Поэзия 1930-х годов (О.Мандельштам, Н.Асеев, М.Светлов и др.).
Жанрово-стилевые особенности поэзии периода гражданской войны (Маяковский, Блок, Хлебников и поэты пролеткульта)
Поэзия 20-х годов представляла собой сложную картину школ и тенденций, оставшихся по наследству от эпохи символизма. Общая художественная тенденция, в основе которой лежало приятие и осмысление революции как грандиозного героического события.
Эту тенденцию представляли собою пролеткультовские поэты, но их творчество оказалось слишком умозрительным, пафос - абстрактным, а идеи — схематичными. Куда конкретнее и выразительнее оказался здесь поэт, который еще совсем недавно публиковал посредственные стихи и басни в большевистской периодической печати, — Демьян Бедный.
Революция 1917 г. в России завершила идейную борьбу в начале XX в. А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский радостно приветствовали великое событие: «Слушайте, слушайте музыку революции!» (Блок) «Четырежды славься, благословенная» (Маяковский), «Что нам слюна иконная в наши ворота в высь?»(Есенин).
Восстал народ на народ, братья на братьев, разруха, гонения на церковь, беззаконие, торжество лжепророков от марксизма, прельщение идеями «свободы, равенства, братства». И трагичен финал Блока, Гумилева, Есенина, Маяковского
Владимир Маяковский – начинал как футурист и экспериментатор (разбил традиционный стих - стихи в форме «лесенки», оригинальные ритм и рифмы, гиперболы, метафоры), но большинство своего творчества посвятил службе революции («Он и революция – близнецы.») и строительству социализма.
После 1917 г. писал даже агитационные плакаты (окна роста). Тип поэта-оратора, выступающего на литературных вечерах. Смысл творческого развития Маяковского в пятилетие с 1917-22г заключается в решительном сближении поэзии с насущными задачами и повседневными делами, выдвинутыми развитием революционной действительности, с задачами большевистской партии, с политикой гос-ва, с интересами революцион.народа. Реализм Маяк.стал социалистическим.
Формирование Маяк.в лучшего советск.поэта связано с его ожесточенной борьбой против разного рода лит-ных группировок и течений, противостоявших зарождающейся советской лит-ре.
А. Блок. В январе 1918 года создаются поэмы «12» и «Скифы», а также публицистическая статья «Интеллигенция и революция». Блок считает, что революция ведет к неведомым, но прекрасным целям. Поэма «12» революционна не только по духу, но и по своей художеств.структуре. «Вихревое», «музыкальное» начало революции выступает в ней то как мелодически-песенное, то как прозаизированное, говорное, то в лейтмотивных повторах. В «12» контрастно противопоставлены сатира на старый мир и трагический и героический апофеоз революционной «бури» . Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряженные отношения в семье и восприятие конца Гражд.войны и начала нэпа как спада "революционной волны" приводят к творческому кризису: после января 1918 года он почти не создает лирических стихотворений. 1920-1921 годы пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью.
Основные положения футуристической программы своеобразно выразились в творчестве Велимира Хлебникова –участника группы кубофутуристов (или «будетлян», как назвал их поэт). Произведения этого большого и оригинального художника явно не укладывались в программные рамки футуристического течения. Опыты его в области стихосложения, языковое творчество, упорное стремление обновить, оживить слово, выявить его «корневой», глубинный смысл, вывести из него целые ряды родственных значений и звучаний – все это оказало плодотворное влияние на развитие русского стихосложения.
Поэзию Хлебникова сближает с лирикой Маяковского гуманистический протест против превращения человека в буржуазном мире в вещь, мотивы бунта человека (поэма «Журавль»). Хлебников выступает как создатель «первобытной» утопии о докультурной гармонии человека с природой («Лесная дева», «Шаман и Венера» и др.). Для поэта современность – только отрезок в нескончаемом ряду времени, которое в своем движении может быть устремлено и в будущее, и в прошлое. Метод «сдвига» во времени лег в основу многих его произведений; образы современности и первобытного мира, мифологии часто выступают у Хлебникова в одном ряду («Маркиза Дэсес», «Внучка Малуши» и др.). Противопоставляя буржуазной действительности культуру далекого прошлого, Хлебников идеализировал некое «естественное» бытие, поэтизировал людей, которые и в современности сохраняют свою «естественность», первобытную красоту («Охотник Уса-Гали»).
