Проблема гуманизма в произведениях о гражданской войне (А.Фадеев, И.Бабель).
Рассказы М.Зощенко. Особенность сказовой манеры. Автор и герой.
Сатира как таковая в ХХ в. не существовала. Пролетариату она не была не нужна. Был дан заказ на вдохновение. Литературу стали приводить к единому идеологическому и эстетическому знаменателю.
Сатира считается разновидностью комического. В основе комического всегда несоответствие (любого рода). Сатира всегда должна являть отрицание какого-то явления, осуждать социальное противоречие.
1920-е гг. – расцвет сатиры: Аверченко, Тэффи, Булгаков, Довлатов, Войнович и т.д. Вернулись жанры анекдота, антиутопии и др.
У истоков советской сатирико-юмористической прозы находится М. Зощенко. Он стал создателем оригинальной комической новеллы, которая продолжила традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль. Прославился же он исключительно за счёт своих рассказов (фельетонов),которых он написал больше тысячи. Наиболее известные среди них: «Аристократка», «Баня», «История болезни», «Нервные люди», «Галоша», «Монтёр». Стилизация речи героев в форму сказа – способ передачи характера и социального облика.
Сказовая манера: внешне простая и доступная. Контраст между невозмутимой маской рассказчика и трагикомическими ситуациями, о которых он говорит. Таким образом, двуплановость: 1. То, что рассказывается. 2. То, что как бы случайно прорывается.
Установка на чужую устную речь. Герои (обычно – рассказчик и слушающий) составляют низший познавательный план рассказов. Высший формально-эстетический уровень создаётся автором и его читателем.
Зощенко предоставил народной массе заговорить непосредственно от своего имени. Это был новый для литры язык - груб, неуклюж, бестолков. Для речи характерны: вульгаризмы, неправильные грамматические формы и синтаксические конструкции, автор сумел перенять интонацию речи у народа, выражения, обороты. В его языке запросто могли встретиться такие выражения, как "плитуар", "окромя", "хресь", "етот", "в ем", "брунеточка", "вкапалась","для скусу", "эта пудель", "животная бессловесная". Комичен не только его язык, но и место, где разворачивалась история очередного рассказа: кухня, баня, рынок, трамвай. И сама история: драка в коммунальной квартире из-за дефицитного ёжика, ерунда с бумажными номерками в бане, случай в трамвае, когда пассажира выпроводил из транспорта его же племянник - кондуктор за нежелание платить.
Зощенко сумел сделать сказ очень емким и художественно выразительным. Герой-рассказчик только говорит, однако посредством сказовой манеры отчетливо передаются и жест героя, и оттенок голоса, и его психологическое состояние, и отношение автора к рассказываемому.
Герой Зощенко - обыватель, человек с убогой моралью и примитивным взглядом на жизнь. В таких маленьких шедеврах, как "На живца", "Аристократка", "Баня", "Нервные люди", "История болезни" и других, автор как бы срезает различные социально-культурные пласты, добираясь до тех слоев, где гнездятся истоки равнодушия, бескультурья, пошлости. Герой среднестатистический, со средним заработком; не обладает богатым внутренним миром; ценности выбраны неправильно; мировоззрение узко. Живет мелкими заботами, ссорами. Мечты есть, но ему комфортно и в той действительности, которая у него есть.
Выделяют несколько типов персонажей: вызывающие резкое неприятие у автора и вызывающие сострадание. Революция не оказала на их психологию и сознание положительного влияния, но они пытаются приспособиться к новым условиям, освоить язык лозунгов и газет, совершенно им непонятный. Так получается «галантерейный язык» - смешение всех стилей и языков всех слоёв, через которые проходит герой в жизни.
Происходит инвентаризация человека. "Баня": Номерок – один из важных образов: баня начинается с номерка. Нет индивидуальности, инвентаризационный номер. Нет имени, нет возраста. Это человек массы. Номерок заменяет имя, становится символическим образом в контексте истории литературы ХХ в.: от Замятина до Солженицына.
Важная особенность – несоответствие названий и финалов.
Аристократка - Повествование ведет сам персонаж, это сказовая манера, т.к. повествование ведется от сильно индивидуализированного лица. Главный герой – тип маленького человека, не обладающего культурным багажом. Ирония автора заключается уже в самом названии рассказа. Для героя признаки аристократизма — это шляпка, чулочки фильдекосовые, мопсик, зуб золотой. Между тем, наделенная всем этим, его подруга демонстрирует отнюдь не аристократические манеры.
