Книга IX КАЛЛИОПА 8 страница
[618]618.. См. выше, I 92.
[619]619.. Ср. выше, IV 175, 198.
[620]620.. Прорицания оракула относили к западному побережью Сицилии, занятому финикиянами. Здесь у горы Эрик находился знаменитый храм Мелькарта (Геракла).
[621]621.. На этой карте, изготовленной в Милете, был изображен план персидской дороги из Сус в Сарды со всеми станциями. В ионийских городах были также карты земель персидской державы: на одних были только очертания земель (ср. IV 37–41), а на других нанесены даже сатрапии (ср. IV 96, 97).
[622]622.. Три месяца – время, за которое отряд войска мог пройти весь путь. Курьеры персидского царя могли доставить письмо из Сард в Сусы за семь дней.
[623]623.. У прохода персы построили мост. В 585 г. до н.э. (ср. I 74) его еще не существовало.
[624]624.. Речь идет об огражденном воротами мосте, по которому дорога пересекала Галис второй раз.
[625]625.. Путь достигал верховьев Евфрата.
[626]626.. Имеются в виду реки Тигр (Большой и Малый), Заб и Гинд (совр. Диала).
[627]627.. Этот путь до побережья моря был продолжен впоследствии.
[628]628.. Гиппий, по Фукидиду, отстранил сестру Гармодия и Аристогитона от участия в празднестве Панафиней. За это оскорбление они отомстили убийством Гиппарха в августе 514 г. до н.э.
[629]629.. Гефиреи не были полноправными гражданами в Афинах. Причиной убийства Гиппарха было, следовательно, ущемление политических прав новых граждан, которым Афины были обязаны своим экономическим расцветом в VI в. до н.э.
[630]630.. С половины II тысячелетия греки пользовались равными письменами: на Крите и в Пелопоннесе употреблялось линеарное письмо В, а также слоговое кипрское письмо.
[631]631.. От финикиян греки переняли только звуковое письмо (вероятно, впервые на Кипре, где были финикийские и греческие города). Некоторые знаки для финикийских согласных звуков, которые не имели соответствия в греческом языке, греки применили как знаки для гласных звуков.
[632]632.. Книги из кожи употребляли жрецы. На таких кожаных книгах сохранялись сборники древних прорицаний оракулов.
[633]633.. Египтяне и аккадцы также применяли кожу как материал для письма.
[634]634.. Древние надписи, написанные уже не употреблявшимся во время Геродота письмом.
[635]635.. Род Писистрата возводил свое происхождение к Нестору (как и цари из династии Кодра).
[636]636.. Ср.: Одиссея VIII, 490.
[637]637.. Новые территориальные объединения (филы) заменили древние родовые филы – оплот аристократии.
[638]638.. Каждый храм в Греции имел свои храмовые легенды, т.е. цикл рассказов о “страстях бога”, о судьбах и переживаниях храмового божества и его приближенных. Из этих религиозных действ впоследствии возникли театральные представления.
[639]639.. Геродот под словами “сам он” подразумевает Исагора, а не Клисфена (см.: С. Я. Лурье. Геродот, стр. 80).
[640]640.. Каждая аттическая фила делилась на 12 навкрарий (капитанств) – территориальных округов. Начальники этих навкрарий (пританы) и были тогда у власти. О них Геродот упоминает, чтобы снять вину с Мегакла, который был тогда архонтом.
[641]641.. Геродот имеет в виду совет пятисот, состоявший из представителей отдельных фил.
[642]642.. Т.е. святилище Афины в Эрехфейоне.
[643]643.. Клисфен признал протекторат Персии. Геродот, близкий к Алкмеонидам, изображает дело так, будто послы действовали на свой страх и риск, так как после персидских войн этот поступок считался позорным (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 159).
[644]644.. Замечание Геродота следует понимать так, что с этого времени с началом войны призывали в помощники не обоих Диоскуров, а только одного. По верованию спартанцев, Диоскуры сопровождали войско в походе. Спартанские цари были земными воплощениями Диоскуров.
[645]645.. В подлиннике παχέες (толстопузые), т.е. богатые. Раздел земель крупных землевладельцев между мелкими крестьянами (клерухами) был главным средством афинского господства в завоеванной области. Гиппоботы (коневоды) – крупные землевладельцы в Халкиде на Евбее.