Принцип временных «сдвигов», ставший основой художественного мышления поэта, обусловил и его подход к поэтическому языку, реформу которого он предпринимает. Выявляя фольклорно-мифологические формы мышления («Дети Выдры» и др.), Хлебников пытается выделить в слове смысл, заложенный в нем в древнюю эпоху, «разложить» слово на его «первоначальные» значения, части, из которых поэт производит затем новые слова, стремясь создать новый тип языкового мышления. Так строилось хрестоматийно известное стихотворение поэта «Заклятие смехом» (1908–1909). Теория «сдвигов» отразилась и в собственно поэтической манере Хлебникова – в «сдвигах» синтаксиса, интонации, ритмики стиха.
Война оказала на Хлебникова, как и на других футуристов, сильнейшее воздействие. В 1916 г. он был призван на военную службу, служил рядовым. В поэмах «Война в мышеловке», «Невольничий берег» он резко выступил против империалистической бойни. Антивоенные стихи Хлебникова были наиболее идейно и художественно значительными в его поэзии.
Октябрьскую революцию Хлебников воспринял восторженно, Он приветствовал революцию как вихрь «всеочищения», говорил об исторической справедливости ее («Ночь в окопе», 1918–1919), встал на защиту нового мира. Но в его стихах прорывались и прежние идеи о мистической предопределенности исторических событий. Революция трактовалась им прежде всего как стихия (поэма «Ладомир»).
Жанровая система поэзии Хлебникова сложна и подчас глубоко отлична от классической. В ней встречаются и малые (стихотворения), и большие формы (поэмы, драмы, рассказы, повести), и так называемые «сверхповести». До нас дошло более пятидесяти поэм Хлебникова, среди них – произведения лирические, эпические, драматические и произведения того особого, «хлебниковского» жанра, в котором лирика оборачивается эпосом, эпос – драмой, и наоборот.
Самым значительным произведением Хлебникова, в котором наиболее наглядно выразились основные черты его поэтики, является поэма «Ладомир». поэме речь идет обо всем мире и обо всем человечестве, обо всех временах и обо всех пространствах. Поэма – о революции. О революции как конкретном социальном явлении и о революции как явлении космическом, природном, беспредельном.
Пролеткульт появляется в переломн.момент - конец модернизма и начало эпохи советской лит-ры. Активными деятелями П. были: А. Луначарский, А. Богданов, Ф. Калинин, Н. Лукин, В. Игнатов и др. Пролетк. ставил своей целью организацию новой, пролетарской культуры, для чего необходимо было развивать творчество пролетариата, поощрять самодеятельность и творческую инициативу рабочих и крестьян. Поэты Пролеткульта воспевали «мировой Октябрь», «железного пролетария» и другие абстрактные романтические образы.
Пролеткульт. В 1918-1920 гг. издавались поддерживаемые правительством журналы "Пламя" (Петроград) и "Творчество" (Москва). В это время появился самостоятельный орган - Пролеткульт, который просуществовал до 1928 года. Он объединял большую армию профессиональных и полупрофессиональных писателей, вышедших главным образом из рабочей среды. Наиболее известны М.Герасимов, А.Гастев, В.Кириллов, критики В.Плетнев
Идеологами Пролеткульта были А. А. Богданов, А. К. Гастев, В. Ф. Плетнёв. Целью декларировалось развитие пролетарской культуры. По мнению Богданова, любое произведение искусства отражает интересы и мировоззрение только одного класса и поэтому непригодно для другого. Следовательно, пролетариату требуется создать «свою» собственную культуру с нуля.
Пролеткультовцы считали необходимым отказаться от культурного наследства, резко противопоставляли пролетарскую культуру всей предшествующей ("буржуазный язык", "буржуазная литература", по их мнению, должны исчезнуть).
Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике В.И.Лениным в письме ЦК РКП(б) "О пролеткультах", и в начале 20-х годов эта организация была ликвидирована в административном порядке.
Идеология Пролеткульта нанесла серьёзный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие.
В творчестве Мандельштама можно условно выделить три периода. Первый приходится на 1908— 16 годы. главная тема его поэзии — тема общечеловеческой, не знающей границ культуры (цикл “Петербургские строфы”). Городской пейзаж Мандельштама насыщен историческим содержанием. Поэт создает также стихи о музыке и музыкантах, о творчестве.
2этап: 1917-28гг. Исторические потрясения этого времени получили отражение в поэзии. Стих-ие “Век” передает нам ощущение Мандельштамом трагизма истории. Поэт считает, что в революции есть сила, способная принести ожидаемое. Самым значительным из откликов Мандельштама на революцию 1917 года было стих-ие “Сумерки свободы”, в котором тема отчаяния звучит очень громко.