Театр как символ жухов культуры здесь выступает как фон, на котором бескультурье, невежественность, невоспитанность людей выступают наиболее ярко.
Григорий Иванович идет в театр только потому, что в ячейке ему выдали билет. Он не скрывает, что спектакль не вызывает у него ничего, кроме скуки. Аристократку же в театре, видимо, особенно привлекает буфет, ибо именно туда она направляется с началом антракта.
Все повествование вызывает комический эффект, а в сочетании с языком повествователя — смех. Речь рассказчика пестрит жаргонизмами, просторечиями, каламбурами, ляпсусами. Чего стоит только выражение «аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место
Даму он называет «этакая фря», себя сравнивает с «буржуем нерезаным».
Бабель, «Конармия» cборник небольших новелл о гражд войне, связанных единим образом повествователя и повторяющ персонажами без подробного описания их жизни. Жизнь, в которой переплелись героизм и жестокость, правдоискательство и душевная неразвитость, прекрасное и отвратительное, смешное и трагическое. Рассказ ведется от лица Лютова- работника штаба дивизии. Герой автобиографичен. Герой интеллигент, гуманист, думал что война осуществит интернационал добрых людей. Попытка стать своим выглядит жалко.
«Мой первый гусь». Теперь он почти как свой, и только сердце его, обагренное убийством, во сне «скрипело и текло».
В сборнике «Конармия» Бабель показывает гражданскую войну без прикрас. Писателя волнует проблема гуманизма на войне.
«Соль». Здесь Бабель заставляет нас задуматься о стихийной жестокости народа в гражданской войне. Доброта к женщине с ребенком и жестокость к обманщице.
«Смерть Долгушова». Сам факт выбора, который приходится делать Лютову, глубоко трагичен. Убить человека — нарушить внутренний нравственный закон. Не убить — значит обречь его на более медленную и мучительную смерть. В основе мышления Бабеля – карнавализированное мироощущение (жизнь, вывернутая из обычной колеи, мир наоборот, освобождение от законов обычной жизни).
«Разгром» Фадеев. Один из самых серьезных гуманистических вопросов, рассматриваемых в литературе о гражданской войне, — это проблема, что же отряд должен в сложной ситуации делать со своими тяжелоранеными бойцами: нести их, взяв с собой, подвергая весь отряд риску, бросать, оставляя на мучительную смерть, или убивать. Большое место в этой повести занимает описание событий, увиденное глазами Мечика — интеллигента, случайно попавшего в партизанский отряд. Ни ему, ни Лютову — герою Бабеля — солдаты не могут простить наличия очков, а также рукописей и фотографий любимой девушки в сундучке и прочих подобных вещей. Мечик вообще никогда не удостаивался доверия. Бабель явно сопереживает Лютову, Фадеев, наоборот, всячески стремится очернить интеллигенцию в лице Мечика. Мечик — гуманист, и моральные принципы партизан (а вернее, почти полное их отсутствие) вызывают у него сомнения, он не уверен в правильности революционных идеалов.
Морозка. Ему присуще чудесное качество - любовь к людям. Первый раз он доказал это, спасая Мечика, рискуя собственной жизнью, а впоследствии почти каждый его поступок свидетельствовал об этом. Ярким примером является его поведение на «суде». За любовь к народу, за преданность делу, за доброту, за гуманное начало, оно выражается даже в любви Морозки к Мишке, своему коню, - за эти лучшие человеческие качества автор любит Морозку и заставляет читателя симпатизировать ему, несмотря на многие его недостатки, с горечью он пишет о героической смерти Морозки и почти на этом заканчивает роман.
Сосредоточением лучших качеств человека является Левинсон. В его лице Фадеев изобразил лучший тип вождя масс, наделенного умом, решительностью и организаторскими способностями.
Стиль. Воронский: отношения между мечтательностью и «бабищей-жизнью». Современники начали читать по коду литературы бытовой, натуралистической. В основе мышления Бабеля – карнавализированное мироощущение (жизнь, вывернутая из обычной колеи, мир наоборот, освобождение от законов обычной жизни). Карнавал как миросозерцание сближает священное и профанное, высокое и низкое, мудрое и глупое (Бахтин). Это надо учитывать, чтобы понять «Конармию».