[646]646.. Ср.: Одиссея II, 150.
[647]647.. Туманный характер дельфийских изречений сближает их с загадками.
[648]648.. В Беотии, как и в Пелопоннесе, была река под названием Асоп. Эгина была мифической дочерью пелопоннесской реки Асопа. Ее именем назван остров Эгина в Сароническом заливе. Смешение, видимо, указывает на древнее прорицание оракула, которое было известно уже Пиндару. .
[649]649.. Это место Геродота показывает, что статуэткам героев (бронзовым или из слоновой кости) приписывали сверхъестественную силу. Одна такая бронзовая статуэтка найдена в Олимпии у храма Геры.
[650]650.. Священная маслина почиталась на акрополе.
[651]651.. Мистерии, в которых, как и при Фесмофориях, могли участвовать только женщины.
[652]652.. Обе богини были изображены в сидячем положении. Статуи остались в таком положении, как упали.
[653]653.. Греческое слово χιτών заимствовано от карийцев.
[654]654.. Речь идет о сборнике прорицаний. Писистратиды собрали большую библиотеку из сочинений древних поэтов.
[655]655.. Возможно, что это сказание связано с посвятительными дарами Кипселидов в храме в Олимпии. Одним из этих даров был художественной работы ларец (сундук). Вместе с тем греческое слово χύψελος (ящик, сундук) было именем основателя рода новых правителей, что и дало повод для возникновения подобного сказания.
[656]656.. Кипсел в свое время изгнал из Коринфа аристократов, а Периандр оказался еще более жесток.
[657]657.. См. выше, III 50.
[658]658.. На Ахеронте, где, по представлениям древних, был вход в подземное царство, издавна существовал оракул мертвых.
[659]659.. Геродот имеет здесь в виду граждан с правом голоса, которых было в Афинах около 10000.
[660]660.. Ионяне выступили в поход на Сарды не по персидской дороге от Эфеса, но по тропам, ведущим через горы. Поход на Сарды был вызван желанием расправиться с сатрапом, управляющим Лидией и малоазийским побережьем (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 109).
[661]661.. В Афинах обе персофильские группы в это время объединились, в 496 г. до н.э. им удалось прийти к власти, и тогда афинский вспомогательный отряд был отозван из Малой Азии (см.: С. Я. Лурье. История, стр. 191).
[662]662.. Сиром – финикийское Хирам.
[663]663.. Зевс – здесь Ахурамазда.
[664]664.. Хитон носили непосредственно на теле. Завоевание Сардо (совр. Сардиния) у карфагенян – невыполнимое предприятие. Геродот хочет показать, каким грубым способом Гистией обманывал царя.
[665]665.. Это были властители греческих городов на Кипре: Саламина, Кития, Куриона, Мариона, Сол, Лапефа, Керинеи и Хитр. Только Амафунт держал сторону персов.
[666]666.. Персы подкопали и затем обрушили стены в нескольких местах и таким образом проникли в город.
[667]667.. Персы приняли меры к захвату Геллеспонта, чтобы отрезать Элладу от понтийского хлеба.
[668]668.. Геродот, вероятно, передает здесь сообщение Гекатея.
[669]669.. Ср. V 126.
[670]670.. Подобные “депортации” целых народностей практиковались властителями Вавилона, Ассирии и Персии (ср. так называемое “Вавилонское пленение”). Возможно, что Дарию пришла мысль переселить часть ионян в Финикию.
[671]671.. Гистией мог опираться на недовольные Дарием элементы в Малой Азии. Персидские заговорщики, вероятно, принадлежали к числу сторонников устраненного Дарием сатрапа Орета (ср. III 120, 126, 128).
[672]672.. Уничтожение Аристагором тирании в Милете послужило сигналом к низвержению тиранов в ряде ионийских городов и установлению так называемого народного правления. Тирания как демократическая диктатура была переходной властью. Как только власть аристократии была сокрушена, то городские элементы стали воспринимать тиранию как пережиток, мешающий развитию рабовладения, свободного торгового оборота и демократических учреждений (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 116).
