Лирический герой Есенина, природа его драматизма.

Образ ЛГ чрезвычайно эмоционален, противоречив, ему свойственны и тончайшие движения души, и в то же время слава скандалиста и хулигана его, как известно, не обошла.

Поэзия Есенина-одна из самых автобиографичных и автопсихологичных в русской литературе. Этот герой родился и вырос в деревне, в мире природы, и потому ему дорого все природное. В мире природы есенинский лирический герой обретает гармонию. Его невозможно представить себе вне мира природы, в таком случае нарушится его кровная связь с миром. Образы природы, особенно деревьев: клен, береза и т.д.(“таким усталым еще не был» Но и все ж отношусь я с поклоном К тем полям, что когда-то любил. В те края, где я рос под кленом, Где резвился на желтой траве,— Шлю привет воробьям и ворона, И рыдающей в ночь сове.)

Это очень важные образы для национальной картины мира, для создания природного пейзажа и пейзажа души ЛГ Есенина – пейзажа русской души в целом. Затем он отрывается от своей "малой родины", уходит в город, который оказывается для него "чужим миром". Тускнеет яркий и многоцветный мир поэзии Есенина. Характерно, что в поэзии Есенина почти нет городских пейзажей. В городе Поэт не находит себе места, мечтает возвратиться, слиться с природой.

В ранней лирике у Ес. христианская символика, природа, сам.главное – любовь к родному краю. Он очеловечивает природу, приближает природу к человеку, переносит явления природы на чел-ка («Не бродить, не мять в кустах багряных…»). Изображение чел-ка в общении с природой («корова», «Песнь о собаке»).

Революцию встречает восторженно, приветствует её («Да здравствует революция…»). Меняется стилистика, интонация, появляется некая лозунговость, другая лексика («Товарищ»). Февральская революция – мужичья революция. Понимает революцию с крестьянским уклоном =поэма 1918 «Инония» - условн.место ладной крестьянской жизни, Бог в образе коровы, Русь – телица. Поэма «Инония» - переход от религиозн.символики к символике крестьянской жизни. В первый год революции в творчестве слышны тревожн.нотки. 1921-1924гг – творческий кризис, представление о будущем: машина и техника подавляет всё живое.

Цикл «Москва кабацкая» (1924) - богемная обстановка быта клуба имажинистов = имажинистский период: «Сорокоуст» (1920), «Хулиган», «Исповедь хулигана», «Пугачёв». Поэт в разладе в окруж.действительностью. На смену светлым, пастельным тонам приходит мутный, ржавый, чёрный. Приходит уныние и тоска. Видит негативные стороны жизни. Неудовлетворённость собствен.судьбой. Цикл – воспоминание об утерянном навсегда.

Любовн.лирика в этот период трагична. В чертах любимой женщины видятся горькие утраты. Лир.герой беспощаден к самому себе. Поэма «Чёрный человек» (1923) лир.герой потрясён открывшимся ему метаморфозам (превратился в богемн.юношу).

Сборник стихотворений Сергея Александровича Есенина – “Персидские мотивы”, был написан во время трёх поездок в Грузию и Азербайджан, с осени 1924 по август 1925 года. В этот сборник вошли такие стихотворения как “Шаганэ ты моя, Шэганэ!”, “Ты сказала, что Саади”, “Свет вечерний шафранного края”.

В конце жизни много пишет, подъём жизнен.сил. Трагическое мироощущение присутствует, но поэт оказывается наедине с рязанским пейзажем ночью, при прохладн.свете луны («В первый раз я от месяца греюсь…»). Переход к новому философскому осмыслению жизни: грусть по уходящей жизни. Стих напевнее, чем в «М.кабацкой». Строки наполняются музыкой. Философское примирении с жизнью («Стою один…»). Меняется отношение к жещинам: лир.герой обретает чистый взгляд на женщин, появляется нежность («Заметался пожар голубой…», «В первый раз отказаюсь скандалить…», «Пускай ты выпита другим…»).

Лирический герой Есенина отличается противоречивостью и стихийностью в проявлении чувств. Он и в других возбуждал противоречивые чувства, и сам был раздираем противоречивыми страстями. Для него характерны крайности, неостуженность суждений, оценок и образов. Если тоска, то «разгульная», если чувства, то «буйные», сердце – «сумасшедшее». Поэт говорит о своей душе как о «поле безбрежном».

Чувства лирического героя Есенина часто полярны, в душе героя борются противоречивые начала, середины нет, есть крайности: «Пускай бываю иногда я пьяным, Зато в глазах моих прозрений дивный свет».