3 этап: осень 1930г. Цикл стихов об Армении. Иногда Мандельштаму становится “страшно, как во сне”-. Такие стихи, как “Старый Крым”, “Квартира тиха как бумага”, “За гремучую доблесть” и резкое стихотворение против “кремлевского горца” (Сталина) фактически стали приговором поэту.
Начало 30–х годов в жизни и творчестве Мандельштама было ознаменовано поездкой в Армению. Результатом путешествия стал цикл "Армения" (1931), состоящий из 12 стихотворений. Жизнь тосклива, на лицах — скорбь и слезы, и поэта не покидают мрачные предчувствия. Эти стих-ия проникнуты чувством любви и братства разных народов, поэт говорит о том, что общечеловеческое выше национального.
Размышления о сломанной судьбе поэта. Это и внешнее заметное старение ("Еще далеко мне до патриарха…"), и внутренняя надломленность ("Куда как страшно нам с тобой…"), и безысходное чувство одиночества ("…я один на всех путях"), и скорбное сознание отторгнутости ("Я — непризнанный брат, отщепенец в народной семье"). Поэт тяжело пережил драму общественного непризнания.
Тема поединка творца и тирана. "Я с дымящей лучиной вхожу..", где рисуется образ "шестипалой неправды", которая ассоциировалась со Сталиным. Лирический герой знает, что ждет его, он приготовлен к самому худшему: мгновенному поеданию или ссылке в сибирские степи, "где течет Енисей".
В стихотворении "Холодная весна. Бесхлебный робкий Крым…" уже говорится о злободневных кровоточащих ранах родной страны и ее народа. "Помоги, Господь, эту ночь прожить".
Москвоский цикл (1931–1933): не спрятаться "за извозчичью спину" города "от великой муры" современности, от "срамоты", зияющей из "черных дыр". Поэт все чаще думает о своей ответственности перед временем, о своей неизбежной причастности к нему.
Доказательством и выражением этой причастности стало высокогражданственное стихотворение "Мы живем, под собою не чуя страны…" (1933). Это не только исключительно хлесткая эпиграмма, направленная в адрес Сталина, это памфлет против всей системы террора, репрессий, произвола, страха и подавления свободы.
В воронежском цикле стихов (1935–1937) Мандельштам достигает исключительной цельности, ощущения величественности мироздания, многогранности видения жизни, точности и выразительности передачи ее картин. В творчестве поэта возникает новая для него тема природы, родной земли ("Я к губам подношу эту зелень…", "Чернозем", "Мой щегол, я голову закину…"). Поэт поднимается к воссозданию вечных тем мирового искусства ("Тайная вечеря"), разрабатывает высокие философские мотивы ("Может быть, это точка безумия…").
В то же время свою воронежскую ссылку Мандельштам осознает как обрыв, пропасть, в которую он провалился. Он остается верным духу протеста против тюремного режима. Насилию и несвободе он противопоставляет жажду жизни. "Стихи о неизвестном солдате", в которых он выразил свое единение с другими жертвами сталинского режима.
СВЕТЛОВ МИХАИЛ АРКАДЬЕВИЧ (наст. фамилия – Шейнкман) (1903–1964), русский советский поэт, драматург. образность, сложные сюжетные повороты в стихах, близких к балладам, делают стихи абсолютно самобытными. Ранние сборники поэта «Рельсы» (1923), «Стихи» (1924), «Корни» (1925).
Асеев Николай Николаевич. Символистская изысканность и футуристическая эпатажность (первая книга «Ночная флейта», 1914), интерес к русской народной речи (сборник «Зор», 1914), переросший в культ звукописи. Он провозглашал свою особность, свою несвязанность с миром меркантильного мещанства. Восприятие революции со стороны стихийного разгрома мещанского уклада выразилось в большой силе ненависти к реакционной обывательщине («Мы пели песни»). Острота соц.проблематики, восторженный оптимизм революционно-романтических надежд и трагизм их несопряжения с ожидаемым, видны у Асеева в сборниках «Бомба» 1921, «Стальной соловей», 1922; «Совет ветров», 1923; «Изморозь», 1927 - многообразный мир лирики Асеева, органично сочетающей гражданственный пафос и интимную камерность, новаторскую дерзость и верность традициям, «индустриализованные» неологизмы и просторечие, — и, в основном векторе своего развития, идущей от усложненной образности к прозрачной ясности стиха. Начиная с 1923г. Асеев выступает как романтик, преданный делу пролетарской революции, но задыхающийся в революционных буднях. Для его стихов хар-на установка на звук и ритм. Сближает в стихе слова по звуковым ассоциациям. Но нередко изощрённость звукового строя противоречит его идейному содержанию, затемняет смысл.