Мастер и Маргарита своеобразие хронотопа.

Хронотоп – модель пространственно – временных отношений в произведении, обусловленная картиной мира, которую стремится создать автор, и законами того жанра, в рамках которого он выполняет свою задачу. Та или иная модель пространства закономерно соединяется и с определенной моделью времени и характером событий.

МиМ - не очень роман, он построен во многом по законам драматургического произведения. Во-первых, он композиционно состоит из трех частей, трех планов. Сочетается сатирическое изображение Москвы 1930-х гг. с великими образами мировой культуры (Фауст, Маргарита - пратекст) и Христом и Дьяволом (второй пратекст). Во-вторых, в романе, к.п., главный герой появляется в начале, а здесь – в середине (Мастер).

Три пласта в романе не только объединены сюжетно (историей жизни Мастера) и идейно. Несмотря на то, что эти три пласта разнесены по времени действия и пространстве, они постоянно накладываются один на другой. Объединены общими мотивами, темами, сквозными образами.

 

Присутствуют все три мира: вечный (космический, потусторонний); реальный (московский, современный); библейский (прошлый, древний, ершалаимский), и показана двойственная природа человека.

В романе нет ни одной конкретной даты событий, но ряд косвенных признаков позволяет определить время действия с точностью. Воланд и его свита появляются в Москве майским вечером в среду, накануне Пасхи, а в конце этой же неделе в ночь с субботы на воскресенье. Именно в это воскресенье они встречаются с Иешуа и Пилатом. Значит, московские сцены происходят на страстной неделе. Так можно вычислить все до дат.

Художественное пространство может мыслиться как открытое и закрытое.

Композиция романа интересна: внем переплетаются далекое прошлое и сегодняшний день, реальность и фантастика. Условно можно разделить на три части:1.Понтий Пилат и Иешуа 2.Воланд в Москве 3.Мастер и Маргарита.

Лекция. Композиция:три плана и два временных потока. Москва 30-х - сатирическое, фельетонное изображение.

Временной интервал почти в два тысячелетия разделяет действие романа об Иисусе и романа о Мастере. Б. как бы утверждает при помощи этой параллели, что проблемы добра и зла, свободы и несвободы чел духа актуальны для любой эпохи.

В сюжетную ткань повествования о московских обитателях вплетается основанная на евангельском сюжете повесть – об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате. Психологизм Булгакова. Власть, кот наделен Понтий вступает в противоречие с порывом его души. Сам автор делит роман на две части: 1:(1-18главы) – события в основном Москвы, фантастика и современность переплетаются. 2часть: (19-32) – фаталистические события,связанные с союзом Маргариты и Воланда.

Исследователи выделяют в романе 3 круга повествования: 1.современность – гротеск, сатира,юмор.2прошлое – история Понтия И Иешуа – повествование ведется в строго реалистической манере. 3- лирическая тема – история любви Мастера и Маргариты – лирические приемы повествования. Художественное целое романа – это своеобразный перекресток 2х миров – земного и христологического, библейского. Эти миры пересекаются в своеобразном третьем мире – континууме вечности. Троемирие. Зеркальность. Спираль.