Социальное и философское в романе Платонова Котлован

«Котлован» (1930). Изображаются события декабря 1929-апреля 1930, попытка проведения «сплошной коллективизации» в стране. При жизни Платонова повесть не издавалась. Опубликована в 1969г. Выражает сущность эпохи «великого перелома». В повести отразились главные исторические события конца 20-х – начала 30-х: индустриализация и коллективизация. Символ преобразований - проектирование и строительство «общепролетарского дома», предназначенного для переселения трудящихся целого города из частных домов. Во второй части (действие в деревне) аналогом общего дома становится «оргдвор», где собираются лишённые имущества, вступившие в колхоз крестьяне.

Платонов понимает обречённость проекта переустройства природы и общества, основанного на насилии. Переплетаются 2 сюжета: странствие главного героя в поисках истины и испытание очередного проекта улучшения жизни человечества. Герой – странник поневоле, насильно вытолкнут из привычной жизни, лишён средств к существованию. Чувствует себя ненужным, становится бездомным и нищим.

Главный мотив – стремление участника событий понять смысл происходящего, чтобы осознанно участвовать в строительстве нового мира. Он обозначен в самом начале повествования.

Образ «общепролетарского дома» многозначен: его основу составляет библейская легенда о Вавилонской башне, что свидетельствует о масштабах авторского осмысления «стройки социализма». Образ-символ дома-башни в «Котловане» обогащается содержанием, которое он приобрёл в контексте пролетарской культуры и искусства авангарда.

Герои мечтают о том, что переселившись в этот дом, люди оставят снаружи враждебную природу, освободятся от воздействия её смертоносных сил. Вера в способность человека достигнуть свободы от материального мира сближает Платонова с русскими авангардистами (Хлебников, Маяковский, Кручёных). Преодоление материи связано у Платонова со стремлением человека увидеть масштабную картину мира и представить себе его общий план.

Тема спасения, сохранения жизни: Вощёв собирал и берег «всякие предметы несчастья и безвестности», надеясь, что они помогут воскресить людей, Прушевский строил дом, предназначенный «охранять людей». Вощёва сближает с инженером ощущение бессмысленности жизни людей (они в чем-то двойники). Оба стремятся спасти и сохранить хрупкую человеческую жизнь. Землекоп Чиклин тоже мучается от сознания незащищённости людей: «ему стало жалко, что люди обязаны жить и теряться на этой смертной земле, на которой ещё не устроено уюта».

Тема смерти и бессмертия. Чиклин – особое отношение к умершим: «мёртвые тоже люди». Центральная метафора повести уходит корнями во «всеобщую организационную науку», где главный принцип пролетарского искусства определяется как организация материи усилиями коллектива. Вечное здание, по замыслу архитектора, должно превратить смертную человеческую жизнь в жизнь вечную, это осуществление Рая на земле.

Символика дома переплетается с символикой древа: оба образа могут выступать в качестве модели вселенной с подчеркнутой связью верха и низа, жизни и смерти.

Ключевое слово повести- ликвидация – создаёт лейтмотив. У него несколько синонимов: устранение, уничтожение, погибель. Мотив уничтожения людей и природы ради дома звучит постоянно. Все герои ощущают опустошённость. «Чиклин разрушал землю ломом, и его плоть истощалась». Образы людей с мёртвой душой.

Символ сплошной коллективизации – грибы, заготовленные крестьянами, воспринята как колхозное заключение, плен. Лозунги подложного содержания. Процесс коллективизации пронизан насилием. Крестьяне становятся жертвами произвола. Образ страны, превращённой в лагерь.

Платонов обнажает действие механизма насилия: тот, кто причастен к нему, сам становится его жертвой. Трагедия в том, что погибают как раз те, ради кого принесены кровавые жертвы. Строительство остановилось на выкапывании котлована для фундамента. Превращение котлована в могилу не только для строителей, но и для будущего России (символ будущего – девочка Настя, её мать Юлия – воплощение прошлой России). Открытое сравнение стройки с могилой: «Там могилы роют, а не дома».

Юлия – низведение человека до уровня животного, мучительная голодная смерть, полное отчуждение и враждебность окружающих.

Настя – слабость, смерть от голода и холода, нежизнеспособность. Смерть Насти заставляет героев думать, что нет никакого коммунизма. Описание захоронения Насти в специальной могиле говорит о вере в её будущее бессмертие.

В финале «падение» героев, дерзнувших вознестись над миром, в пропасть воссоздает ситуацию библейских историй о грехопадении Адама и Евы и о Вавилонской башне.

Трагическая символика финала содержит сравнение умершей с «мёртвым зерном будущего», раскрывается при соотнесении смысла происходящих событий с эпиграфом Достоевского к «Братьям Карамазовым».