[673]673.. Т.е. Гимей и сатрапы II (лидийской) и III (фригийской) сатрапий Артафрен и Отан (ср. выше, V 122, 123).
[674]674.. В собрании в Панионии (на п-ове Микале) участвовали только представители восставших городов. Города, оставшиеся верными персам, не прислали делегатов. Во главе восстания стояли и “демократические” партии в городах, представляющие интересы торгово-ремесленных кругов, заинтересованных в торговле с Понтом и в сбыте туда ремесленных изделии.
[675]675.. См. выше, V 37.
[676]676.. В подлиннике άγνομοσύνη (блажь, тупое упрямство).
[677]677.. Геродот описывает здесь самый важный маневр античной военно-морской тактики. Он был изобретен фокейцами и затем воспринят другими греческими городами. Нападающий корабль должен был пройти между двумя вражескими кораблями так, чтобы сломать им весла и лишить их маневренности. В образовавшийся прорыв входили затем другие корабли и охватывали вражеский флот с тыла. Воины с корабля, проходя мимо вражеских кораблей, осыпали их градом стрел и камней, чтобы воспрепятствовать контрманевру. Подобная тактика требовала молниеносного исполнения приказа командой нападающего корабля и предполагала долгую тренировку. Против этого-то и протестовали экипажи кораблей и воины.
[678]678.. Они предпочли, как и самосцы, снова принять изгнанных тиранов. Геродот – поклонник Самоса делает все возможное, чтобы обелить Самос и династию Поликратидов: он оправдывает даже измену самосских стратегов в битве при Ладе и жестокости персов на острове (ср.: С. Я. Лурье. Геродот, стр. 94–95).
[679]679.. Хиосцы удачно провели в битве маневр, которому их обучил фокеец Дионисий.
[680]680.. Город Эфес не примкнул к восстанию. Геродот пытается ссылкой на праздничную процессию в честь Деметры (Фесмофории) оправдать позорное поведение эфесцев по отношению к своим землякам-ионянам.
[681]681.. В подлиннике γαῦλος (финик.) – слово, означающее определенный тип корабля (грузовой корабль).
[682]682.. Карфагеняне и этруски господствовали тогда в западной части Средиземного моря.
[683]683.. Милет пал, вероятно, осенью 494 г. до н.э., на шестом году ионийского восстания, которое началось в 499 г. до н.э.
[684]684.. В Дидимах был храм Аполлона со знаменитым оракулом (развалины храма у совр. Гиеронды). Ксеркс приказал перенести оракул в Бактрию. Часть милетян после взятия города была переселена в Бактрию.
[685]685.. См. выше. I 92; V 36.
[686]686.. Драма Фриниха не сохранилась. Это была первая известная нам попытка изобразить на сцене исторические события.
[687]687.. Речь о сторонниках так называемой народной партии, которые после изгнания тиранов ввели на Самосе демократию, а теперь решили эмигрировать в Сицилию. Напротив, беднота на острове стояла за подчинение персам. Персы вовсе не были защитниками греческой бедноты: они поддерживали любую партию, которая обращалась к ним за помощью (см.: С. Я. Лурье. История, стр. 192).
[688]688.. Персы восстановили на Самосе, как и в других ионийских городах, власть тиранов.
[689]689.. Гистией укрепился в Византии, чтобы перехватывать идущие в Грецию корабли с грузом хлеба и блокадой заставить греческие города примкнуть к ионийскому восстанию.
[690]690.. Вероятно, одна из школ, где обучали чтению и письму.
[691]691.. Это сообщение – позднейшая вставка: на гористых островах, испещренных ущельями и расселинами, подобная тактика совершенно невозможна.
[692]692.. Ионийские города были покорены сначала лидийским царем Крезом, потом при Кире персидскими полководцами Мазаресом и Гарпагом и, наконец, в царствование Дария.
[693]693.. См. выше, V 117.
[694]694.. Византий и Калхедония были предмостными укреплениями персов уже во время скифского похода Дария I. Персы могли, опираясь на эти города, отрезать Грецию от понтийского хлеба. Египет – вторая страна, экспортировавшая хлеб, была также в руках персов. Поэтому грекам оставалось только импортировать хлеб из Сицилии.
