М.Цветаева и А.Ахматова. Природа сходства и несходства.

Две женщины, женщины — ПОЭТЫ, а не поэтессы. На этом настаивали обе: и Анна Ахматова, и Марина Цветаева. До них пока не было дано подняться ни одному женскому имени в литературе. Детство той и другой было печальным, судьба обеим выпала тяжелая. много потерь.

Цветаева увлеклась поэзией Ахматовой, а также личностью, стоявшей за стихами. Она сотворила себе образ «роковой красавицы», называла ее «Музой Плача» и «Златоустой Анной всея Руси». Впоследствии, когда Цветаева будет писать ей восторженные письма, Ахматова отнесется к ним с присущей ей сдержанностью.

Хорошо сказал о поэтическом и психологическом различии той и другой известный русский эмигрантский исследователь литературы Константин Мочульский — еще в 1923 году:

«Цветаева всегда в движении; в ее ритмах — учащенное дыхание от быстрого бега. Она как будто рассказывает о чем-то второпях, запыхавшись и размахивая руками. Кончит — и умчится дальше. Она — непоседа. Ахматова — говорит медленно, очень тихим голосом; полулежит неподвижно; зябкие руки прячет под «ложноклассическую» (по выражению Мандельштама) шаль. Только в едва заметной интонации проскальзывает сдержанное чувство. Она — аристократична в своих усталых позах. Цветаева — вихрь, Ахматова — тишина... Цветаева вся в действии — Ахматова в созерцании...».

У обеих в творчестве большое место – тема любви. поэты часто говорят об одном, хотя и по-разному. Общим мотивом звучит в лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой отношение той и другой лирической героини к сопернице: равнодушие, чувство гордого женского превосходства, но не зависть и не ревность к ней - "простой женщине", "трухе рыночной" (М. Цветаева), "дурочке" (А. Ахматова). Слово любовь для Марины Цветаевой ассоциировалось со словами Александра Блока: тайный жар. Тайный жар — это состояние сердца, души, — всего существа человека. Это — горение, служение, непрекращающееся волнение, смятение чувств. Но самое всеобъемлющее слово все-таки — любовь. особенность восприятия лирики М. Цветаевой заключается в том, что ей приписывают мужское, сильное начало. оттенки чувства лирической героини А. Ахматовой идут от понимания любви как страсти, любви как борьбы, поединка душ. В любовной лирике М. Цветаевой душе лирической героини нет "равносильного", нет и борьбы, поединка, есть только самоотдача себя любимому человеку. Он - "желанный", "жаленный", "болезный"!

Цветаеву и Ахматову, к 1920–м годам достигших своего расцвета (стихотворные сборники Ахматовой «Белая стая», 1917, «Подорожник», 1921, «Anno Domini», 1922), невозможно не сравнивать именно в любовной лирике. Примечательно, что героиню Ахматовой никто никогда не упрекал в эгоцентризме, хотя она может начать диалог с возлюбленным с такой реплики: «Тебе покорной? Ты сошел с ума!». И напротив, эгоцентризм — стержень всего цветаевского творчества, но у нее в теме любви как отражение исконной женской доли абсолютизируется мотив жертвенности и покорности: «Мне… жерновов навешали на шею», «Я не выйду из повиновенья», «Пригвождена к позорному столбу… Я руку, бьющую меня, целую»; или от имени женщин всех времен, страдающих в любви, горький вопрошающий крик — «Мой милый, что тебе я сделала?» В обращении к возлюбленному, который придет хотя бы через сто лет, рассказ о том, как «…я у всех выпрашивала письма, / Чтоб ночью целовать».

В лирике А. Ахматовой очень часто страдающая роль принадлежит мужчине. Он "совенок замученный", "мальчик-игрушка", "неприкаянный". С ним может случится Беда любви Лирическая же героиня М. Цветаевой говорит: "...мне ни один влюбленный не вывел палат". Для лирики М. Цветаевой закон, что мука любви, страдание - доля только женская. Тема разлуки, разрыва освещена неоднократно, разносторонне. И сюжеты встречаются сходные, но Ахматова даже самые трагические чувства, даже кипящую лаву страсти и боли неизменно заключает в гранитную оправу стиха. Цветаева же о своей лирике позднее напишет так: “Я всегда билась — и разбивалась вдребезги… и все мои стихи — те самые серебряные сердечные дребезги”.

