Жанрово-стилевое своеобразие лирики Маяковского. Лирический герой.
В поэтике Маяковского доминировала урбаника: фонари, тоннели, мосты, гудки, тротуары и перекрестки. Бытовизм изображения сочетается с фантастикой (эффект ирреального в реальном) - «150 000 000», в «Тамаре и Демоне» (1924)
Гротесковые ситуации: коммунизм будет побежден канарейками, предмет заседания бюрократов - «покупка склянки чернил» и т.д. Метафоры Маяковского заданы на создание картин в духе «фантастического реализма»: в его Поэзии улица скользит. Кузнецкий мост смеется, а фонарь снимает с улицы чулок.
Такие художественные приемы отвечают новаторскому мироощущению Маяковского, его сосредоточенности на утопии, концепции нового общества и нового человека.
А. Белый обращал внимание на новые словообразования в поэзии Маяковского, его изобретательность в использовании приставок и окончаний («изласкать», «окаркан», «людьё», «дамьё» и т.д.). Ему удавалось свободно трансформировать существительные то в глаголы («обезночит», «иудить», «выгрустить»), то в прилагательные («поэтино сердце», «вещины губы», «скрипкина речь», «именитое вымя»). Стремясь к экспрессивному ритму, к максимальной выразительности минимальными художественными средствами, Маяковский синтаксически уплотнял фразу, опуская предлоги, глаголы, существительные.
Маяковский освобождает свой стих от канонического размера, сосредоточивает внимание на смысловой ударности в стихе, она подчиняет себе ударение ритмическое, музыкальное. Экспрессивный ритм стиха Маяковского усилен аллитерациями типа «Город грабил, / грёб, / грабастал». Чтобы подчеркнуть смысл стиха и ударение, он вводит рваную строку. Внимание к содержанию усиливается и неожиданной рифмовкой с разрушением тождества в заударном слоге: спорящих - коридорище, колене - Ленин.
Все переживания и настроения поэт выражает через свое «я», т.е. через образ лирического героя. Героя этого можно назвать бунтарем-романтиком, мятежником, убежденным в своем праве выступать от имени «уличных тыщ». В то же время этот герой-индивидуалист ощущает свое трагическое одиночество среди людей.
В поэзии Маяковского первой половины 1910-х годов выражено желание поэта быть понятым, самому получить от мира сочувствие («Скрипка и немножко нервно»). Его протест против современных социальных и моральных норм («Нате!», 1913) не самоценен, он является следствием внутренней драмы «раненного, загнанного» героя («От усталости». 1913). ЛГ одновременно и эпатирует, и страдает.
Февральская и Октябрьская революции явились для Маяковского началом реального воплощения его идей о новом, свободном человеке и счастливом мироустройстве. Отныне романтический индивидуализм, присущий лирическому герою Маяковского, уступил место соборности, единению с миллионами, «я» сменилось на «мы», конфликт личности и общества был снят самой историей.
В творчестве Маяковского после 1917 г. революционные катаклизмы России соизмеримы по масштабам с планетарным «разливом второго потопа» («Наш марш», 1918). Конечно, в душе поэта-трибуна, прославлявшего революцию, находилось место живым, естественным чувствам - революция в конечном счете означала для Маяковского борьбу за торжество человечности. Об этом свидетельствует стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» (1918), проникнутое неподдельным состраданием, отзывчивостью к чужой боли. И все же моральная переориентация поэта, обусловленная грандиозностью революционных задач, очевидна: его лирический герой, еще недавно озарявший мир идеями любви и прощения, теперь отдает предпочтение «товарищу маузеру» («Левый марш». 1918.).
Сам пролетарий в соответствии с официальной трактовкой его как гегемона революции обретает в послеоктябрьском мировосприятии Маяковского черты пророка и сверхчеловека. Пролетарий - победитель планеты, разносчик новой веры («Мы идем», 1919).
Прежнее романтическое мирочувствование Маяковского уступило место дидактизму, характерному как для классицизма, так и для социалистического реализма. Мотивы сострадания лирического героя слабому и обиженному вытеснены образом поэта-глашатая, чья миссия - быть над толпой, чьи стихи выражают абсолют собственной позиции, адекватной интересам власти.