[695]695.. Оракул, разумеется заранее подготовленный, посоветовал долонкам обратиться к Мильтиаду, сыну Кипсела.
[696]696.. Священная дорога вела из Дельфов в Фокиде через Коронею и Фивы (в Беотии) в Аттику. На всем протяжении пути послы находились под покровительством божества, и поэтому благочестие предписывало оказывать им гостеприимство.
[697]697.. Род Мильтиада (как Алкмеониды и Писистратиды) возводил свое происхождение к героям Троянской войны.
[698]698.. Т.е. в самом узком месте фракийского Херсонеса.
[699]699.. Т.е. гимнастические состязания.
[700]700.. Пританей – служебное здание совета. Там находился алтарь Гестии, богини домашнего очага.
[701]701.. См. ниже, VI 103.
[702]702.. Из сообщения Геродота вытекает, что неудачный исход скифского похода Дария ослабил положение греческих тиранов на Геллеспонте.
[703]703.. Геродот возвращается теперь к событиям 493 г. до н.э.
[704]704.. Финикийские корабли, вероятно, подстерегали Мильтиада при выходе из Сардонического залива.
[705]705.. Имброс не был еще тогда захвачен персами.
[706]706.. Артафрен, сатрап II (лидийской) сатрапии, управлял тогда и I сатрапией, куда входили и греческие города. Определив территорию каждого греческого города, он обложил их соответственной податью и затем установил мир между греческими городами. Этими мерами персы привлекли на свою сторону влиятельные группы ионян и таким образом обеспечили себе тыл в предстоящей войне.
[707]707.. Именно весны 492 г. до н.э.
[708]708.. Под “эллинами” здесь имеется в виду Гекатей Милетский. Эллинские тирании оказались тогда для персов опаснее, чем так называемые демократии.
[709]709.. Македония была подчинена Бубару, уполномоченному сатрапа Мегабаза (ср. выше, V 18–21).
[710]710.. Город Аканф получал большую выгоду от строительства Ксерксом Афонского канала и поэтому всемерно поддерживал предприятие.
[711]711.. Хронология источников Геродота здесь ненадежна. Эти события должны были относиться уже к 490 г. до н.э. – году Марафонской битвы.
[712]712.. Данные касаются годовой производительности рудников.
[713]713.. Отсюда следует, что еще до первого похода Дария в Греции образовался союз городов под руководством Спарты. Эгина – постоянный соперник Афин, закрывающая им выход в открытое море. По наущению Афин Спарта как общепризнанный вождь Эллады требует от эгинцев заложников в обеспечение того, что Эгина не станет на сторону персов в случае их нашествия.
[714]714.. Криос – баран.
[715]715.. Речь идет наряду с другим, быть может, о каком-нибудь недошедшем произведении Гесиода.
[716]716.. Передаваемое здесь Геродотом предание не имеет никакого отношения к древним легендам о переселении дорийцев, а является измышлением поэтов на службе у правящих аристократических родов.
[717]717.. Геродот хочет здесь сообщить то, что рассказывали о происхождении спартанских царей в остальной Греции, кроме Спарты.
[718]718.. Геродот имеет в виду логографов.
[719]719.. Цари были верховными жрецами спартанского племенного бога и бога неба.
[720]720.. Цари занимали почетные места не только на празднествах, но и на общих обедах (сисситиях).
[721]721.. Два ежемесячных праздника у спартанцев были новолуние и день рождения Аполлона (седьмой день каждого месяца).
[722]722.. Проксенами в Спарте назывались избранные царями граждане, оказывавшие гостеприимство иностранцам и защищавшие их интересы.
[723]723.. Полученное предсказание оракула записывалось на коже и затем хранилось царями.
[724]724.. Речь идет о дочери – единственной наследнице, которая после брака приносила в семью мужа все свое имущество.
[725]725.. Имеется в виду охрана безопасности на дорогах.
[726]726.. Речь идет о заседаниях совета старейшин (геронтов).
[727]727.. Периэки, принадлежавшие к дорийским и додорийским племенам, обладали в противоположность совершенно бесправным илотам некоторыми политическими правами (например, местным самоуправлением). Наряду с воинской повинностью они должны были выставлять траурную свиту при погребении царей.
