Художественное своеобразие прозы Платонова.

Андрей Платонов в своём осмыслении новой эпохи сумел перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное переустройство мира, этим он не отличался от своих современников. Верил, что наконец-то удастся победить эгоизм, создать общество «высшего гуманизма». Но уже в первых своих произведениях Платонов проявил себя художником, умеющим видеть мир неоднозначно, понимающим сложность души человека. Тоска по человечности в рассказах Платонова неотделима от внимания к отдельному человеку. Следовал традиции Гоголя и Достоевского.

У Платонова была тяжёлая жизнь: исключили из партии, травили, арестовали сына, который потом скончался от тюремного туберкулёза.

Особенности его творчества: необычные герои, неожиданный оборванный финал, невозможность изложить произведение ни на основе логики событий, ни на основе логики героев; плотность повествования, универсальность обобщения на уровне 1 фразы в тексте, колоссальная свобода и стихия русского языка. философская насыщенность: онтологические и экзистенциальные проблемы.

Рассказы Платонова 20-30х: Песчаная учительница, На заре туманной юности, Фро и др. В них светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира. Все его герои – молодые честные люди деятельные народные характеры, возникшие из глубин русской жизни. Они полны горячих надежд.

«Фро».Молодая женщина Фрося в ожидании личного счастья. наслаждения. Она преданно любит мужа. От своих тяжёлых переживаний пытается отвлечься трудом. Платонов как бы уравновешивает необходимость личного и всеобщего счастья.

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» (41г) – увлечённость Платонова и его героев мощной техникой. Машинист Мальцев вдохновенный и талантливый работник. Ему не было равных в работе, и он «скучал от своего таланта, как от одиночества». Эта увлечённость перешла в чувствование души паровоза. Старый машинист любит свой паровоз как живое существо, чувствует его всей душой. И эта общность с машиной рождает чувство счастья. Но Платонов так строит ситуацию и конфликт, что этот машинист оказывается глух к живому человеку. Только случившее несчастье – удар молнии и слепота – возвращает ему способность быть чутким к человеку. Лишь пройдя через испытания (одиночество, недоверие, тюрьма, утрата любимой работы) он как бы рождается заново.

Проблема жизни и смерти – одна из центральных. Осознание связи живых и мёртвых, людей и животных, человечества и природы. Его сюжеты – правда жизни, правда о человеке. Показал, как непрост путь человека к самому себе. Точность психологических деталей, повороты мысли и чувства. Платонов прошёл через увлечение технократизмом и социальным утопизмом и пришел к идее цельного знания. Платонов – сторонник науки, прогресса, но в сочетании с природной интуицией и духовностью.

Роман «Чевенгур» (1929). в нём отразился сюжет построения «башни высотою до небес», основанный на легенде о вавилонском столпотворении. В Чевенгуре – постройка маяка, чтобы люди в степи могли идти на огонь. Роман был опубликован в России – в 1988. В романе Чевенгур – это уездный город. Символика выражает центральную проблему романа: изображение попытки создания коммунистического общества в нищей, лапотной стране. Автор стремится показать несостоятельность идей возможности построения социализма в этой стране, но при этом тут же существует надежда на создание этого социализма. Вера в воскрешающую силу коммунизма говорит об отношении к нему героев романа как к религии.

Происходящее в романе порой потрясает сочетанием жестокости и обыденности. Расстрел в Чевенгуре уцелевших буржуев.

Роман заканчивается слиянием героя с природой и возвращением его к отцу – слияние с первобытны хаосом и потеря надежды на возрождение. Чевенгур захватывают казаки, и Саша утопился в том же озере, что и его отец-рыбак.

Повесть «Котлован» (1930). Изображаются события декабря 1929-апреля 1930, попытка проведения «сплошной коллективизации» в стране. При жизни Платонова повесть не издавалась. Выражает сущность эпохи «великого перелома». Символом преобразований Платонов выбрал проектирование и строительство «общепролетарского дома», предназначенного для переселения трудящихся целого города из частных домов. Во второй части (действие в деревне) аналогом общего дома становится «оргдвор», где собираются лишённые имущества, вступившие в колхоз крестьяне.

Обречённость проекта переустройства природы и общества, основанного на насилии. Переплетаются 2 сюжета: странствие главного героя в поисках истины и испытание очередного проекта улучшения жизни человечества. Герой – странник поневоле, насильно вытолкнут из привычной жизни, лишён средств к существованию.

Превращение котлована в могилу не только для строителей, но и для будущего России.

 

37. «Повесть непогашенной луны» Б.Пильняка. Жанровое своеобразие.

Написана в 1926, предисловие – 28г. Рассказ не политический. Автору интереснее то, что глубже, все внутреннее. человеческое. Верить автору в предисловии не стоит, это вариант некоего розыгрыша («Фабула этого рассказа наталкивает на мысль, что поводом к написанию его и материалом послужила смерть Фрунзе.. чтобы читатель не искал подлинных фактов и живых лиц»). Постоянное ожидание смерти главного героя, ощущение, что должно произойти что-то страшное. Причем герой не боится смерти, этот образ симпатичен автору: он побывал на войне, это мужество перед лицом смерти.

Композиция повести - кольцевая: в самом начале повести мы читаем: «и было совершенно понятно, что этими гудками воет город, городская душа, залапанная ныне туманной мутью». Туманная муть — это удушающее воздействие тоталитарного государства, губящего все живое.

Название «Повесть непогашенной луны» в данном случае содержит установку на эпичность, общезначимость описываемого. Срабатывает память жанра, и в сознании читателя актуализируются названия древнерусских летописных повестей («Повесть временных лет», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др.) с их эпической лаконичностью и обобщенностью образов героев. Лаконизм и обобщенность свойственны и повести Пильняка, они определяют и принципы создания характеров.

Повествование ведется как бы от имени луны — со стороны мы наблюдаем за всем. Действие, конфликт, таким образом, приобретают глобальный, космический характер.

Финал «Повести…», ее последняя фраза вроде бы характеризует луну как злую, жестокую, даже кровавую, которая будто бы заморозила душу города: «Было совершенно понятно, что этими гудками воет городская душа, замороженная ныне луною». Луна дана либо в нейтральном эмоциональном ключе («над городом шла луна», «луна скользила по рельсам», «луна спешила над городом», «лес замер в снегу и над ним спешила луна»), либо, и это гораздо чаще, оказывается в такой ситуации, которая вызывает сочувствие, сопереживание читателя («поднялась ненужная городу луна», «на горизонте умирала за снегами в синей мгле луна»).

При кажущейся неупорядоченности сюжета и композиции в прозе Б. Пильняка есть своя логика и близка прозе Замятина —в своей упорядоченности, взаимосвязи и взаимозависимости всех элементов текста, прежде всего композиции, точности.

Если эту повесть рассматривать как всего лишь противостояние двух центральных героев — командарма Гаврилова и негорбящегося человека из дома номер первый, то ее композиция будет выглядеть хаотичной, понятый таким образом центральный конфликт — частным, а образная структура и в первую очередь образ луны — совершенно излишними. На этом пути приближение к пониманию образного, идейно-художественного единства текста невозможно — он разваливается на фрагменты.

Во многих критических работах Гаврилов противопоставляется «негорбящемуся» человеку, по сути, как положительный герой — отрицательному. Да, это противопоставление имеет место на уровне сюжета. Но и тот и другой в принципе не противостоят друг другу, а выступают единомышленниками. Они оба — лики одного исторического времени, оба творят историческое движение, время, торопят, «рвут» его, и в этом они оба противостоят «луне», т.е. природному времени, естественному природному движению.