Драматизм поэзии Есенина порожден прежде всего теми историческими условиями, в которых поэт жил и создавал свои произведения. Противоречия во взглядах и творчестве Есенина являлись глубоким и серьезным отражением явлений самой жизни.

 

15. Поэмы 20х :Пастернак, Багрцкий, Есенин, Сельвинский

Поэма С. Есенина «Анна Снегина» автобиографична, в ее основе - воспоминания о юношеской любви. Но в поэме личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

Прообраз Анны - Л.И. Кашина, но она не покинула Россию. Есенин встречался с ней в Москве. "Анна Снегина" - лиро-эпическая поэма. Ее главная тема - личная, но ч-з судьбу поэта и главн.героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центр. образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени - полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина - символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя - символ утраченной юности. Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены. Но время, революция не отняли у героев памяти о любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, - печальная закономерность, трагедия много русских людей того времени. Поэт - герой поэмы - постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов.

И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным. И лишь в финале звучит светлый аккорд - воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы - это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но - и это главное в поэме - все человечески прекрасно светлое и святое живет в герое.

Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. События даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношения к ним автора. Одна из главных тем поэмы - тема братоубийственной гражданской войны. Для Есенина главное - нравственные качества людей, и он рисует в своей поэме ряд колоритных крестьянских типов пореволюционной эпохи.

Прон для Есенина — новое проявление национального характера. Он русский традиционный мятежник новой формации.

«Черный человек» - это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое - в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным. Жанр лирической исповеди. Образный мир поэмы построен на использовании галлюцинации. Трагический пафос Поэмы воспринимается как лирический реквием автора.

В 1926 г. Багрицкийзакончил поэму «Дума про Опанаса». В поэме трагически сталкиваются две правды — правда украинского деревенского парня Опанаса, который мечтает о тихой крестьянской жизни на своей вольной Украине, и правда комиссара-еврея Иосифа Когана, отстаивающего «высшую» истину мировой революции. Эта поэма полифонична, близка по своей стиховой структуре к украинскому фольклору и сближается по форме с драматургическим произведением.

Книга «Сестра моя — жизнь» — вторая (после «Поверх барьеров») книга стихотворений Пастернака. Стихотворения, которые собраны в ней, объединены общей идеей, общими образами. Книга имеет собственную композицию: вступление, основную часть, состоящую из нескольких циклов, и «послесловие». Сближение природы, мира и человека, — это «Наша гроза». В книге есть цикл «Занятие философией», включающий в себя «Определение поэзии. Определение души» и «Определение творчества». В «Определении поэзии» ночь уподоблена центру жизни. «Определение творчества» же сводится к определению мироздания

Итак, мы видим, что книга "Сестра моя — жизнь" — единое произведение, где присутствует несколько развивающихся тем. Центральная — тема любви, от неё и зависят все остальные, сама же она выражена настолько полно в жизни природы и мира, что не может быть исчерпана.

Во второй половине 1920-х годов Б. Пастернак создал произведения о революционной эпохе. Это были поэмы "Девятьсот пятый год" (1925-1926) и "Лейтенант Шмидт" (1926-1927), стихотворный роман "Спекторский" (1925-1931). Б. Пастернак, назвав "Девятьсот пятый год" "прагматикохронистической книжкой", утверждал, что в "Спекторском" сказал о революции больше и более по существу. Прочитав "Девятьсот пятый год", М. Горький одобрительно отозвался об ее авторе как о социальном поэте.

Поэма эпического содержания "Девятьсот пятый год" была написана как хроника первой русской революции: "избиение толпы", "потемкинское" восстание, похороны Баумана, Пресня. В поэме время революции представлено как эпоха масс. Отцы жили в пору романтического служения героев, "динамитчиков", личностей, народовольцев. В 1905 г., это время воспринимается как невозвратное прошлое, на авансцену выходит время героических масс. Определяя правых и виноватых, вину за кровь Б. Пастернак возложил на власть: рабочих "исполнило жаждою мести" введение в город войск, "избиение", нищета; повод для восстания на "Потемкине" - "мясо было с душком"; черная сотня провоцирует студентов. Однако в "Лейтенанте Шмидте" уже появляется герой, который и волей судьбы, и благодаря собственному осознанному решению становится избранником революции. Шмидт поставлен автором перед выбором: он осознает себя на грани двух эпох, он как бы предает свою среду и "встает со всею родиной", он выбирает Голгофу.

Поэма «Охранная грамота»- Пастернак изложил свои взгляды на внутреннюю суть искусства и его значение в истории человеческого общества.