[728]728.. Имеется в виду погребальная песнь в честь покойного, в которой восхвалялись его заслуги.
[729]729.. Святилище Елены и Менелая (Менелайон) находилось к юго-востоку от Спарты. Здесь, по преданию, были погребены Менелай и Елена. При раскопках святилища была найдена статуэтка нагой женщины (ок. 680 г. до н.э.). Подобные статуэтки в это время были еще редки.
[730]730.. В святилище Феба (Фебеон), по верованию спартанцев, были погребены Диоскуры.
[731]731.. Т.е. влияние эфоров тогда не было еще столь значительным, чтобы они в этом вопросе могли вступать в спор с царем.
[732]732.. Истец и ответчик перед началом процесса должны были принести клятву в том, что их утверждения истинны. Затем начинался суд.
[733]733.. Сообщение об этом случае показывает, насколько скептически относился Геродот к поступкам жрецов, изрекавших предсказания оракулов.
[734]734.. Речь идет об области Элиде.
[735]735.. Царь со свитой укрепился в аркадской Тегее, откуда и пытался захватить Спарту.
[736]736.. Уже Гомер и Гесиод упоминают Стикс. Водой этой реки у Гомера клянутся боги. Вокруг Стикса образовался религиозный центр аркадских племен.
[737]737.. Ср. выше, V 66.
[738]738.. Ср. выше, V 74.
[739]739.. Другую часть предсказания Геродот сообщает в VI 19. Для своего труда Геродот, по-видимому, пользовался сборниками предсказаний оракулов отдельным городам.
[740]740.. Дракон был знаменем воинов Аргоса.
[741]741.. По описанию Геродота выходит, что роща была окружена стеной, за которой укрепились аргосцы.
[742]742.. Речь идет о части додорийского населения, которое до того не имело никаких политических прав.
[743]743.. Под Фасисом имеется в виду р. Аракс. Скифы всякий раз вторгались в Мидию через проход у Дербента.
[744]744.. Здесь, по-видимому, следует иметь в виду нападения лидийских царей на ионийские города в первой половине VI в.
[745]745.. Опознавательные таблички, или “хирограф”, который предъявлялся при получении денег. На этом хирографе (на коже) дважды писали текст документа и между обоими текстами оставляли пространство, где писали слово “хирограф”. Затем в этом месте разрезали кожу пополам. При представлении хирографа обе половины должны были совпасть. Главк, по-видимому, уничтожил или спрятал свою половину хирографа.
[746]746.. Вымирание собственного рода было для тогдашних греков самой страшной угрозой.
[747]747.. Праздник в честь Посейдона праздновался в его храме в Сунии (мыс на юге Аттики). Знатнейшие афиняне отправлялись туда на государственном корабле.
[748]748.. В подлиннике παχέες (толстые, жирные) – крупные торговцы. Они скопили себе капиталы на понтийской торговле хлебом или на эксплуатации серебряных рудников в Фессалии. Их противниками были разоренные хлебным экспортом мелкие крестьяне и городские ремесленники.
[749]749.. Эгинцы нарушили право убежища храма Деметры.
[750]750.. Цифры указывают лишь на то, что сумма, наложенная на Сикион и Эгину, была очень велика. Так, подати с ионийских городов I персидской сатрапии составляли только 300 талантов серебром (ср. выше, III 90).
[751]751.. Греческое пятиборье – это состязание в прыжках, беге на скорость, метании диска, метании копья и борьбе.
[752]752.. Неудачное нападение сатрапа Мегабата и тирана Аристагора на Наксос послужило внешним поводом к ионийскому восстанию (ср. выше, V 33–34).
[753]753.. Делос, по преданию, был местом рождения Аполлона и Артемиды. Приведенный эпизод показывает, как персы старались оказать уважение чужеземным богам.
[754]754.. Речь идет о количестве ладана ценностью в 300 талантов. Числа приведены для указания огромного количества.
[755]755.. Геродот подводит здесь итог за время от начала Персидской войны в 490 г. до н.э. до первого периода Пелопоннесской войны (от 431 до 421 г.).
