Проза Платонова, проблематика и поэтика, типы героев. Современные аспекты творчества

Андрей Платонов – один из немногих советских писателей, которые в своём осмыслении новой эпохи сумели перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное переустройство мира, этим он не отличался от своих современников. Верил, что наконец-то удастся победить эгоизм, создать общество «высшего гуманизма». Но уже в первых своих произведениях Платонов проявил себя художником, умеющим видеть мир неоднозначно, понимающим сложность души человека. Тоска по человечности в рассказах Платонова неотделима от внимания к отдельному человеку. Следовал традиции Гоголя и Достоевского.

К концу 1920-х гг. – повести «Епифанские шлюзы» (1926), «Сокровенный человек», «Происхождение мастера». Появляются сатирические рассказы, и свободу ограничили. Обвиняли в идейных грехах, повесили ярлык кулака. Для Платонова было важно печататься, и он пытался перестроиться.

Рассказы Платонова 20-30х: "Песчаная учительница", "На заре туманной юности", "Фро" и др. В них светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира. Все его герои – молодые честные люди, деятельные народные характеры из глубин русской жизни. Они полны горячих надежд. Они еще и подвижники, порою превозмогая жалость к себе, они вкладывают свою жизнь и судьбу в общее дело. Платонов выражает своё видение жизни. Его герои честны, хотят жить правдой. Поискам этой правды посвятил свою жизнь Макар Галушкин из рассказа «Усомнившийся Макар». Он считает неправильным то, что транспорт везёт пустые бидоны из-под молока из Москвы, предлагает построить трубу для перекачки молока. Начальник, к которому он обратился, говорит: «Я исполнитель, а не выдумщик труб». Человек, стремящийся быть полезным, деятельный, беспокойный – не востребован.

Проблема жизни и смерти – одна из центральных. Осознание связи живых и мёртвых, людей и животных, человечества и природы. ФРО!

Роман «Чевенгур» (1929). в нём отразился сюжет построения «башни высотою до небес», основанный на легенде о вавилонском столпотворении. В Чевенгуре – постройка маяка, чтобы люди в степи могли идти на огонь. Роман был опубликован в России – в 1988. Чевенгур – это уездный город. Символика выражает центральную проблему романа: изображение попытки создания коммунистического общества в нищей, лапотной стране. Автор стремится показать несостоятельность идей возможности построения социализма в этой стране, но при этом тут же существует надежда на создание этого социализма. Однако выясняется, что «коммунизм действует отдельно от людей», поэтому и приходит к героям осознание, что никакого коммунизма нет в Чевенгуре. Создают какие-то бесполезные приборы, не понимают сути коммунизма. Вера в воскрешающую силу коммунизма говорит об отношении к нему героев романа как к религии.

Происходящее в романе порой потрясает сочетанием жестокости и обыденности. «Коммунизм должен быть едким — для хорошего вкуса». Расстрел в Чевенгуре уцелевших буржуев. Но так как счастье не наступает, вылавливают полубуржуев и выгоняют их в степь.

Роман заканчивается слиянием героя с природой и возвращением его к отцу – слияние с первобытны хаосом и потеря надежды на возрождение. Чевенгур захватывают казаки, и Саша утопился в том же озере, что и его отец-рыбак.

Повесть «Котлован» (1930). При жизни Платонова повесть не издавалась. Выражает сущность эпохи «великого перелома». В повести отразились главные исторические события конца 20-х-н30-х: индустриализация и коллективизация. Символом преобразований Платонов выбрал проектирование и строительство «общепролетарского дома», предназначенного для переселения трудящихся целого города из частных домов. Во второй части (действие в деревне) аналогом общего дома становится «оргдвор», где собираются лишённые имущества, вступившие в колхоз крестьяне.

Обречённость проекта переустройства природы и общества, основанного на насилии. Переплетаются 2 сюжета: странствие главного героя в поисках истины и испытание очередного проекта улучшения жизни человечества. Герой – странник поневоле, насильно вытолкнут из привычной жизни, лишён средств к существованию.

Процесс коллективизации пронизан насилием. Крестьяне становятся жертвами произвола. Образ страны, превращённой в лагерь. Превращение котлована в могилу не только для строителей, но и для будущего России.

Для широкого круга читателей его произведения были открыты только в 1990-е. Тяжёлая жизнь: исключили из партии, травили, арестовали сына, который потом скончался от тюремного туберкулёза.

Особенности его творчества: необычные герои, неожиданный оборванный финал, невозможность изложить произведение ни на основе логики событий, ни на основе логики героев; плотность повествования. Необычная философская насыщенность

В 1930-е гг. выступает как критик, рецензент, журналист. Много рассказов о самоотверженных людях («На заре туманной юности»), о личностях. Новая лирическая проза о любви, о мире детства («Река Потудань», «Июньская гроза»). Мало издается. Единственный сборник – 1937, «Река Потудань». Мог писать только критику.

В годы войны был корреспондентом, писал очерки и рассказы о героизме людей. После войны – один из лучших рассказов, «Семья Иванова». Рассказ подвергается жестокой критике. Ермилов «Клеветнический рассказ Платонова». После этой статьи Платонова практически не печатают.

В 1940-50-е гг. выступает как сказочник («Волшебное кольцо»).