Интересно, что первый сборник Ахматовой – «Вечер», а Цветаевой – «Вечерний альбом» (стихи 15-17 летней цветаевой)

Обе любили и писали о России. Сумятица и боль трагичного периода в жизни России проникают и в их стихи. У Ахматовой это ноты тревоги и печали, муки совести, постоянное ощущение сумятицы внутри и боль за судьбу Родины. У Цветаевой - кипение страстей, постоянные контрасты и острое предчувствие гибели. У Ахматовой все чаще слышится традиционный для женской поэзии молитвенный стиль, и молится она о судьбе своей страны. У Цветаевой, особенно в период эмиграции, слышна ненависть ко всему, что так перевернуло эпоху, и в то же время невыносимая боль от разлуки с любимой землей.

Если Ахматова вырастала в поэта России, если она несла в себе свою эпоху (ее потом так и звали: «Эпоха»), то Цветаева-поэт превращалась как бы в «гражданина Вселенной».

Обе изучали пушкина. У А — и эта работа будет соответствовать ее натуре: неспешное обдумывание, сопоставление различных источников, и, конечно, множество важных и тонких открытий.

Марина Цветаева займется пушкинской темой несколько позже, не изучая Пушкина так углубленно, как Ахматова. Ее суждения, «формулы» беспощадны, пристрастны; ахматовские наблюдения —сдержанны, хотя и не бесстрастны; за каждой мыслью стоит гора переработанных, обдуманных источников. Хотя обе были диаметрально противоположные «пушкинистки» (Цветаева в этом отношении очень раздражала Ахматову), их роднила нелюбовь к Наталье Николаевне Пушкиной (Гончаровой).

Ахм – типичная женщина, воплощение судеб, биографий. Цветаева тоже – богомолка, боярыня, хозяйка города.

 

25. Лирика Цветаевой. «Лики» лирической героини. Особенности поэтики

2 первые книги: «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1911). В этих книгах она не выходит за пределы камерной лирики. Дом,гостиная,детство,куклы,сестра,родители.все это есть в ее стихах(«Детская», «Наша зала»). В альбоме появляется лирическая героиня – молодая девушка, мечтающая о любви. «Вечерний альбом» – это скрытое посвящение. Перед каждым разделом – эпиграф, а то и по два. Некоторые стихи уже предвещали будущего поэта. В первую очередь – «Молитва», написанная Мариной в день семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года: Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня. В «Вечернем альбоме» Цветаева много говорит о себе, о чувствах к дорогим ей людям; в первую очередь о маме и о сестре Асе («Маме, «Мама в саду», «Мама на лугу»).

Одна из главных черт лирики Цветаевой – самодостаточность, творческий индивидуализм и даже эгоцентризм. В ранних стихах это отъединенность гениального ребенка, знающего свою правду, от мира взрослых: Мы знаем, мы многое знаем Того, что не знают они!

Ранее осознание противостояния поэта и «всего остального мира» сказалось в творчестве молодой Цветаевой в использовании контраста. Это контраст вечного и сиюминутного, бытия и быта. В лучших стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между «землей» и «небом», между страстью и идеальной любовью. В «Волшебном фонаре» мы видим зарисовки семейного быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзажи Москвы и Таруссы. Темы и образы двух первых книг Цветаевой объединяет «детскость» – условная ориентация на романтическое видение мира глазами ребенка.

С середины 1910-х появляется уже сформировавшийся Цветаевский голос. Наиболее крупные стихотворные циклы — «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» и «Песнопения златоустой Анне» («Ахматовой») (1916).

Цикл «Стихи о Москве» - цикл, который закрепляет русскую тему в творчестве Цветаевой. Героиня «московских стихов» Ц. как бы примеряет разные личины обитательниц города, и древнего и современного: богомолка, посадская жительница, «боярыня», прозревающая свою смерть, всегда — хозяйка города, радостно и щедро одаривающая им каждого, для кого открыто ее сердце.

«Стихи к Блоку» открывают тему поэт, творчество и их роль в жизни. Блок для Цветаевой не только великий современник, но своего рода идеал поэта, освобожденный от мелкого, суетного, житейского. «Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил».