[756]756.. Объяснение Геродотом персидских трех царских имен показывает, что он совершенно не знал иранских языков.
[757]757.. Ср. V 77. Эти клерухи оставались афинскими гражданами и числились в списках граждан.
[758]758.. Высадившись в области Эретрии, Датис находился поблизости от Беотии, где существовала сильная проперсидская партия, и от Аттики – непосредственной цели его похода.
[759]759.. Каждая из десяти аттических фил являлась также и военной единицей, которая выставляла отряд, состоящий из гоплитов и всадников, и выбирала стратега (командира). Номинально во главе всего войска стоял полемарх, а фактически командовали поочередно 10 стратегов.
[760]760.. Кимон был убит после своей олимпийской победы в 524 г. до н.э.
[761]761.. Имеется в виду дорога, начинавшаяся у Мелитских ворот и шедшая на север вдоль холма Муз. Κοίλη (лощина) – район Афин к западу от Пникса.
[762]762.. Дорога, по которой шел скороход, вела из Аргоса через Гисии и гору Парфений в Тегею и оттуда в Спарту.
[763]763.. Так называемый грот Пана в Афинах находился между акрополем и ареопагом.
[764]764.. Спартанцы справляли в это время праздник Карнеи. Когда послы прибыли в Спарту, оставалось еще 9 дней до полнолуния и конца праздника. Марафонская битва произошла уже 12 сентября 490 г. до н.э.
[765]765.. Афиняне укрепились за стеной, окружавшей рощу святилища Геракла.
[766]766.. Платейцы не вступили в Беотийский союз во главе с Фивами.
[767]767.. Полемарх – член коллегии из 9 архонтов, которые тогда управляли Афинами. Коллегия состояла из архонта-эпонима, архонта-басилея (царя), полемарха и 6 фесмофетов. Архонт-эпоним, по которому назывался год, в это время решал вопросы, связанные с семейным и наследственным правом. Архонт-басилей был верховным жрецом и председателем ареопага. Полемарх – первоначально главный военачальник – фактически в это время не имел военной власти. Фесмофеты исполняли только судебные обязанности.
[768]768.. На правом фланге в бою занимал место когда-то афинский царь. Теперь это почетное место по наследству перешло к полемарху.
[769]769.. Геродот изображает атаку фаланги гоплитов. Эта фаланга – тесно сомкнутая боевая колонна, глубиной в 8–12 шеренг – при Марафоне в центре состояла только из немногих шеренг (ввиду большого расстояния до врага). При этом нужно было избегать, чтобы при продвижении оба крыла не столкнулись в центре и шеренги не потеряли строя. Фаланга должна была достичь вражеской линии в сомкнутом строю и прорвать ее. Атака фаланги афинян при Марафоне оказалась успешной потому, что персидская конница была уже посажена на суда (да и вообще у персов в этом походе было мало конницы). Поэтому впоследствии Ксеркс велел построить специальные корабли для перевозки конницы. Победа при Марафоне имела преимущественно моральное значение для греков, разрушив представление о непобедимости персов. Военное значение битвы было незначительно (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 197).
[770]770.. У персов полководец в противоположность грекам находился в центре боевой линии; его окружали телохранители и отборные сакские отряды.
[771]771.. Персы огибали южную оконечность Аттики в направлении к Афинам.
[772]772.. Геродот точно передает число павших в битве на основании официальных списков погибших.
[773]773.. Датис, вероятно, решил возвратить похищенную статую из внимания к персофильской партия в Беотии.
[774]774.. Геродот описывает метод перегонки нефти с выделением асфальта и песка, содержащего сырую нефть (песок он неправильно называет солью).
[775]775.. Лакуна в тексте (по Кобету).
[776]776.. Из описания Геродота выходит, что тогдашняя добыча сырой нефти ограничивалась добыванием масла. Упомянутые месторождения нефти, вероятно, находились недалеко от современной иракско-иранской границы. Персы называли нефть “раданак”.
[777]777.. Архонтом-эпонимом во время Марафонской битвы был Фенипп, отец Каллия. Каллием же звали также отца Алкмеонида Гиппоника (стратега 426 г.). Этот Каллий, конечно, не мог быть современником Писистрата. Здесь Геродот допустил ошибку.