Литер процесс 20-30хгг в контексте литры 20в. 3) Своеобразие литр процесса в 20-30. Тенденции. Закономерности.
20-30егг: 3 ветви – советская литра, рус.зарубежье и задержанная литра. Общее – общие корни, яркие произведения,незастрахованность от превратностей судьбы.Новаторство, разнообразие стиля, жанра, худ.ср-в, форм.
С начала 20-х годов начинается культурное самообеднение России. В 1921 г. умер А. Блок и был расстрелян Н. Гумилев. В год образования СССР (1922) выходит пятая и последняя поэтическая книга А. Ахматовой. Высылается из страны цвет интеллигенции (Цветаева, В. Ходасевич ,Г. Иванов, И. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин, М. Горький). Эмигранты считали себя хранителями единственной подлинной русской культуры, надеялись, что обстановка в России изменится и они вернутся возрождать разрушенную большевиками духовную культуру.
С середины 20х снижается видимая творческая активность Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Хлебникова, Пастернака, Клюева, Орешина.
1922 – 1й культур погром, сигнал к началу массовых гонений на культуру. Один за другим закрываются журналы («Дом искусств», «Записки мечтателей», «Культура и жизнь», «Литературные записки»). В 1924 г. закрывается "Русский современник".
Культурное самообеднение страны продолжается (и с конца 30-х едва ли не преобладает) до конца 50-начала 60-х гг (1958 - моральная расправа над Пастернаком, исключение Пастернака из Союза писателей; 1960 - арест романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба»).
«Серебряный век» «жил» до середины 20-х годов (М. Волошин, М. Кузмин, О. Мандельштам, Б. Пастернак, А. Ахматова). В литературу после революции пришли авторы, которых трудно назвать советскими: М. Булгаков, Ю. Тынянов, Л. Добычин, С. Кржижановский, обэриуты и др., а с 60-х годов, особенно после появления в литературе А. Солженицына, критерий «советскости» объективно все больше теряет смысл. Русская культура вплоть до начала 1990-х годов оставалась литературоцентричной.
Открывается много новых журналов: «Красная новь», «Печать и революция», «Молодая гвардия», «На посту», «Новый мир»... Возникает много литературных объединений: имажинисты, конструктивисты, экспрессионисты. Рабочие, красноармейцы, крестьяне, политработники стремятся в литературе рассказать о пережитых ими революции и гражданской войне.
Активность во всех видах и жанрах творчества. Поиск новых путей и форм. Многообразие выразительных и изобразительных средств. Время «великого эксперимента».
Новые тенденции: замена «я» на «мы», на первом плане – изображение народных масс. Анализ взаимоотношений героя и массы. На второй план отходит внутренний мир персонажа. Деформируется духовная жизнь: ограничение свободы вероисповедания, преследование инакомыслящих, террор, пренебрежение гуманистическими ценностями, оправдание жестокости. В прозе наибольший расцвет у повести, рассказа, очерка (малые формы), начало работы над романами-эпопеями. В драматургии сочетаются психологизм, гротеск, патетика и лирика.
2) Задержанная литра – не было закономерностей. Опальные – Мандельштам, А.Веселый, Клюев, Пильняк. В т же время пролетарские писатели (писали о революции, Сталине) были расстреляны. А Ахматовой, Булгакову, Тынянову жизнь была сохранена.
3) Литература 20-30х годов - основная тенденция к унификации, однообразию. Развитие л-ры сдерживали 2 фактора.
а. Соц. заказ. Так формируется мнимая история советской литры. Речь сначала шла о нужности/ненужности творчества. Для Зощенко соцзаказ стал стимулом появления его новаторства. Маяковский внедрил социальный заказ внутрь своей поэзии, но дальше стал развиваться по своим законам. Стремление к созданию образца – Фурманов «Чапаев», Серафимович («Железный поток»), Фадеев («Разгром»). Это были образцы того, как надо писать в 1920-е гг.
Но социальный заказ был и большим ограничением развития литературы.
- поляризация «они» и «мы»: либо высказаться против врагов новой власти, либо проявить лояльность к ней.
- рекомендуемые темы (недавнее прошлое и современность). Уход от этих тем стал восприниматься как саботаж.