"Песнопения «златоустой Анне» («Ахматовой») — отражение еще одной грани этой темы. Верящая в свою поэтическую силу («Знаю, что плохих стихов не дам»), она, для которой Ахматова была единственной достойной соперницей среди современниц, представлявших женскую лирику, ни одним словом, ни одной интонацией не показала зависти или недружелюбия; напротив, только восхищение и готовность признать превосходство своей современницы.

Можно считать, что к 1917 г. становление Ц.— поэта состоялось. Уважая западноевропейскую культуру, она сразу обозначила свою зависимость от классической традиции, и реминисценции, аллюзии в ее произведениях — дело обычное.

Годы Гражданской войны оказались для Ц. очень тяжелыми. Сергей Эфрон (муж) служил в рядах Белой армии. ТОгда появился цикл стихов «Лебединый стан», явившийся откликом на события гражданской войны, проникнутый сочувствием к белому движению. Отразил главную трагедию переломной эпохи; задает трагическую интонацию всему дальнейшему творчеству. Отразилась общая катастрофичность бытия. Главная тема «Лебединого стана» - трагедия белого движения: страдания, муки, скорбь героини. Октябрьскую революцию Ц. не приняла. Тоска по прежней России сказывается в таких лиpических стихах, как "Рассвет на рельсах", "Лучина" и др., сплетается с думой о новой Родине, котоpую поэт еще не видел и не знает. Россия – выражение духа бунтарства, непокорности, своевольства. («Ох, Родина-Русь,Неподкованный конь»),

Образ ЛГ-женщины с «гордым видом» и «бродячим нравом», которой «все нипочем». Любовь строптивая, безудержная, звонкая, нежная - такой ее воспевает Ц.. Ее героиня не тихая и робкая, скрывающая свои чувства женщина, а сильная и смелая, не боящаяся своих чувств;. Любовь – «поединок роковой», где героиня - “воительница”, бунтарка. Она – против всех (“Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...”)

Лирика Цветаевой 1917—1920 гг. была объединена ею в сб."Версты", вышедший двумя изданиями в Москве (1921, 1922). Наступивший нэп Цветаева восприняла резко отрицательно. Действительность и историю она воспринимает теперь как противоположность поэзии, которая является единственным убежищем для автора и для цветаевских героев. Расширяется жанровый диапазон цветаевского творчества: она пишет драматические произведения, обращается к жанру поэмы. - "Царь-девица", "Молодец", "Поэма Горы", «Поэма конца».

1921 г. – известие от мужа, что он жив. Цветаева в 1922 г. вместе с дочерью уезжает из СССР сначала в Берлин, а затем в Прагу. Чешский период эмиграции Цветаевой – немного более 3 лет.

1923 – «Ремесло»; «Психея. Романтика». Поворот к более широким темам. Центральное место занимают поэмы. «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма лестницы». Эти поэмы скорее лиричны, продолжение любовной лирики, но другое измерение темы.

«Поэма Горы» - символично уже название. Гора в то время была на окраине, считалась местом встреч влюбленных. Резкое членение мира по вертикали: от земли к небу, от быта к бытию. «Выброс вверх», огромность чувства любви и боли. «Высота бреда над уровнем жизни». Он – немного недотягивает до уровня лирической героини, объект ее страсти.

«Поэма конца». Проход героев вокруг горы. Гаснущая надежда на возврат любви; запечатлен самый момент разрыва.

С 1925 г. – переезд в Париж. Парижский период. Ищет новую форму. Мемуары, воспоминания, «поэт о поэте»: «Живое о живом», «Пленный дух», «Слово о Бальмонте». Много литературно-критических статей - о Маяковском и Пастернаке. Переписка с Пастернаком, Рильке. Среди любимых имен поэтов, друзей-поэтов – имя Пушкина («Пушкиниана»).

1939 г. – Цветаева возвращается на родину. Радостного возвращения не получилось. Вскоре арестованы муж и дочь. С большим трудом готовит сборник, но готовым он был отвергнут. Началась война, сложности с сыном.

31.08.1941 года покончила с собой.

Тема смерти – одна из ведущих (как и темы жизни, любви). Отношение к смерти было непростым: с одной стороны, боялась, с другой – смерть привлекала, побуждала любопытство. Тесно в рамках земного бытия. Стремится за пределы.