Общественно-историческая концепция

Что же объединяет людей в общество? По мнению Э. Дюркгейма – это солидарность. Солидарность одно из основных понятий социологии, оно указывает на те связи, которые соединяют людей в общество. Благодаря солидарности люди объединены общими интересами и общей деятельностью, они стянуты в группы и сообщества.

Типы социальной солидарности:

механический (низший тип): доминирующий в иерархических обществах, с относительным равенством, ограниченной свободой и почти полным отсутствием возможностей для развития индивидуальных способностей;

органический (высший тип): развивается посредством эволюционного совершенствования социальной системы разделения труда.

Переход от низшей к высшей солидарности происходит под влиянием борьбы за существование, последнее содействует разделению труда, социальной дифференциации и индивидуализации людей.

 

Разделение труда – это та сила, которая солидаризирует современное общество. Э. Дюркгейм объясняет это весьма просто. Дело в том, что профессиональная специализация в индустриальном обществе предполагает массовое или товарное производство, ориентированное на рынок, Представитель каждой профессии способен произвести много и качественно, но только один какой-либо вид товара. И чем более специализирован труд, тем в большей степени его профессиональные представители зависят от продукта труда других работников. Таким образом, общество солидаризируется на основе общего интереса в результатах как собственного, так и чужого труда.

Наряду с нормальными формами разделения труда Э. Дюркгейм выделял и «ненормальные формы» (патология). Одной из форм таких ненормальных состояний является аномия– особое состояние в обществе (группе), связанное с относительной ликвидацией этических норм, обычаев, традиций и характеризующееся утратой людьми целей и смысла жизни, моральным нигилизмом и цинизмом, гнетущими чувствами душевного беспокойства и безнадежности. Э. Дюркгейм искал объяснения аномии в не разработанности правил, регулирующих становление новой индустриальной цивилизации. Преодоление «ненормальных форм» он видел в установлении свода правил (партикулярные моральные кодексы), жестко регламентирующих поведение индивидов в социальных группах.