Тема 1. Теоретические основы информатики
Пояснения к наиболее важным темам
Особенности проведения практических занятий на технике
По проведению расчетов
Особенности проведения практических занятий
При подготовке к занятию необходимо указать литературу, необходимую на занятии, а также указать методики (алгоритмы) расчетов, которые обязаны изучить студенты.
Данное занятие необходимо начинать с подробного разбора методик, алгоритмов расчета путем опроса студентов у классной доски.
В результате основные формулы и порядок расчета должны быть представлены на классной доске.
Решение первой задачи, как правило, целесообразно провести на классной доске с привлечением подготовленного студента. Решение последующих задач студенты должны проводить самостоятельно, при этом преподаватель должен контролировать ход решения путем обхода учебных мест студентов. После решения задачи основным составом студентов преподаватель должен выполнить разбор задачи на классной доске с привлечением одного из студентов, решивших задачу.
При подготовке к проведению занятия преподаватель должен дать задание студентам по повторению материалов групповых занятий по данной теме, а также изучению методических рекомендаций по проведению конкретного занятия; дать задание сотруднику лаборатории по подготовки техники к проведению занятия и проконтролировать ее готовность к занятию.
Перед началом занятия необходимо провести инструктаж по правилам и мерам безопасности при проведении работ на технике.
В ходе проведении занятия основное внимание необходимо уделять порядку:
ü проведения операций;
ü контроля проведенных операций;
ü правильного оформления документации.
По окончании занятия необходимо проконтролировать выключение аппаратуры и приведения ее в исходное состояние.
Для проведения занятия привлекается сотрудник учебной лаборатории, закрепленный за этой техникой.
Результаты проведения практических (групповых) занятий должны регулярно обсуждаться на заседании предметно-методической комиссии с целью повышения их действенности и выработке мер по совершенствованию методики их проведения.
Фундаментальное понятие информатики - термин «информация» происходит от латинского Informatio - разъяснение, изложение, осведомленность. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности.
Существует несколько определений. Приведем одно из них.
Информация - это совокупность каких-либо сведений, данных, передаваемых устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей, схем, условных обозначений) либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических и нервных импульсов, перепадов давления или температуры и т.д.).
В кибернетике под информацией понимается любая совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые некоторой системой воспринимаются от окружающей среды, хранятся и выдаются в окружающую среду.
Информацию следует считать особым видом ресурса, при этом имеется в виду толкование «ресурса» как запаса неких знаний о материальных предметах или энергетических, структурных или каких-либо других характеристик предмета. В отличие от материальных, информационные ресурсы являются неистощимыми.
Человеку свойственно субъективное восприятие информации через некоторый набор её свойств: достоверность, адекватность, доступность, актуальность, важность, полноту и так далее. Но существует некий набор свойств, который независим от нашего восприятия, это:
ü запоминаемость;
ü передаваемость;
ü преобразуемость;
ü воспроизводимость;
ü стираемость.
За единицу количества информации принято такое, которое уменьшающее неопределенность знаний в два раза. Эта единица называется бит.
Система счисления (СС) - принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Для записи чисел в различных системах счисления используется некоторое количество отличных друг от друга знаков (цифр). Количество таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления.
Кодирование - процесс преобразования информации для передачи по каналу связи. Подобное преобразование может осуществляться в момент поступления сообщения в канал связи (кодирование) и в момент приема сообщения получателем (декодирование). Устройства, обеспечивающие кодирование и декодирование, называют соответственно кодером и декодером.
Код – однозначное соответствие группы букв одного алфавита группе букв другого алфавита. Известным примером кода может служить азбука Морзе, где английский алфавит закодирован в виде длинных и коротких сигналов.