Блока. Значение центрального эпизода поэмы.
Невозможно поэму читать вне контекста символизма, вне контекста поэзии Блока. «12» - завершение романа в стихах Блока, его творчества. Это первая поэма об Октябрьской революции. Револ его погубила ((слопала поганая родимая Россия как чушка своего поросенка)
«12» - загадочное произведение еще и потому, что неясно, что значит эта поэма: ура или долой. В оценке революции проявляется митинговое мышление; некоторые восприняли поэму как апофеоз революции, и за это Блока хвалили; другие, в основном эмигранты, ругали за это же (Бунин). Некоторые были поэмой недовольны, т.к. она показывала революцию неправильно, по их мнению. Некоторые видели в поэме кощунство. Видели и просто злую иронию на революцию. Но все сводится к одному вопросу: Блок за революцию или против?
На «12» в принципе нельзя смотреть как на политический плакат. Это символическое произведение, очень противоречивое. Когда Блока спрашивали о появлении Христа в конце поэмы, он не мог объяснить. Художественный смысл поэмы заключен в этих противоречиях. Их надо просто принять как данность.
Противоречия важны; их надо уметь увидеть, не надо расшифровывать. Ближе всего к пониманию поэмы подошел М. Волошин: одно из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя самому себе, ни своим приемам, ни формам, Блок написал глубоко реальную и лирически объективную (настолько объективную, насколько мог лирик) вещь.
Почему центром великой поэмы о революции является полууголовное убийство, лишенное идеологических, политических, классовых оснований?
Народная стихия пронизывает поэму. Центральный кульминационный эпизод поэмы - убийство Катьки - является вершиной драматических страданий Петрухи - одного из "двенадцати", который в отличие от своих товарищей никак не может подавить своих чувств: то бешеной ревности к неверной Катьке, то глубокого отчаяния и любви к ней, то мрачного приступа тоски ко всему окружающему.
Блок, сосредоточив внимание на интимно-личных переживаниях человека, раскрыл их социальную и общественную значимость. Поэт сумел уловить зарождение опасной тенденции подавления ради идеи всего личного, которая впоследствии приведет к нравственной деформации общества. Идейный смысл поэмы не исчерпывается художественным изображением конфликта старого и нового миров. Конфликт поэмы скрыт глубже - в душе бандитов-красногвардейцев, идущих "без имени святого", которым "ничего не надо, ничего не жаль". Будучи призваны следить за порядком, они готовы стрелять в любого, не глядя, не раздумывая, ожидая, что "вот проснется лютый враг".
В поэме явно присутствуют как минимум 2 мотива ненависти к Ваньке: он чужой, и он богат. Бывший товарищ. Катька изменила круг клиентов – воспринято как измена. Наказаны по законам полублатной морали.
Из первых реплик видно, что Катька безвинная жертва. В этом суть поэмы. Поэтому так важен центральный эпизод. Революция – всегда убийство, гибель не только виновных, но и невиновных. Они гибнут вместе. Именно в этом – трагизм революции. Вот почему уголовная драма приобретает черты высокой трагедии. Внутренняя тема «12» – оправдание убийства невиновного. Революция, по Блоку, - преступление, переступление через невинную кровь. Изображение преступления – не значит оправдание. «Черная злоба, святая злоба» - оксюморон.
Стратоновский сравнивает «12» с «Преступлением и наказанием». В центре там и там убийство; показана неминуемость цепочки убийств. У дост – юрид наказание, просветление, отвергает насилие. У дост убийство, оправданное по теории (существа, которое не заслуживает жизни), влечет за собой другое, которое не оправдано никакой идеей. Блоковский Петруха живет в то время, когда теоретики, которым он поверил, разрешили ему проливать кровь во имя революции. Петруха страдает не так, как Раскольников; Достоевский показывает наказание Раскольникова и возможность его пройти; у Петрухи нет мук совести и наказания. Достоевский отвергает насилие в принципе, а Блок считает его допустимым. Стратоновский: в русской литературе «12» - негатив «Преступления и наказания».