данных. Следовательно, информация существует только в момент протекания информационного процесса. Все остальное время она содержится в виде данных.
Одни и те же данные в момент потребления могут поставлять разную информацию в зависимости от степени адекватности взаимодействующих с ними методов.
Пример. Для человека, не владеющего китайским языком, письмо из Пекина дает минимум информации. Использование адекватных методов – максимум информации.
Данные являются объективными, поскольку это результат регистрации объективно существующих сигналов. В то же время методы являются субъективными.
В основе искусственных методов лежат алгоритмы. В основе естественных методов лежат биологические свойства субъектов информационного процесса. Следовательно, информация возникает и существует в момент диалектического взаимодействия объективных данных и субъективных методов.
По мнению А.Н.Макаровой (1998) наряду с информацией в информатике используется термин «данные».
Данные – признаки или записанные наблюдения, которые какой-то причине не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использоваться для уменьшения неопределенности появляется информация.
Пример: продаются диски с базами данных: номера телефонов, фамилии их владельцев пр. – это данные. Если нужно найти конкретный номер телефона конкретного человека – обращаемся в базу и находим нужное. Это – информация.