После 1917 года Маяковский стал много писать, за пять предреволюционных лет им написан один том стихов и прозы, за двенадцать послереволюционных лет — одиннадцать томов. Много времени он проводил в разъездах по Союзу и за рубежом. Однако впоследствии в работах Маяковского стали появляться тревожные и беспокойные мысли, он изобличает пороки и недостатки нового строя. Считается, что в середине 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе, в поэме «Во весь голос» присутствует строчка «роясь в сегодняшнем окаменевшем говне». Хотя стихи, посвящённые коллективизации, продолжал создавать до последних дней. Ещё одна особенность поэта — сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей щедринской сатирой. Лирическая сторона Маяковского раскрылась в «Неоконченном» (1928—1930)… В поэме «Во весь голос» (1930) — утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке».
12. Блок и Хлебников: общее и особенное в поэмах о революции
В поэзии и прозе первых лет революции очень актуальна тема жертвы и гибели невиновного.
Почему центром великой поэмы о революции является полууголовное убийство, лишенное идеологических, политических, классовых оснований?
В поэме явно присутствуют как минимум 2 мотива ненависти к Ваньке: он чужой и он богат. Катька изменила круг клиентов – воспринято как измена. Ванька не просто чужой, а в прошлом свой. Оба виноваты перед Двенадцатью только по неписаным законам полублатной морали. При чем тут революция?
Из первых реплик видно, что Катька безвинная жертва. В этом суть поэмы. Поэтому так важен центральный эпизод. Революция – всегда убийство, гибель не только виновных, но и невиновных. Они гибнут вместе. Именно в этом – трагизм революции. Вот почему уголовная драма приобретает черты высокой трагедии. Внутренняя тема «12» – оправдание убийства невиновного.
Революция, по Блоку, - преступление, переступление через невинную кровь. Изображение преступления – не значит оправдание. «Черная злоба, святая злоба» - оксюморон. Стратоновский сравнивает «12» с «Преступлением и наказанием». Очень показателен момент, по которому идет сравнение. В центре там и там убийство; показана неминуемость цепочки убийств. Логика преступления такова, что убийство, оправданное по теории (существа, которое не заслуживает жизни), влечет за собой другое, которое не оправдано никакой идеей. Изъян самой теории, разрешающей кровь. Блоковский Петруха – человек не теоретический, но он живет в то время, когда теоретики, которым он поверил, разрешили ему проливать кровь, если это во имя революции. Петруха страдает не так, как Раскольников; Достоевский показывает наказание Раскольникова и возможность его пройти; у Петрухи этого не будет. Достоевский отвергает насилие в принципе, а Блок считает его допустимым. Стратоновский: в русской литературе «12» - негатив «Преступления и наказания».
«12» можно сравнить с «Маленькими поэмами» (1921) Хлебникова. У Хлебникова – такое же понимание гибели невиновного и близкая к Блоку проблематика, но акценты расставлены иначе.
Хлебников «Настоящее», «Ночь перед советами» и «Ночной обыск» (осень 1921 г.). Между ними и поэмой Блока – гражданская война. В поэме «Настоящее» - образ народной стихии, гораздо более страшной, чем у Блока. Есть явные переклички (даже по стилю) с «12» (монолог прачки). Хлебников, в отличие от Блока, дает высказаться и противоположному полюсу (не только улица, но и те, на кого направлена ненависть; великий князь). Князь у Хлебникова – фигура страдательная, он ничего плохого не сделал, но между ним и народом – непонимание. Он сознает свою обреченность и даже оправдывает ту ярость, которая на него направлена. Даже начинает повторять за толпой. Хлебников, в отличие от Блока, стремится воспроизвести другой голос, дать голос жертве революции, человеку старого мира.
«ночь перед советами»- перед приходом красных к барыне приходит старуха и говорит, что ее повесят. Виновата классовой, а не личной виной. Ответит за грехи отцов. Мысль о грехах отцов важна и для Блока («Интеллигенция и революция»). Поэма посвящена доказательству родового греха. Революция, по Хлебникову, гибель виновного в принадлежности к своему классу.
«Ночной обыск»: сюжетное ядро – убийство. На квартиру к морскому офицеру приходят с обыском революционные матросы (те же Двенадцать, только матросы). Убивают сына хозяйки, устраивают оргию. Во время оргии появляется Христос (еще один повод сравнить) – икона в красном углу, которая привлекает внимание матросов. Глаза бога явно беспокоят убийцу. Происходит сознание поражения. Убийца может это преодолеть только через смерть от самого бога. Он начинает кощунствовать, провоцировать бога на мщение.
