Лиро-эпос Маяковского. Жанровые открытия.
Маяковский создал новый лиро-эпический жанр, в котором сочетались элементы лирики и эпоса. В поэме лирическое «я» поэта приобретает реальный и обобщающий характер. Уничтожая границы между лирическим героем и автором, Маяковский создает лирическую исповедь, взволнованное повествование, передающее с предельной силой чувства и переживания человека.
Интерес к судьбе отдельного человека. "Люблю" (1922), Маяковский определяет как "громаду любовь" и "громаду ненависть".
ПРО ЭТО Впервые поэма опубликована в журнале "Леф", М, 1923, #1. В поэме "Про это" решается проблема духовного целомудрия, высокой нравственной требовательности" восстановления чистоты любви, изуродованной и опошленной собственническими отношениями. Поэма свидетельствовала о том, что у Маяковского усилился интерес к судьбе отдельного человека. Маяковский показал борьбу лирического героя за идеальную, разделенную любовь, без которой нет жизни. В ходе этого трагического поединка с героем происходят фантастические метаморфозы, он превращается в творческую и духовную энергию, символами которой являются стих, поэзия и страдающий Христос. Процесс метаморфоз выражен поэтом в системе двойников поэта: медведя, комсомольца-самоубийцы, похожего одновременно и на Иисуса, и на самого Маяковского, и других. В целом этот трагедийный метаморфический процесс обретает форму поэмы-мистерии о любви, страданиях, смерти и грядущем воскресении Всечеловека, Человека природного, стремящегося занять место Бога.
В поэме "Хорошо!" Маяковский изображает, как в революционной борьбе рождается советская Россия, славит "отечество... которое есть,/но трижды — которое будет", внимательно следит за ростками новой жизни. Вместе с тем он обнаруживает в зародыше раковые опухоли советского общества, грозящие ему смертельными болезнями. После поэмы "Хорошо!" Маяковский хотел написать поэму "Плохо", но вместо нее написал сатирические пьесы "Клоп" и "Баня", в которых показал самые опасные тенденции в молодом советском обществе: перерождение рабочих и партийцев в мещан — любителей красивой, "аристократической" жизни за чужой счет (Присыпкин) и усиление власти невежественных и некомпетентных партийно-советских бюрократов вроде Победоносикова.
В поэме «Во весь голос» (1930) — утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке».
Поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах» (1914–1915), «Флейта-позвоночник» (1915), «Война и мир» (1915–1916), «Человек» (1916–1917), «Люблю» (1922) определяются как «лирические поэмы» в исследованиях В.О. Перцова, Б.П. Гончарова, Р.С. Спивак. На наш взгляд, преобладание лирического начала высвечивает и эпико-драматические компоненты текста.
Поэмы «150 000 000» (1919–1920), «IV Интернационал» (1922), «Пятый Интернационал» (1922), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Летающий пролетарий» (1925), «Хорошо!» (1927) - «лирический эпос». Ориентация на «созидательные» жанры древнерусской литературы («слово) вызвана социально-политической ситуацией. Время требовало проповеди в общероссийском масштабе с установкой на программу позитивного жизнетворчества. Риторичность, совмещение элементов «славы» и «плача», публицистичность, дидактичность, установка на устное воспроизведение и ориентация на массового слушателя. Поэмы представляют собой проповеди, целью которых является воспитание человека нового времени. В творчестве поэта религиозная благодать заменяется культом Революции, которую Маяковский воспринимал как путь к обновлению жизни, построению будущего нового мира.
Таким образом, эпическая доминанта в послеоктябрьских поэмах В.В. Маяковского является жанрообразующей и во многом обусловлена обращением автора к жанрам древнерусской литературы. Это позволяет рассматривать данные произведения в мифологической парадигме.
В поэме «Владимир Ильич Ленин» (1924 г.) деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком историческом фоне. Маяковский осознавал огромное значение личности Ленина - «самого человечного человека», «организатора победы» пролетариата. Поэма явилась гимном «атакующему классу» - пролетариату и его партии. «...Великое чувство по имени класс» было основной движущей силой творчества Маяковского советского времени. Поэму «Хорошо!» (1927 г.) А. В. Луначарский назвал «Октябрьской революцией, отлитой в бронзу»;