- требование доступности, обращенности не к читателю, воспитанному на классической литературе, а к читателю, до этого вообще не являвшимся им.
Зощенко – жанр сказа (соблюдение всех трех условий).
Б. Укоренение темы Сталина в литературе. Важный признак советской литературы и массового сознания. Пастернак видел в Сталине воплощение всемирной исторической энергии. Молодой Булгаков пишет пьесу о молодости Сталина. Все эти произведения писались добровольно. Но: Мандельштам был вынужден написать оду Сталину; Ахматова ради спасения сына в 1950 г. пишет цикл «Слава миру». Канонизация и мифологизация вождя
К н.30х картина литры прояснилась: исчезло ощущение соцзаказа.
Главный вопрос советской литературы – об отношении нового искусства к новой действительности. Как соединить художественное мышление с практическим жизнетворчеством? Поиски ответа на этот вопрос заняли все 1920-е и отчасти 1930-е гг. Ответы были разные, появились группировки. Основной признак времени – существование и борьба многочисленных группировок.
1 этап. 1917-20е. Борьба лит группировок, соцзаказ, вопрос об отношении иск-ва к новой дейст-ти, ТВ-во связано с революцией.
· Пролеткульт(1917-20). Утверждал необходимость создания искусства особого, пролетарского, которое было бы изолировано от культурного опыта и традиций. Они считали, что подлинные пролетарские произведения могут создаваться только подлинным пролетарским писателем (важно было происхождение). Но приоритет этого искусства утверждался агрессивно, они не признавали другой точки зрения расформирование
· «Кузница» (1920-22) – более умеренная группировка пролетарских писателей, в основном поэты-романтики. Они тоже были против большевиков, критиковали НЭП (предательство мировой революции).
· В 1922 группа пролетарских писателей – «Октябрь». Именно с нее начинается история самого жестокого для РЛ направления – РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей) (1924-32). РАПП учитывала просчеты предшественников и всячески подчеркивала преданность делу большевиков, при этом не отрицая возможность учебы у классиков. Лидеры РАППа: Лев Авербах (критик), писатели А. Фадеев, Ю. Лебединский, В. Киршон. Они боролись за классовую чистоту искусства. Они были названы исследователем ХХ в. С.И. Шешуковым «неистовыми ревнителями».
· объединения «попутчиков». Первая – «Серапионовы братья» (цикл новелл Гофмана) (1921-25). Авторы: Лев Лунц, Вениамин Каверин, Н. Тихонов, К. Федин, М. Зощенко. Симпатизировали революции, но настаивали на свободе творческого выбора. – «ЛЕФ» (левый фронт искусства) (1923-28). Превратить соц-зм в производственный механизм, человека – в «стандартизированного активиста». Связана с именем Маяковского, шкловского, родченко; группировка «Перевал» (1925-32) объединилась вокруг редакции журнала «Красная новь», руководитель – А. Воронский. ЗА гармоничную личность и за право писателя быть самим собой, за право выбора.
1929 – год великого перелома. Цензура, гонения. Первые две акции коснулись Пильняка и Замятина. Эти кампании должны были продемонстрировать должную линию поведению.
Писатели протестовали: Горький, Платонов, Ю. Олеша, Булгаков и т.д. Пытались защитить творческую линию поведения и преследуемых писателей.
Все попытки предостеречь общество были обречены на поражение, т.к. цели были поставлены, и их нужно было осуществить.
!! В 1932 г. все литературные группировки должны были прекратить свое существование. Началась подготовка к первому съезду российских писателей (1934) под предводительством Горького. Вся советская литература была объединена в Союз писателей. Были приняты программа, устав. Единственный возможный метод изображения жизни- Соцреализм- это правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии. Сюда входили исторический оптимизм, народность, партийность – основы нового метода.
· Программное произведение- роман Горького «Мать», и Горький был объявлен основоположником соцреализма.
· С начала 1930-х гг. соцреализм стал превращаться в откровенный нормативизм, иллюстрирование политических лозунгов. В 30-х гг преобладает эпическое начало во всех видах творчества, тяга к крупномасштабным полотнам. Активизация очерковой литературы и публицистики. «Основной герой книг» - труд, развитие «производственных жанров». Развивается жанр массовой песни. Развивается повесть в стихах, сюжетная эпическая поэма.