Блока. Поэтика. Роль библейской символики
"12" (1918). Ее невозможно читать вне контекста символизма, вне контекста поэзии Блока. «12» - завершение творчества Блока. Это первая поэма об Октябрьской революции. Революция стала важнейшим событием в судьбах очень многих поэтов (Гумилев, Ходасевич, Ахматова, Пастернак, Мандельштам). Блока революция погубила (слопала поганая родимая Россия как чушка своего поросенка).
В поэме отражена революция 1917 года. Отразились как реальные события, так и взгляды поэта на историю, сущность цивилизации и культуру. «12» - загадочное произведение, потому что неясно, что значит эта поэма: ура или долой. Некоторые восприняли поэму как апофеоз революции, и за это Блока хвалили; другие, в основном эмигранты, ругали за это же (Бунин). Некоторые были поэмой недовольны, т.к. она показывала революцию неправильно, по их мнению. Некоторые видели в поэме кощунство. Видели и просто злую иронию на революцию. Но все сводится к одному вопросу: Блок за революцию или против?
Это символическое произведение, очень противоречивое. Когда Блока спрашивали о появлении Христа в конце поэмы, он не мог объяснить. Художественный смысл поэмы заключен в этих противоречиях. Их надо просто принять как данность.
«12» - опыт мистического освоения событий 1917 г. в их противоречии. «12» начинается в чисто блоковской символике. Противоречия важны; их надо уметь увидеть, не надо расшифровывать.
Ближе всего к пониманию поэмы подошел М. Волошин: одно из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя самому себе, ни своим приемам, ни формам, Блок написал глубоко реальную и лирически объективную (настолько объективную, насколько мог лирик) вещь.
Самое начало поэмы настраивает читателя на борьбу; резким контрастом встают два мира — старый и новый. Как атрибуты старого уклада жизни - буржуй, барыня, и поп. А следом, отряхивая с себя осколки погибшего общества, идут двенадцать человек. Кто они — строители будущего или жестокие разрушители, убийцы?
Лейтмотив поэмы возникает с первых тактов: в разрыве и противопоставлении «белого» и «черного». Черный цвет – смутного, тёмного начала. Белый цвет символизирует чистоту, духовность, это цвет будущего.
Финал поэмы. Что общего между Христом и революцией? У Блока Христос в первую очередь символ нового мира, который идет на смену старому, но смысл образа этим не исчерпывается. Христос пришел в мир, чтобы помогать бедным.
Иисус Христос – вестник новых человеческих отношений, выразитель святости и очистительного страдания. Для Блока его «двенадцать» - настоящие герои, так как они являются исполнителями великой миссии, совершают святое дело – революцию. Как символист и мистик, святость революции автор выражает религиозно. Подчёркивая святость революции, Блок ставит перед этими «двенадцатью» незримо идущего Христа. Предугадывается образ Христа в произведении с самого начала - с названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, число двенадцать было числом учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы - это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем "надвьюжным", а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для А. Блока:
На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А. Блока в грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении - это прежде всего борьба внутреняя, преодоление в себе темного и страшного.
Библейские мотивы..У блока всегда сильно женское начало (прекр дама, незнакомка, фаина). 12 – отдаелние от вечной женственности. Образ христа – жемчужный, нежный, жен.начало.
Современные исследователи обращают внимание на последовательность событий: позади паршивый пес, впереди Исус Христос. Считается, что в этих строках отразился процесс исторического движения. Пес символизирует прошлое, старый мир. Идущие двенадцать бойцов — настоящее, а Исус Христос — будущее, цель, к которой должна прийти Россия.
Вьюга рассматривается как символ эпохи, Исус Христос существует на ином уровне, над вьюгой. Его присутствие указывает на высший смысл событий. Люди не оставлены Богом
В основу сюжета положена любовная история. Это отношения Катьки и Петрухи, и его попытка расправиться с Ванькой. Катька была случайно убита Петрухой, когда тот собирался уничтожить Ваньку - классический христианский мотив греха и покаяния. Случайное убийство Катьки отражает Блоковское понимание революции, в которой чаще всего гибнет невинный человек.
Поэт воспринял революцию не как победу пролетариата, а как духовное, нравственное обновление.
Ветер – один из сквозных образов лирики Блока, об этом мы уже говорили на нашем уроке. Вспомните из ранних стихов. Ветер здесь – освежающая, очищающая сила. В фольклоре за образом ветра закрепилось значение всевидящего и всезнающего существа
12 Не похожи на «строителей светлого будущего», больше похожи на бандитов, «на спину б надо бубновый туз» (знак заключенного). Действительно «революционные силы» все крушили на своем пути, их жертвами порой становились совсем невинные люди, но никого не жалели. Так требовало время.
Любовный треугольник: Блок рисует крупным планом обыкновенного человека, обуреваемого грехами, но не чуждого раскаяния и сокрушающегося сердцем о том, что погубил женщину.
Тем не менее жертвой революции в поэме становится именно Катька. Образ ее в «Двенадцати» – самый целостный, самый теплый, самый человечный: она выделена из темных теней «народной стихии».
М. Волошин в статье предполагал, что не Христос «возглавляет» красногвардейцев, а они Его «конвоируют». М. Булгаков предполагал, что в «стихии», во вьюге «русского бунта – бессмысленного и беспощадного» (А. С. Пушкин), Блоку под видом Христа явился Антихрист.