Кто такие Двенадцать? Хлебников не дает ответа на этот вопрос. Его собственное сознание раздвоено. Он вроде бы за революцию, но одновременно сочувствует ее жертвам, которые без вины виноваты. В то же время он уверен в их обреченности. Освящает ли Хлебников насилие, как Блок? По Хлебникову, оно не нуждается в этом, потому что революция – это бунт против бога, против установленного им миропорядка.
Раздвоенность есть и у Блока (противоречия). «Хорошо» и «библиотеку сожгли» - два ощущения революции, фантастически связанные.
Как и у Хлебникова, у Блока есть народ и есть враги. Но враги отличаются. У Блока слово «враг» повторяется неоднократно. «Враг» невидим, могуществен, он общий, экзистенциальный. Присутствуют и конкретные враги (барыня в каракуле, поп, писатель, буржуй). Реальной опасности они не представляют; изображены в комическом ключе (балаганно-лубочные мотивы). Почему старушка – враг, а не народ? Буржуй для Блока – понятие принципиальное; не столько социальное, сколько экзистенциально-психологическое. Это обыватель, максимально далекий от подлинности. Он не может выделиться, ему не надо выделяться. Здесь ненависть к этому типу у Блока переходит на бытовой уровень. Доходит до «исторического омерзения». Старушка, хоть и бедная, из старого мира, не хочет перемен, она – обыватель и потому тоже враг. Образ символический (Россия, народ).
Народ представлен разнообразно (старушка, Катька, Ванька, сами Двенадцать). Варварские массы, которые должны разрушить старый мир. Носители «музыки революции».
Можно найти философию революции. Показательно высказывание Волошина. Революцию надо принимать как историческую данность, ее надо пережить. «Революция – биение кармического сердца». Блок мог бы присоединиться к этому высказыванию. Пастернак сравнивал революцию с грозой. Блок тоже сравнивал ее с грозовым вихрем, бураном.
13. «Анна Снегина» С.Есенина. Проблематика, жанровые особенности.
Поэма «Анна Снегина», написанная в конце 1924 – начале 1925года, - одно из наиболее крупных по значению и масштабу творений Есенина, произведение итоговое, в котором личная судьба поэта осмыслена в связи с народной судьбой.
История отношений поэта Сергея и помещицы Анны Снегиной, развивавшаяся в контексте революционных событий, носила условно автобиографический характер. Поэт не скрывал сходства героя с собой (родился в семье зажиточн.крестьянина, дезертировал из армии Керенского и жил по подложным документам).
Поэма – лиро-эпическая. Взаимопереход эпического в лирическое. Главн.тема – личная, но ч-з судьбу поэта и глав.героини раскрываются эпическ.события. В основу поэмы легли события пред- и послереволюционной России, что придало произведению эпический размах, а рассказ о взаимоотношениях лирического героя с «девушкой в белой накидке» придает поэме лиризм. В мельнике и его жене сохранились традиционные национальные черты. Мельник- воплощение доброты и близости к природе. Мельник постоянно соединяет и мирит людей. Этот герой олицетворяет рус.хар-р. идеал поэта. Ес.верит, что духовное начало русской жизни, нравствен.ценности нельзя подменить социальными. В Проне проявился родившийся в пору революции национальный тип, он мятежник нового времени.
В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы - в рассказе возницы.
В центре поэмы-личность автора. Имя героини звучит поэтично и многозначно: Снегина — Онегина, перекликается с Пушкиным — символ чистоты белого снега — перекликается с весенним цветением белой черемухи и обозначает символ утраченной навсегда юности, мечты и гармонии. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.
Драма Анны, потерявшей мужа и лишившейся родины, — это драма целого поколения русских людей. Героиня стала заложницей и жертвой эпохи. Все прекрасное, светлое, доброе сметается вихрем революции.
Поэма заканчивается воспоминанием о «девушке в белой накидке», о годах любви и надежды. Этот эпилог показывает, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны.
В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Автора интересуют его собственные впечатления. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произв-ия, и как участник событий предреволюционного и революц.времени.
Для Ес.важны не классовая принадлежность чел-а, не его положение в об-ве, не его достаток, а его нарвствен.кач-ва.
Поэт осознаёт, что утраты неизбежны, но надеется, что им на смену придёт что-то новое, лучшее. Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает автору о «вечных ценностях», о его юности, и он делает вывод, что любовь удивительна и прекрасна, независимо от того, была ли она счастливой или нет: « Далёкие милые были!..Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили. Но, значит, Любили и нас».